Эпоха Возрождения как начало новой европейской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

Возрождение, или Ренессанс – одна из самых величайших эпох в духовной жизни человечества. Она возникла в начальной стадии переходного периода от Средневековья к Новому времени, вобрала в себя лучшие традиции отживающего века и античности и дала мощное ускорение развитию европейской и всей мировой культуре.

Файлы: 1 файл

8.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)



 

В то же время понятие  «гуманизм» имело более широкое, чем чисто профессиональное художественно-эстетическое значение. Он сыграл чрезвычайно важную роль в общественно-политической и духовной жизни западноевропейского общества. В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Ренессансные гуманисты, лично не порывая с христианством, привнесли в культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам церкви, смелый критический  дух. Развиваясь как мощное течение новых общественных воззрений, гуманистические взгляды захватывают и проникают в купеческие круги; во дворцы и окружение правителей государств; в среду политиков; утверждаются в народных массах; и даже в папскую канцелярию.

С гуманизмом было связано  перенесение основного внимания с христианских ценностей на действительный мир, наслаждение земным бытием, жизнерадостность, вера в доброжелательность человеческой натуры, стремление найти в окружающем мире закономерность, подтверждающую его красоту и стройность. В результате «именно в этот период, – пишет выдающийся итальянский историк искусства, философ, художественный критик Джулио Карло Арган, – светская культура … заняла место культуры религиозной, теологической, догматической, космополитической и носительницей которой выступала католическая церковь»8.

Важнейшее место среди ценностей гуманистической  культуры приобретают антропоцентризм  и возвращение к идеалам античной культуры.

         I. Антропоцентризм (утверждение высшей ценности человека). Мыслителей Ренессанса, в отличие от средневековых философов, человек интересует прежде всего в его земном происхождении.  Известный отечественный историк М.А. Барг отмечает, что антропоцентризм – это не только признание ценности «человека вообще». Это совершенно новое, конкретное противопоставление отмирающим безличным духовным ценностям Средневековья идеи «свободной и самоопределяющейся» человеческой личности. Процесс индивидуализации личности, начавшийся в период Возрождения, положил конец анонимности, характерной для средневековой эпохи. Он проявил себя, начиная с форм землепользования и уклада семьи и кончая сферой духовного творчества.

 Человек в понимании гуманистов – наиболее совершенное творение природы, высшее начало бытия. Реальностью становится новый взгляд на человека как совершенного микрокосма, содержащего в себе и созидающего целый мир. Мыслителей Возрождения он интересует прежде всего в своем земном предназначении. Существенной чертой гуманистического подхода к жизни было введение понятия человеческой деятельности – свободной, инициативной, творческой, которая возвышает человека и уравнивает его в творческих потенциях с Богом, что вело к общему повышению уровня свободы в обществе.

 

Гуманистические открытия культуры

Возрождения


 



 

 

 

 

 

Идеалом человека признавалась гармоническая, сильная, свободная, духовно богатая, всесторонне развитая  личность (homo universalis  – человек владеющий искусствами), причастная к сфере всего гуманитарного знания – studia humanitatis, центром которой было изучение и комментирование древних текстов. Считалось, что человек имеет все возможности, чтобы стать virtuosi, понимая под этим достоинство, связанное с возможностью креативности, художественного творчества, объектом которого становится не только искусство, но и собственная жизнь.

 

Человеческие идеалы Возрождения

 


 

Наиболее адекватное выражение гуманистический антропоцентризм  нашел в морально-этических рассуждениях, идеях, концепциях философов-гуманистов:


 



 

 

 

 


 

 

 

 



 

 

 


 

 

 



 

 

 

 

 

 



 

     Титанизм – это феномен, характеризующий расцвет возрожденческой культуры. Он связан не столько с конкретными личностями великих творцов, чьи таланты были поистине универсальны, сколько с новым восприятием человека в искусстве и в мире.




 

 

 

 

 

Таким образом, человек эпохи Возрождения научился ценить себя за почетное место в космосе. Это место он связывал с безграничностью своей свободы, а позднее – с собственной индивидуальностью, которую не сводил к любым внешним привилегиям. Знаменитый гуманист Ульрих фон Гуттен в одном из своих писем утверждал: «Я не хочу, чтобы меня ценили за моих призрачных предков-дворян, я не хочу довольствоваться полученным от них, но думаю, что я кое-что прибавил к их приданому, и это перейдет от меня к потомкам»9.

Смещение системы координат  теоцентризма в сторону антропоцентризма происходило в несколько этапов. Первоначально новая идеология распространялась в виде поэтически-художественных произведений, затрагивающих проблемы личности. В них господствовали  темы судьбы, любви, счастья и т.д., находившие отклик в душах многих людей.

В первой половине XV в. происходит увеличение числа лиц, имеющих гуманистическое образование, отличное от традиционного, и гуманизм превращается в одно из самых ведущих культурных течений Италии. Во Флоренции, Ферраре, Венеции, Риме и других городах возникают настоящие центры гуманизма. Значительное место в их деятельности занимают вопросы воспитания человека. Целью педагогического искусства объявляется формирование личности полезной в политической сфере. Для этого надо было хорошо знать историю, иностранные языки, обладать красноречием и т.д. «Перемена занятий, – вот что доставляет нам удовольствие, – писал М. Пальмиере. – Поэтому не следует желать сначала стать совершенным грамматиком, потом ... наилучшим музыкантом, затем стремиться стать скульптором или архитектором, потому что ты потерял бы уже первую дисциплину... Посвятить себя многим наилучшим вещам – это и есть та цель, которая заставляет приобретать знания с наслаждением, сделай для себя обычным многое, воспитай себя всесторонне развитым во многих человеческих делах...»10.

Интерес к естественным наукам второй половины XV в. привел гуманистов к новому стилю мышления. Поскольку для полного раскрытия природных задатков и способностей человека следовало иметь точные знания о его естественно-телесном строении, в центр внимания поздних гуманистов попадает медицина, которая расценивалась как основа естествознания, позволяющее приумножить могущество человека. Так, например, возникшую в эпоху Возрождения «перспективную живопись», теоретик живописи XV в. Пьетро делла Франческо возводит в ранг науки, поскольку она, в отличие от архитектуры и пластического искусства, давала зрителю не только объективное видение вещей, но и раскрывала внутренний субъективный мир художника, а Леонардо да Винчи слагает целые гимны человеческому органу зрения. Если глаз – орган познания истины, то ближайшая сфера его применения в искусстве не отличается от философии, считал он. В геометрии, имеющей дело с пространственными отношениями самими по себе, мыслители Возрождения стремились установить соотношения между видимыми предметами и видящим глазом и т.д.

 

 

 

Эволюция  доминирующих представлений

 во  взглядах гуманистов на человека

 




 

 

 

 

 

II. Возвращение к античным истокам культуры. Становление нового исторического типа сознания и деятельности, отвечавшее потребностям  ремесленно-торговой практики, нуждалось не только в иных формах политической жизни, социального устройства, экономики, но и в духовном обновлении. Эта новизна закономерно возникла на  почве Италии, с ее процветающими городами, достигшей пика исторического прогресса. Неотъемлемой частью национального достояния итальянцев была античная культура. Достаточно продолжительная временная отдаленность сформировала в сознании мыслящих людей ностальгически идеальный образ античности, как «золотого века», противостоящего суровой, аскетической культуре «темных веков». Считая себя наследниками римской культуры, многие мыслители, государственные деятели итальянских городов-государств мечтали о воссоздании федерации итальянских городов во главе с Римом и возрождении былого величия. Благодаря усилиям первых гуманистов в европейскую культуру возвращаются художественный и духовный идеал греков и римлян, античная скульптура, живопись, литературное наследие.


Обращение  гуманистов к античности с самого начала противостояло идеям, проповедуемым католической церковью, в первую очередь потому, что «для всех античность была подлинной историей, т.е. историей, совершавшейся по воле человека» (Дж.К. Арган). Поэтому мыслители Возрождения использовали культурное наследие античности и как идейное оружие против средневекового религиозного мировоззрения. Для культуры Ренессанса реанимация античных традиций не являлась главной задачей, а служила лишь существенным подспорьем в становлении нового типа общественного бытия. Свидетельством тому является переход во всех европейских странах с латыни на национальные языки.

Культура  Ренессанса в новых исторических условиях не стала простым возвращением к античности. Античность интересовала ренессансных философов как форма перехода к новому идейному – гуманистическому содержанию культуры. В их представлении культура перестает быть элементом мироустройства, сотворенным Богом и пребывающим вне времени и пространства. Подобно античным философам, они рассматривают культуру, как процесс возделывания и обработки самого человека («cultura animi»), только идеалом для них становится иной социальный тип, нежели тот, на который ориентировались мыслители античности. В понятие «культура» они вносят новое содержание, связанное в первую очередь с мыслительной деятельностью – ученостью, склонностью к благородным искусствам, объединением различных сфер духовной деятельности.

Следует заметить, что появление новых нравственных принципов в эпоху Возрождения, провозгласивших свободу и раскрепощение человеческой личности в противовес строгой религиозной аскетической морали,  привело в итальянских обществах к всеобщему падению нравов, затронувшему не только мирян, но и духовенство.

В конце XV – начале XVI в. гуманистическое движение вышло за пределы итальянских городов-государств и приобрело характер общеевропейского культурного движения.

 


 

Расцвет гуманизма совпал с невероятным подъемом в области изобразительного искусства и с оживлением интереса к естественным наукам. В каждой европейской стране гуманистическое движение реализовывалось в соответствии со сложившимися там политическими, социальными и культурными условиями.

По мнению А.Ф. Лосева, ренессансный гуманизм «был периодом детства и юности европейского индивидуализма». Он отличался «глубинной противоречивостью». Прославляя человеческую личность, бурно заявляя о правах человеческого субъекта и требуя его освобождения – и духовного, и душевного, и телесного, и вообще материального, мыслители Возрождения, тем не менее, прекрасно понимали «всю ограниченность изолированного человеческого субъекта». Однако «Возрождение еще не знало ничтожности такого субъекта, индивидуалиста, как эгоцентрист эпохи Модернизма» (М.С. Каган), который противопоставлял себя другим людям и замыкался в собственном духовном мире.

Обретавшее все большую контрастность единоличие вызывало озабоченность многих мыслящих людей того времени. Великий английский драматург У. Шекспир в своих трагедиях беспощадно критиковал индивидуализм. Осмысливая нравственные, политические и общественные конфликты, он приходит к мысли, «что власть – это всегда источник жажды все большей и большей власти», которая, в конечном счете, ведет к насилию, что высшие человеческие ценности: добро, достоинство, честь, справедливость – неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. Герои его трагедий Король Лир и Гамлет стали знаковыми фигурами культуры наступающей эпохи индивидуализма, начавшей осознавать противоречивость созданного идеала человека и общества.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство

Ренессанса  как воплощение реалий универсального типа культуры




В наибольшей степени идеи гуманистов нашли свое воплощение в области художественной деятельности, которая является самой важной частью истории культуры Возрождения. В XIV-XV вв. были заложены основы нового европейского искусства. Самых блистательных высот искусство Возрождения достигло в сферах, которые существовали в античную эпоху и пережили второе рождение в эпоху Ренессанса. К ним относятся:

– живопись,

– архитектура,

– скульптура.

В эпоху Ренессанса искусство стало неотъемлемой частью общественной жизни. Оно выполняло функцию универсального познания. Стремление возрожденческого человека к освоению мира, как арены своей деятельности, рождало потребность в реальном видении действительности, постижении истинной природы вещей, ясном языке искусства. Леонардо да Винчи даже приравнивал живопись к науке. Исходным принципом художников становится изображение мира таким, каким он есть, а необходимым условием творчества – знание и умение передать на плоскости перспективу и объем, пропорции и строение человеческого тела, «механизм» его движения и состояние души.

Искусство Возрождения  выражало все: и божественное, и человеческое. В основе творческого метода художников и скульпторов лежала ориентация на осмысление реальности как носительницы идеального. Поэтому  характерной особенностью искусства является органическое сочетание в нем реального и идеального. Ренессансные мастера умели адекватно передавать реальное проявление человеческого духа. Они руководствовались и чисто эстетическим стимулом. В их работах природа, человек – как часть природы, предстают перед зрителями не просто как существующие в действительности, но и в своей эстетической ценности, как прекрасные.

Информация о работе Эпоха Возрождения как начало новой европейской