Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:59, доклад
Возрождение, или Ренессанс – одна из самых величайших эпох в духовной жизни человечества. Она возникла в начальной стадии переходного периода от Средневековья к Новому времени, вобрала в себя лучшие традиции отживающего века и античности и дала мощное ускорение развитию европейской и всей мировой культуре.
Реформация, как и любое другое явление культуры, была многоаспектным явлением. Ф. Ницше отмечает: «И в реформации индивид стремится к свободе: «всякий сам себе священник» – это тоже не более как одна из форм распущенности. И действительно, достаточно было одного слова «евангельская свобода», чтобы все инстинкты, имевшие основание оставаться скрытыми, вырвались наружу, как свора диких псов, грубейшие потребности внезапно обрели смелость, все стало казаться оправданным… Люди остерегались понять, какую свободу они, в сущности, разумели, закрывали на это глаза… Но то, что глаза были прикрыты, уста увлажнены мечтательными речами, не мешало тому, что руки загребали все, что им попадалось, что брюхо стало богом «свободного евангелия» и что все вожделения зависти и мести утолялись с ненасытной яростью»14.
Отвечая интересам развития нового способа производства, активно формировавшегося в новоевропейском городе, протестантизм создавал и новые условия для развития всех сфер духовной и художественной культуры. И это было вполне объяснимо. Протестантская Реформация способствовала:
Итальянский теоретик культуры Дж.К. Арган делает вывод: «На основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается здание культуры современной Европы. Это – век Реформации…»15.
* * *
С эпохи Возрождения началась кардинальная перестройка социокультурной практики и системы ценностей западноевропейской культуры. Это была культура раннебуржуазной эпохи, когда культура частной собственности и производства, по словам известного русского философа В.Н. Лосского, была слишком юной и наивной, и она все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. Ренессансная культура стремилась примирить все противоположности – божественное и человеческое, материальное и духовное, природное и культурное, чувственное и разумное, реальное и идеальное, типизированное и индивидуально-неповторимое, традиционное и современное.
Несмотря на то, что уже к началу XVII столетия была очевидна вся иллюзорность «открытия личности», осуществленного Возрождением, это «открытие» имеет непреходящее значение для европейской культуры. Оно привело к радикальному преобразованию собственной культуры по сравнению со Средневековьем и сохранившимся на Востоке безличностным традиционализмом сознания, поведения и деятельности.
Возрождение – это единственная культура, сумевшая вновь «добыть» эпохальные творения античности. Она создала такие невиданные способы и формы переплавки ценностей античной и средневековой культур, благодаря которым были созданы до сих пор признающиеся великими и значительными художественные творения, открытия и изобретения, достигшие предельной для своей эпохи высоты творчества и глубины мысли. Именно поэтому великие творения Ренессанса не только дожили до наших дней, но и стали лучшей частью всей мировой культуры.
Литература
Андреев М.Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. М., 2005.
Арган Дж. К. История итальянского искусства / Пер. с ит. Г.П. Смирнова. М., 2000.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение как исторический тип культуры. М., 1991.
Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000.
Каган М.С.Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. Становление, развитие и современное состояние персоналистского типа культуры: Закономерности переходного этапа в Европе (XV-XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема «Запад-Россия-Восток-Юг»; синергетический взгляд на перспективы развития мировой культуры в XXI в. СПб., 2003.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.
Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий. М., 2001.
Философская антропология: Учеб. пособие / Под. ред. С.А. Лебедева. М., 2005.
Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., Т. 20.
2 Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 101-102.
3 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 347.
4 Там же. С. 346.
5 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Общая характеристика эстетики Возрождения. Глава первая. Основные принципы. М., 1982. С. 53.
6 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб., 2003. С. 64.
7 Цит. по: Философская антропология: Учебное пособие / Под. ред. С.А. Лебедева. М., 2005. С. 366.
8 Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 5.
9 История эстетики. 1962. С. 604.
10 Цит. по: Философская антропология: Учебное пособие / Под. ред. С.А. Лебедева. М., 2005. С. 366.
.
11 Арган Дж.К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 340.
12 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. СПб., 2003. С. 87.
13 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма (любой год изд.).
14 Ницше Ф. Воля к власти. Минск, 2003. С. 639.
15 Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000. С. 320.
Информация о работе Эпоха Возрождения как начало новой европейской