Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:51, реферат
Особенности формирования русской системы власти основываются на основополагающем влиянии византийской идеи власти Императора – идеи религиозного автократизма, глубоко воспринятой русскими книжниками и летописцами, и в частноправовом характере власти Великих князей из рода Рюриковичей, для которых владения есть неотчуждаемая вотчина, переходящая по наследству в их роде.
Введение
Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма
Век Екатерины II
Генезис и особенности русского самодержавия
Заключение
Список использованной литературы
Притязаниями на ведущую роль в системе международных отношений.
Задачи политики просвещенного абсолютизма
Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.
Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.
Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.
Создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).
Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране
Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
Проведение политики просвещенного абсолютизма в России подготовило условия для модернизации страны, проведенной в середине Х1Х в. Поэтому обращение к данной теме позволяет проследить преемственность реформ, истоки становления гражданского общества в России.
4. Генезис и особенности русского самодержавия
Русская государственность
испокон веков строилась не на
писаных конституциях и бумажных
законах, а на реальной силе русской
нации, духовной и физической, имевшей
олицетворение в державных
Нация настолько сроднилась с самодержавной властью, исторически настолько привыкла к ней, что национальное самосознание, по сути, не признает никакой другой власти, построенной на других принципах. В связи с этим Н. А. Захаров писал: «Понятие о верховном главенстве царской власти росло веками, вот почему самодержавие можно вычеркнуть из основных законов, самодержец может от него отречься сам, но это будет актом односторонним; чтобы это понятие исчезло, необходимо изгладить еще его и из сознания народного, так как сознание народное в своем право-образующем движении всегда может восстановить пропущенное в тексте законов понятие».
Таким образом, в споре о самобытности России идеал Русского Самодержавия, составляющими которого являются понятия Верховенства, Самодержавия и Неограниченности его Верховной власти, был и остается одним из главных пунктов идейного противостояния православных монархистов и современных демократов.
Принадлежащая Государю Императору власть верховна, самодержавна и имеет божественное освящение. Как писал профессор В. Д. Катков: «Нет в мире власти, кроме Престола Божия, которая могла бы привлечь Верховную власть русского Императора к отчету и ответственности за Его деяния по управлению страной».
При этом Верховной Царская власть именуется, потому что она является властью наиглавнейших, окончательных, чрезвычайных и крайних решений в области управления государством, властью учредительной, основополагающей, правообразующей.
У Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, читаем: «Царь, по истинному о нем понятию, есть Глава и Душа Царства. Но вы возразите мне, что Душой государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но закон в хартиях и книгах есть мертвая буква, ибо сколько раз можно наблюдать в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а между тем преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустрояет общественные звания и дела, а между тем они расстраиваются. Закон, мертвый в книге, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель и возбудитель и одушевитель подчиненных деятелей есть Царь».
Именно самодержавие регулировало, примиряло и соглашало между собою огромное количество всевозможных и зачастую разнонаправленных социальных сил в русском государстве.
Принцип царского самодержавия
Самодержавие — явление глубоко национальное, самобытное и оригинальное. Как юридический термин слово «самодержавие» появляется в древнерусской письменности задолго до официального принятия его как титула московских Государей. Первым официально стал титуловаться Самодержцем Великий князь Иоанн III Васильевич. Этот титул обозначал, с одной стороны, преемство с византийскими василевсами, а с другой — подчеркивал самостоятельность русских Государей от татарских ханов.
Слово «сам» в древнерусской литературе, как утверждают некоторые исследователи (например, Тарасов И.Т. Самодержавие и Абсолютизм. М., 1917. С. 7), иногда понималось как держава, то есть власть или управление. Однако в корне «сам» заложено и другое значение — высшая степень чего-либо.
Слово «держава» означает власть, правление. «Отсюда, — пишет профессор И.Т. Тарасов, — из состава слова самодержавие, ясно, что этим термином определяется высшая, неограниченная верховная власть, рядом с которой нет, и не может быть никакой другой равнодержавной власти».
Таким образом, самодержавие есть владение Верховной властью в силу самостоятельного, независимого и неограниченного могущества. Такое понимание самодержавия уяснилось для русских Государей с самого начала. Особенно ярко об этом говорил Царь Иоанн IV Грозный: «Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и стратиги». В полемике с князем Курбским Грозный Царь вопрошает: «Как же назовется самодержцем, если не сам строит землю?»; и в другом месте: «Российские самодержцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможи».
Никаких человеческих источников, из которых могла бы произойти власть самодержцев, то есть юридических договоров, международных соглашений, делегирования полномочий от одной власти другой, о – ничего подобного в истории формирования самодержавной власти в России найти нельзя. Есть только один источник происхождения власти самодержавных Государей — Воля Божия. Тем самым отсекаются все другие воли, не могущие быть источником самодержавия. Русские самодержцы, таким образом, становились Монархами Божией милостью.
Неограниченность и
Закрепленная в русском
государственном праве
Неограниченность Верховной
власти заключается в том, что
никакая другая власть не имеет в
государстве равенства с
Различие между понятиями верховенства и неограниченности очень емко определил профессор П.Е. Казанский. В 1913 году он писал: «Если верховенство понимается как власть, стоящая над правом и над подзаконным управлением, то неограниченность есть отрицание всяких возможностей, при которых эта власть могла бы оказаться ниже какой-либо другой или хотя бы на одной плоскости с какой-либо другой, а в результате этого и подправной. Неограниченность есть действительно только отрицательное выражение верховенства».
Важнейшим фактором единения
является обязательное исповедание
Русским Императором
Самодержавие — нравственно
ценный государственный институт, «диктатура
совести» (по В.С. Соловьеву), содействующая
как нравственному росту
Идеал самодержавия возрос в России не в безвоздушном пространстве, а в среде русского народа, посему принцип этот на нашей почве впитал многое из самобытной народной психологии. Преданность самодержавию была для многих синонимом преданности высшим интересам нации. Это положение совершенно неизбежно в таком огромном государстве, как Россия.
Заключение
XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.
XVIII век сыграл особую
роль в развитии Российского
государства. Это был период
сложного и противоречивого
Первая попытка
Однако итоги модернизации
экономики страны и ее социальной
структуры, были противоречивыми. Причина
состояла в том, что и Петр I, и
Екатерина II вели преобразование страны
на крепостнических основах. Так, Петр
Великий, кардинально изменив
XVIII столетие стало веком
утверждения абсолютной
Вместе с тем абсолютизм
XVIII века сыграл прогрессивную роль
в истории российского
Список использованной литературы