Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 13:56, контрольная работа
Главной задачей стоматологии на современном этапе является обеспечение качественной гарантированной бесплатной стоматологической помощи населению. Для успешного решения поставленных задач необходимо активное реформирование стоматологии, повышение уровня подготовки кадров врачей стоматологического профиля, внедрение в стоматологическую практику новейших достижений науки и техники с использованием современных технологических исследований.
Введение……………………………………………………………………….
1. Стоматологическая помощь …………….…..……………………………
2. Становление и развитие стоматологии ………………….………………
3. Организация стоматологической помощи в России. Основные нормативные документы………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………….……...…
Хотя удаление зуба относится к самым древним приемам народного зубоврачевания, современная хирургическая стоматология оформилась в СССР одновременно с терапевтической - на основе объединения традиционной хирургии ротовой полости в рамках ремесленного зубоврачевания и хирургии челюстно-лицевой области как самостоятельного раздела врачебной хирургической специальности. Наряду с удалением зубов, ее основными направлениями являются имплантология, гнойная хирургия ротовой полости (включая ротовой сепсис), челюстно-лицевая хирургия. Основоположниками хирургической стоматологии в СССР были А.И.Евдокимов, заложивший начала клинико-анатомического направления в хирургии челюстно-лицевой области; А.А.Лимберг, А.Э.Рауэр, Ф.М.Хитров, ставшие основателями травматологии и восстановительной хирургии как ее важнейших разделов. Ее проблемы разрабатывались как на кафедрах челюстно-лицевой хирургии в институтах усовершенствования врачей (Москва, Ленинград и др.), так и в специализированных челюстно-лицевых отделениях, открытых в 1930-е гг. в институтах травматологии и ортопедии в крупных городах страны (Москва, Ленинград, Харьков, Свердловск и др.). Важную роль в ее развитии в период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. и в послевоенные годы сыграли специализированные челюстно-лицевые госпитали.
Ортопедическая стоматология как третья стоматологическая специальность оформилась в 1936 г.; до этого данный раздел был известен как зубопоротезирование. С первых лет становления ортопедической стоматологии наметились основные направления: анатомо-физиологическое, клинико-экспериментальное, техническое в их тесной взаимосвязи. Уровень практической врачебной и научной работы в этой области в особо высокой степени зависит от технической оснащенности. В 1920-е годы проблемам массового зубопротезирования были посвящены исследования Е.М.Гофунга, Д.А.Энтина и др. Задачу четко сформулировал И.Г.Лукомский (1932): "Разработка основ патофизиологии ротового пищеварения должна лечь в основу выработки показаний к массовому протезированию. Вместо научно обоснованных показаний и противопоказаний к протезированию мы имеем домашние рассуждения о том, что вставить зубы всегда лучше, чем не вставить". Новый этап в развитии ортопедической стоматологии связан с разработанной во второй половине XX века В.Ю.Курляндским концепцией функциональной патологии зубочелюстной системы. Клинико-экспериментальные исследования стоматологов позволили научно разработать показания и противопоказания к протезированию и оценить эффективность различных видов протезов.
Были разработаны новые сплавы металлов, по своим свойствам не уступающие золоту, в результате чего страна получила значительную экономию золота. Изготовление фарфоровых коронок, цельнолитых металлических коронок, облицованных фарфором (металлокерамика), ситаллов, цельнолитых мостовидных протезов, облицованных фарфором, цельнолитых съемных конструкций - бюгельных протезов, было шагом в улучшении эстетических свойств протезов и способствовало улучшению качества ортопедической помощи. Вместе с тем, длительная изоляция отечественной науки от мировых достижений и отсутствие рыночных механизмов экономического развития обусловили резкое отставание ортопедической стоматологии в СССР от мировых стандартов в отношении аппаратуры, материалов и технологий, а соответственно – в качестве зубопротезного обслуживания пациентов.
В СССР впервые в мире была создана научно обоснованная система медицинского наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка, что было реализовано и в детской стоматологии. В 1922 г. была опубликована разработанная П.Г.Дауге "Инструкция зубоврачебной секции лечебного отдела Наркомздрава о проведении санации зубной системы у детей". На II Всесоюзном одонтологическом съезде (1925) было провозглашено, что государственная зубоврачебная помощь должна базироваться "на широком профилактическом охвате подрастающего поколения с перенесением центра тяжести в область систематической санации полости рта...". На рубеже 1920-х – 30-х годов Н.И.Агапов научно обосновал метод плановой профилактической санации полости рта и доказал, что необходимы оздоровление не только постоянных, но и молочных зубов и предупреждение образования аномальных прикусов.
В 1930-е годы наметились три направления стоматологичесчких исследований в детском возрасте – терапевтическое, хирургическое и ортопедическое, но они развивались в рамках соответствующих разделов общей стоматологии. Первая в стране кафедра стоматологии детского возраста была открыта в 1963 г. А.А.Колесовым при поддержке А.И.Евдокимова, В.Ю.Курляндского, Е.Е.Платонова в Московском медицинском стоматологическом институте; здесь было объединено преподавание всех стоматологических дисциплин детского профиля; кафедра явилась организационным, научно-методическим центром развития детской стоматологии. Спустя пять лет такая же кафедра была организована в Центральном институте усовершенствования врачей (1968; руководитель - Т.Ф.Виноградова). Аналогичные кафедры были созданы также в Пермском, Калининском (Тверском), Полтавском, Ленинградском имени академика И.П.Павлова, Львовском, Минском медицинских институтах (на рубеже XX - XXI веков в вузах Российской Федерации насчитывалось 27 таких кафедр). Плановая санация полости рта у детей в 1960-е годы перешла в качественно новую форму — диспансеризацию детей со стоматологическими заболеваниями. В 1983 г. на кафедрах стоматологии детского возраста был введен курс первичной профилактики. В 1984 г. Министерством здравоохранения СССР был издан приказ №670 "Об улучшении стоматологической помощи населению", согласно которому в номенклатуру врачебных специальностей была введена специальность "стоматолог детский". Были открыты самостоятельные детские стоматологические поликлиники со всеми видами специализированной стоматологической помощи. С этого времени детская стоматология была признана в СССР в качестве четвертой стоматологической специальности. Стратегия оказания помощи детям менялась от лечения по обращаемости через плановую санацию к диспансеризации. Стоматологическую помощь оказывали миллионам детей с момента их рождения и до совершеннолетия в специализированных детских стоматологических поликлиниках и в кабинетах, созданных в школах и дошкольных учреждениях.
В рамках детской стоматологии с 1960-х годов (до этого – в рамках ортопедической стоматологии) формировалось ортодонтическое направление советской стоматологии. Основополагающий вклад в развитие отечественной ортодонтии внес А.Я.Катц, который в 1933 г. выступил с программой профлактической ортодонтии и изложил методические основы ортодонтического лечения функционально действующими аппаратами (так называемая направляющая коронка Катца и др.), что стало основной вехой в развитии функционального направления в ортодонтии. Предложенная им классификация аномалий зубочелюстной системы (1939), кроме морфологических признаков, содержала функциональную характеристику состояния жевательной мускулатуры.
Важную роль в развитии этой стоматологической специальности сыграли в 1950-е – 60-е годы работы В.Ю.Курляндского и его научной школы на кафедре ортопедической стоматологии в Московском медицинском стоматологичеком институте, в которых получила научное обоснование ортодонтия сформированного прикуса, что обусловило распространение ортодонтического лечения на взрослое население. Кафедра челюстно-лицевой хирургии под руководством А.А.Лимберга (а затем – В.А.Козлова) в Ленинграде разрабатывала эффективные методы сочетанного хирургического и ортодонтического лечения и зубопротезирования при патологии челюстно-лицевой области. С 1970-х годов Ф.Я.Хорошилкина – руководитель первой в нашей стране кафедры ортодонтии, "отпочковавшейся" в 1980 г. от кафедры ортопедической стоматологии ЦИУ врачей, применив новые методы исследования, определила возрастные показания к выбору методов лечения зубочелюстных аномалий, разработала и применила новые конструкции ортодонтических аппаратов. В 1990 г. была организована кафедра ортодонтии и детского протезирования во главе с Л.С.Персиным, выделившаяся из кафедры детской стоматологии Московского медицинского стоматологического института; она стала научно-методическим центром ортодонтии.
5-й период. В поисках эффективной
модели стоматологической
Пятый, а в равной мере, и четвертый, периоды истории отечественной стоматологии демонстрируют решающую роль социально-исторического дисциплинообразующего фактора на определенных этапах развития науки и здравоохранения. С распадом СССР, наступлением в 1990-х годах в России эпохи рыночных отношений, произошли принципиальные изменения в организации, управлении и структуре стоматологической службы. В здравоохранение была введена система платных услуг. Реальное управление здравоохранением, в том числе и финансирование, стало перемещаться в регионы. Недостаточность бюджетного финансирования (в 1990-е годы применительно к стоматологии оно упало до 20 – 40 % от потребности) обусловила быстрое развитие частной (платной) стоматологии (к 2000-ному году в стране было более пяти тысяч частных стоматологических поликлиник и кабинетов, из них около тысячи – в Москве).
По справедливому замечанию В.К.Леонтьева, "В стоматологии гораздо шире (в десятки раз), чем в любой другой медицинской специальности, представлен альтернативный государственному рынок стоматологических услуг в самых различных формах – платные услуги, частные кабинеты, лечебно-профилактические предприятия, индивидуальные частные предприятия, аренда рабочих мест и др. Сейчас этот вновь созданный рынок приобретает цивилизованные формы" (Леонтьев В.К., 2002). Приходится, однако, признать очевидное: надежды на то, что рыночные отношения "сами собой" все отрегулируют, провалились полностью. Создание системы обязательного медицинского страхования в России распространилось и на стоматологию, но также не решило многих ее проблем. Поиски эффективной модели продолжаются.
В основе развития современной стоматологии как медико-технического комплекса лежат не только достижения медико-биологических наук и клинической медицины, в том числе челюстно-лицевой хирургии, анестезиологии и фармакологии, но и появление новых технологий, новейшие разработки в области стоматологического оборудования и материаловедения. Положительным явлением этого времени стало значительное развитие отечественной промышленности, выпускающей стоматологические оборудование и материалы относительно высокого качества.
В 1992 г. была создана Стоматологическая Ассоциация России (СтАР); с 1995 г. ежегодно проводятся российские съезды ассоциации, конференции, выставки. Кроме журнала "Стоматология" (с 1922 г.), стали издаваться журналы "Новое в стоматологии" и "Клиническая стоматология" (Москва), "Пародонтология" (С.-Петербург), "Челюстно-лицевая хирургия" (Новосибирск) и др. География стоматологической науки существенно расширилась: наряду с Москвой и С.-Петербургом, в ряде других университетских городов (Тверь, Иркутск и др.) сформировались крупные научные центры, которые разрабатывают как научные, так и организационные проблемы стоматологии. Московский государственный медико-стоматологический университет является головным вузом России по подготовке высококвалифицированных специалистов, разработке и внедрению новейших достижений стоматологии. Другим важнейшим научным центром стоматологических исследований является Центральный НИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздравсоцразвития РФ (Москва). Всесторонний анализ как развития, достижений и неудач стоматологии советского периода, так и особенностей и сложностей ее постсоветского развития, с учетом опыта и тенденций мировой стоматологии, позволяет выявить и научно обосновать приоритеты в решении конкретных проблем современной стоматологии в России. Так, например, исторический опыт мировой и отечественной стоматологии позволяет думать, что эффективная стоматологическая помощь населению нашей страны в ближайшие годы будет строиться на основе модели, сочетающей конкурирующие друг с другом государственный, рыночный и ведомственный принципы ее организации.
3. Организация стоматологической помощи в России. Основные нормативные документы.
Стоматологическую службу в России планирует, организует, направляет и контролирует Министерство здравоохранения Российской Федерации, а в субъектах федерации их администрации, в составе которых имеются комитеты (управления, департаменты, министерства) здравоохранения.
На всех административных уровнях управления здравоохранением назначается главный специалист по стоматологии, как правило, на общественных началах. В ряде территорий по этому же принципу назначают специалистов по узким разделам стоматологии (терапия, челюстно-лицевая хирургия и т.п.). Главные специалисты назначаются из числа наиболее квалифицированных врачей-стоматологов, профессоров, доцентов, научных сотрудников, работающих в области стоматологии и хорошо знающих организацию стоматологической помощи населению. Чаще всего эти должности занимают главные врачи областных (республиканских, краевых) или крупных городских стоматологических поликлиник. В структуре республиканских (краевых, областных) стоматологических поликлиник создаются организационно-методические отделы, которые осуществляют организационно-методическую работу по стоматологии, ее планирование, анализ деятельности учреждений, разрабатывают мероприятия, направленные на повышение качества и объема стоматологической помощи населению. На уровне МЗ РФ эти функции возложены на ЦНИИ стоматологии.
Традиционно стоматологическая помощь населению оказывается:
- в республиканских (краевых, областных) стоматологических поликлиниках;
- в образовательных и научно-исследовательских институтах (академиях, университетах) на их клинических базах;
- в городских, районных и межрайонных стоматологических поликлиниках;
- в стоматологических отделениях и кабинетах многопрофильных поликлиник, ЦРБ, участковых больниц, ФАПов, промышленных предприятий и учебных заведений;
- в ведомственных ЛПУ;
- во взрослых и детских отделениях челюстно-лицевой хирургии стационаров.
В последнее время значительно расширилась сеть частных стоматологических клиник (отделений, кабинетов) и их доля в объеме оказываемой стоматологической помощи населению из года в год увеличивается.
В настоящее время при организации стоматологической помощи населению руководствуются в основном приказами МЗ СССР и МЗ РСФСР, если они не отменены соответствующими приказами МЗ РФ.
Приказ МЗ СССР от 12 июня 1984 года №670 "О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению". Этим приказом предусмотрено:
Информация о работе Этапы развития стоматологической помощи в СССР