Эпоха Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему
социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало
требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось
патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное
представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в.,
социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций
правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования
государственного аппарата управления и армии. Для преодоления отсталости и
культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим
морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов
страны.

Файлы: 1 файл

Эпоха Петра I.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

 

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены  ассамблеи, представлявшие новую для  России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали  и свободно общались, в отличие  от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые Петром I, затронули  не только политику, экономику, но также  искусство. Петр приглашал иностранных  художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в правящей среде  складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

Завершение  складывания абсолютной монархии.

Становление абсолютизма – длительный процесс, в котором можно отметить два этапа. Первый завершается Прутским походом 1711 г., второй начинается примерно с 1712 г. Отличительная особенность первого этапа состояла, как отмечалось выше, в стремлении удовлетворить текущие потребности и ликвидировать прорехи в структуре аппарата, обнаруженные ходом событий.

Второй этап условно можно назвать  плановым, когда введению новшеств в государственном аппарате предшествовало изучение зарубежного опыта, когда  к проведению реформ привлекались иностранные  правоведы, когда учитывались замечания  в адрес представленных проектов.

Общая оценка. При абсолютизме монарх венчает пирамиду власти в стране. Устав воинский 1716 г. провозгласил: «…монархов власть самодержавная, которой  повиноваться сам Бог повелевает». Чем отличалось самодержавие Петра I от самодержавия его предшественников? Прежде всего активным законотворчеством, регламентирующим не только управление государством, но и все сферы жизни подданных. Петр в своих действиях и поступках опирался, точнее, должен был опираться на закон, в то время как у его предшественников огромное значение имели обычай, прихоти, воля, капризы, симпатии и антипатии монарха. Из этого, конечно, не следует, что в действиях Петра отсутствовали отклонения от изданных им же законов, что он не был свободен от волюнтаристского начала. Но от подданных, какое бы место они ни занимали в сословной иерархии,

Он сурово и неукоснительно требовал соблюдения указов.

При Петре на головы подданных обрушилось огромное количество законов, устанавливающих  не только нормы отношений между  подданными и государством, но и права и обязанности представителей отдельных сословий, их семейную и духовную жизнь, а также хозяйственную деятельность. Уставы, регламенты, наставления, инструкции определяли место каждого учреждения в структуре государственного аппарата, права и обязанности должностных лиц, порядок прохождения дел от их поступления в учреждение до вынесения постановления. Здесь в первую очередь должен быть назван Генеральный регламент 1720 г., определивший права и обязанности всей иерархии чинов и служителей, начиная от сторожа и кончая президентом коллегии.

Помимо Генерального регламента, каждое учреждение руководствовалось своим  регламентом, наставлением, инструкцией, определявшими права и обязанности  по управлению либо определенной отраслью хозяйства, либо категорией населения. Поток указов этим не ограничивал свою задачу. Многие из них обращались непосредственно к подданным, наставляя их и вооружая нормами поведения хозяйственной, духовной и семейной жизни.

Один из указов, например, обязывал косить хлеб не серпами, а косами на том основании, что работа косой повышала производительность труда в 10 раз. Другой указ велел ткать не узкие, а широкие полотна, потому что узкие не пользовались спросом у иноземных покупателей. Третий указ требовал, чтобы кожи обрабатывались не дегтем, а ворванным салом, ибо в последнем случае кожа не пропускала воду. Указы повелевали, где и в каких гробах хоронить умерших, когда молящимся надлежало посещать церковь, как сооружать печи, чтобы избежать пожаров, и т.д.

Указы, обращенные к подданным, убеждали их в целесообразности вводимой нормы, объясняли выгоды, которые извлекут подданные из неукоснительного исполнения данного указа. Характерная особенность петровских указов состояла в разделении их на три части: в первой законодатель убеждал поданных в разумности вводимой нормы и выгодах ее для них; вторая часть состояла из изложения содержания самой нормы и третья, непременно присутствовавшая во всех законах петровского времени, перечисляла меры наказания, которым подвергались нарушители закона. Какие бы репрессии ни ожидали нарушителей, в мерах наказания царь проявлял неиссякаемую изобретательность: битье кнутом, розгами, шпицрутенами, денежные штрафы различных размеров, конфискация всего или части имущества, заключение в тюрьму, ссылка в Сибирь, каторжные работы и т.д.

Среди многих сотен указов царь выделил  три важнейших: они были воспроизведены типографическим способом на трехгранной  пирамиде, увенчанной государственным  гербом. Это сооружение называлось «зерцалом» и стояло на столе каждого присутственного места, напоминая чиновникам и вельможам о священной их обязанности блюсти законы.

Первый указ обнародован 17 апреля 1722 г. Петр называл указы «фортецией (крепостью) правды». Законодатель внушал чиновникам: «Ничто так ко управлению государств нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить или играть ими как в карты …». Нарушитель указа, грозил царь, «казнен будет смертью без всякие пощады, и чтоб никто не надеялся ни на какие свои заслуги, ежели в сию вину впадет».

Второй указ от 21 января 1724 г. определял  поведение в присутственных местах чиновников челобитчиков. Всем им велено «чинно» поступать, и если кто-либо «станет браниться, здорить или  кричать », таких после трехкратного штрафования, причем штраф каждый раз увеличивался в размере, лишать чина и конфисковать имения.

Третий указ «зерцала» близок к  первому: он тоже повелевал «ведать  все указы государственные… ярко первое и главное дело», поскольку  от этого «зависит правое и незазорное управление всех дел». Незнание законов не могло служить оправданием при его нарушении. Виновников ожидало лишение чина, штраф в размере годового жалованья, а после третьего нарушения – конфискация всего имущества.

Итоги Петровских реформ

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.  
 
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.  
 
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.  
 
Можно привести слова современника Петра - Нартова: "... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако, дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".  
Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.

Задачи и  основные направления внешней политики.

Традиционными направлениями во внешней политики России в 18 веке были по-прежнему западное и восточное.Условно внешнюю политику России можно разделить по трем временным  этапам.  
Первый этап начинается во времена правления Петра 1 и заканчивается после его смерти.  
Второй связан с борьбой за российский престол между наследниками Петра Великого. Он оканчивается со смертью Елизаветы Петровны.  
Третий этап внешней политики начинается с восхождением на российский престол Екатерины 2.  
В течение всего 18 века внешняя политика России имела в основном прозападную направленность.  
Петр 1 вошел в историю не только как реформатор России , но и как выдающийся полководец и дипломат.  
Оценив ситуацию в Европе, где назревала война за “испанское наследство”, Петр I отказался от борьбы за южные моря и решил бороться за выход в Балтийское море. Однако Россия не могла проводить активную политику на севере без обеспечения безопасности своих южных границ. Поэтому в августе 1700 г. она пошла на заключение 30-летнего перемирия с Османской империей.  
После этого Петр объявил Швеции войну. Она вошла в историю как Северная война (ей мы посвятим отдельный урок). Уступка Азова по Прутскому миру 1711 г. в ходе русско-турецкой войны 1710-1713 г.г. , спровоцированной обеспокоенными усилением России Англией и Францией, стала ценой победы России в Северной войне.После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики.  
Цель заключалась в захвате транзитных путей торговли Индии и Китая. Поход на Кавказ и Иран (Каспийский поход) начался в июле 1722 г. Успех похода закрепил, подписанный в 1723 г. договор, по которому к России отошли прикаспийские провинции Ирана с несколькими городами, в том числе с Дербентом ( Западное и Южное Прикаспие).  
Внешние планы Петра заходили очень далеко – вплоть до захвата Индии и Мадагаскара.Внешняя политика Петра эволюционизировала в сторону имперской политики.  
Внешняя политика России во второй четверти 18 века все еще продолжала традиции Петра 1.Международное положение России, созданное Петром Великим, было очень хорошо. Преследуя вековые задачи России с редким историческим чутьем, Петр достиг важных успехов: 1) приобрел Балтийское море -- на западе, 2) прочно поставил русское влияние в Польше -- на юго-западе, 3) явился грозным врагом Турции -- на юге.  
После Петра I, при Екатерине и Петре II, продолжали действовать, как действовал Петр, потому что не хотели начинать ничего нового. При Екатерине борьба за Испанию продолжалась на западе Европы; против Австрии образовался союз Франции, Англии и Пруссии. Зная Россию как давнишнего друга Австрии, эти три державы старались всеми силами разъединить ее с австрийцами и не успели. Русское правительство вступило в формальный союз с Австрией, ибо желало ее помощи в своих отношениях к Турции. При Екатерине боялись войны, но в Европе ее не было, --и русским приходилось только вести вялую войну на персидских границах, потому что мир, заключенный Петром, оказался непрочным.  
При Петре II снова вышел на сцену вопрос о разделе Польши, который существовал уже при Петре Великом. Пруссия и Австрия хотели этого раздела. Но Россия и при первом, и при втором императоре не относилась сочувственно к этому плану уничтожения Речи Посполитой. Напротив, Россия вступила в договор с Пруссией относительно того, чтобы действовать согласно при замещении польского престола после смерти короля Августа II.  
Русская дипломатия, как основательно доказывают ее историки,перестала при Анне быть чисто национальной: ряды дипломатов пополняются иностранцами, и преимущественно остзейцами (гр. Кейзерлинг, барон Корф и др.), --людьми, не знакомыми ни с историей России, ни с ее потребностями.

Дворцовые перевороты (1725–1762 гг.).

«Закон о  престолонаследии» Петра I 1722 г.

К концу  жизни у Петра I не осталось прямых потомков по мужской линии. Двое его сыновей от второй жены Екатерины Алексеевны умерли в младенчестве, а сын от первой жены Евдокии Фёдоровны Лопухиной царевич Алексей погиб в заключении 26 июня (7 июля) 1718 г., будучи обвинён в заговоре против отца. Такая ситуация вызывала опасения за судьбу российского трона в случае смерти императора, поскольку наследование власти по женской линии в России не практиковалось.

5 (16) февраля 1722 г. Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника: «…дабы сие было всегда в воле Правительствующего Государя, кому оной хочет, тому и определить наследство, и определённому, видя какое непотребство, паки отменить, дабы дети и потомки не впали в … злость, …имея сию узду на себе. … дабы все Наши верные поданные, духовные и мирские без изъятия, сей Наш устав пред Богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что вся, кто сему будет противен, или инако как толковать станет: тот за изменника почтён, смертной казне и церковной клятве подлежать будет».

Данный указ ломал  вековые устои передачи власти от отца к сыну. Теперь государь мог назначить своим наследником кого пожелает, не следуя правилу первородства, если старший сын, по его мнению, оказывался непригодным для исполнения властных функций. В августе 1722 г. вышла книга Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», в которой объяснялось и обосновывалось право императора распоряжаться будущим государства: «Как отец может лишить сына наследства, так и государь — престола». Феофан оставлял за народом право участвовать в назначении монарха лишь в тех случаях, когда не было прямого завещания государя, но не предложил механизм этого участия.

Российская  практика XVIII столетия показала, что в условиях абсолютной монархии, когда личность императора имела огромное значение, такой способ престолонаследия подрывал стабильность государственного управления и служил одной из предпосылок дворцовых переворотов. Поэтому Павел I в день своей коронации 5 (16) апреля 1797 г. подписал указ о престолонаследовании, отменявший Петровский указ. Новый закон положил начало гарантированному переходу императорской власти от отца к старшему сыну. Ставя закон о престолонаследии выше воли монарха, император Павел выражал веру не в человека, свойственную закону Петра I, а в промысел Божий. Таким образом, преемственность монархической власти вновь стала независимой от влияний и желаний правящего класса, хотя и не гарантировала от заговоров.

Информация о работе Эпоха Петра I