Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:51, реферат
Особенности формирования русской системы власти основываются на основополагающем влиянии византийской идеи власти Императора – идеи религиозного автократизма, глубоко воспринятой русскими книжниками и летописцами, и в частноправовом характере власти Великих князей из рода Рюриковичей, для которых владения есть неотчуждаемая вотчина, переходящая по наследству в их роде.
Введение
Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма
Век Екатерины II
Генезис и особенности русского самодержавия
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Особенности формирования русской системы власти основываются на основополагающем влиянии византийской идеи власти Императора – идеи религиозного автократизма, глубоко воспринятой русскими книжниками и летописцами, и в частноправовом характере власти Великих князей из рода Рюриковичей, для которых владения есть неотчуждаемая вотчина, переходящая по наследству в их роде.
Власть самодержавная
никогда не была чисто юридически
созданной властью, ее генезис глубоко
связан с историческим путем самой
России, в котором она играла волевую,
направляющую роль. Именно самодержавие
явилось насадителем
В настоящей контрольной работе будут рассмотрены вопросы становления абсолютизма в России, ключевые этапы этого становления – правление Петра I и Екатерины II. В последнем разделе будут рассмотрены вопросы генезиса и особенностей самодержавной власти в России.
2. Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма
С начала ХVIII в. Петр I взял резко курс на «европеизацию» России. На формирование его взглядов большое влияние оказали иностранные предприниматели, возглавлявшие Московскую «Немецкую слободу», швейцарец Лефорт и англичанин Гордон - приверженцы протестантизма. Жесткий характер Петра I закалился в борьбе за власть с царевной Софьей, личном участии в казнях ее сторонников, приверженцев устоев русской монархической государственности.
Более всего Петр преуспел
в модернизации на европейский лад
системы государственно-
Петр I - создатель «служилого» государства. По указу «О единонаследии» (1714) земельные владения переходили старшему сыну дворянина. Остальные сыновья обязаны были нести военную или государственную службу и продвигаться по службе как чиновники в соответствии с «Табелем о рангах». Он содержал 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку.
В стране была проведена административная реформа. Вся территория разделялась на 8 губерний, которые делились на провинции и уезды. Во главе губерний стоял губернатор, в руках которого находилась судебная, полицейская, финансовая власть. Во главе провинций и уездов были воеводы. Городским управлением стали ведать городовые магистраты.
Петр I осуществил военную
реформу: переход к регулярной армии,
формируемой рекрутскими
Как и монархи европейских стран, Петр I направлял свою реформаторскую деятельность на установление неограниченной, самодержавной власти. Препятствием к этому царь усмотрел в традициях Православной Церкви. «Симфония властей» в Московской Руси основывалась не только на подчинении царя догматам церкви, но и светском подчинении ему служителей церкви как подданных.
В католической Европе Римское папство стремилось главенствовать над монархами. Русское Православие этим Петру I не угрожало. Однако в стремлении к абсолютной власти он нанес серьезный удар по устоям Православия в России. После смерти в 1700 г. Патриарха нового по указанию царя не избрали. В 1721 г. Петр I создал государственную коллегию по управлению церковными делами - Святейший синод во главе с обер-прокурором. Так Русская Православная Церковь лишилась Патриаршества. Более того, царь издал негласный указ «О подчинении таинства исповеди полицейскому сыску», чем обязал священников шпионить за своей паствой под страхом каторги и лишения сана. Подчинение церкви государству вело к разрушению Московской православной державности, подрыву духовных ее основ.
В руках царя сосредоточилась вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и духовной власти. Россия получила большой разветвленный аппарат управления. Деятельность чиновников детально регулировалась разного рода регламентами и установлениями. В силу этого государство времен Петра I называют регулярным.
После победоносного завершения Северной войны Сенат удостоил Петра I чина адмирала, титулом «Отца Отечества», «Великого» и Императора Всероссийского.
Титул императора стал символом
абсолютной единоличной власти монарха,
опирающегося на государственно-
Реформаторская деятельность обусловила культурные перемены в российском обществе. В стране вводилось светское образование. Появились инженерные, медицинские, военные, ремесленные школы. Осуществлен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт.
Все реформы Петра по созданию
регулярной армии и флота, по усилению
его личной самодержавной власти,
по развитию промышленности и торговли,
по организации учебных заведений,
Академии наук, книгопечатания и т.д.
были направлены на усиление России, на
создание сильного в экономическом
и военном отношении
Все эти реформы привели к созданию сложного бюрократического аппарата. В стране установилась система централизованного дворянского управления во главе с царем, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть, то есть абсолютная власть монарха. В духовном регламенте так и было записано: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает».
В оценке деятельности Петра I даже крупнейшие историки придерживаются противоположных взглядов. Оправдывающий европеизацию России С.М. Соловьев сравнивал деятельность Петра I с «бурей, очищающей воздух». В.О. Ключевский говорил, что Петр I «правитель без правил, одухотворяющих и оправдывающих власть, без элементарных политических понятий и общественных сдержек». Безусловно, однако, что правление Петра I - важная веха в истории России.
Итоги преобразований
В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.
Парадокс петровской реформы сводился к тому, что вестернизация России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.
3. Век Екатерины II
Ломка национальных устоев
и традиций привела после смерти
Петра I к периоду острого
Екатерина II, занявшая трон в результате дворцового переворота и правившая 34 года (1762-1796), пыталась приспособиться к условиям раскола русского общества. Это была хорошо образованная, энергичная и вместе с тем честолюбивая и лицемерная государыня. Она по-своему использовала русский традиционный охранительный консерватизм и европейский либерализм.
Как и сильные европейские
монархи, Екатерина II следовала политике
«просвещенного абсолютизма», заимствовав
у французских философов-
При Екатерине II завершилось упорядочение социальной структуры российского общества, которое было официально разделено на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. Дворянам царица «жаловала» исключительное право владеть землями с людьми, освобождение от обязательной службы, от уплаты личных податей, от телесных наказаний. На местах вводились дворянские объединения - губернские и уездные дворянские собрания, избиравшие из своей среды предводителей дворянства. По «Жалованной грамоте городам» их жители делились по имущественному положению на разряды: именитых граждан, купцов трех гильдий, мещан (объединяли тех, кто занимался мелким промыслом, торговлей, ремеслом). Обладавшие цензом в 5 тыс. рублей избирали городскую думу (распорядительный орган), гласных (члены думы) и городского голову (исполнительная власть). Укрепляя самодержавие, Екатерина II ослабила Сенат, сделала его простым административным органом, лишенным законодательных прав. Была проведена реформа административного устройства. Расширено число губерний с 20 до 50. Во главе губернии стал генерал-губернатор. Он - представитель верховной власти на месте: «государев наместник», «оберегатель закона».
Екатерина II вошла в историю с титулом «Великой императрицы». При ней Россия укрепилась, расширилась ее территория. Были присоединены западно-украинские, белорусские, литовские земли, Курляндия (в результате разделов Польши между Пруссией и Австрией). Войны с Турцией закончились присоединением к Российской империи Крыма, Северного Кавказа, Причерноморья.
После реформ Петра Великого модернизация по образцу Запада, или «вестернизация», стала постоянным фактором российской истории, и в данном случае «вестернизация» явственно проявлялась в характере требований дворянства. Главным требованием дворянства было освобождение от обязательной военной службы, и мотивация этого требования изложена в докладе Комиссии о вольности дворянства, созданной в 1763 году Екатериной II. Если будет подтверждено право дворян служить по своей воле, говорилось в докладе, то «тем уподобится российское дворянство всем просвещенным в Европе государствам».
Таким образом, в основной
своей части дворянская программа
следовала идее модернизации по европейскому
образцу; это была новая волна
модернизации, связанная с победами
Фридриха Великого. Век Екатерины II
многие историки отмечают как золотой
век для дворянства, получившего
все права для усиления эксплуатации
крестьянства, укрепления барщинной
и оброчной системы феодально-
Выросли повинности государственных
крестьян, работавших на мануфактурах.
Ущемлялись права казаков. В «просвещенный
век» Екатерины огромных размеров достигла
торговля крестьянами. Вторую половину
XVIII в. отмечает резкое повышение социально-
Однако многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.
Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России
В России политика просвещенного абсолютизма порождалась:
Стремлением верховной власти
привести существующие систему управления,
уровень социально-
Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.