Этапы возникновения письменности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:30, реферат

Описание работы

Главная цель работы – рассмотреть историю развития мирового письма и появление первых документов.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

рассмотреть стадии возникновения письменности;

рассмотреть первые документы, дошедшие до нас документы.

Файлы: 1 файл

русский.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

 

На начальном этапе развития письма один и тот рисунок в одном и том же тексте мог выступать то в прямом, то в переносном значениях. Так было в ранней египетской и китайской письменности или в ранней письменности народов майя и ацтеков. Это создавало и создает большие трудности при расшифровке древних памятников подобного рода.

 

Зарождение государства, развитие общественного производства и торговли послужили стимулом для дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело большей схематизации рисунков, к превращению их в еще более условные знаки – иероглифы. Так на основе идеографии возникло иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии.

 

 

I.3.1 Египетское иероглифическое  письмо

 

Раннее развитие земледелия в долине Нила способствовало росту материальной культуры и техники. Необходимость в искусственном орошении уже в глубокой древности привела к созданию сложной системы каналов, плотин, дамб, водоподъемников, а позднее водо-перегонных колес. Высокого расцвета в период архаики техника обработки камня, а также изготовления изящных украшений из драгоценных металлов. Появилась письменность, постепенно стали накапливаться зачатки научных знаний.

 

Древнейшая иероглифическая (от греч. hieros – жрец и glyphe – резьба) письменность египтян, подобно шумерийским, древнеиндийским, древнекитайским и другим древнейшим системам письма, самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Складывание этой системы письменности относится к IV – III тысячелетиям до н.э.1 Первоначально писец, чтобы написать какие-либо слово, изображал это слово наглядным рисунком, рисуя, например, воду в виде трех волнистых линий, гору в виде двух горных склонов, между которыми пролегает долина, представляя округ или область в форме прямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на участки.

 

На глиняных сосудах архаической эпохи эти примитивные рисунки уже приближаются к значению картинных письменных знаков и облекаются в упрощенную схематическую форму линейного орнамента. Для начертания целых фраз отдельные картинные соединялись в сложный смысловой рисунок.

 

Эта сложная система картинной письменности была наглядной, но в то же время очень неудобной. По мере того, как язык усложнялся и обогащался, писец должен был обозначать особыми знаками отвлеченные понятия, собственные имена и грамматические формы, которые было трудно, а порой и невозможно передать картинными знаками. Естественно, что по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные знаки, обозначавшие целые слова или двухбуквенные корни – слоги, превратились в алфавитные знаки. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства образуется алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешится от пережитков картинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишь алфавитные знаки; они долго еще пользовались одновременно знаками, обозначавшими слоги, отдельные слова и даже целые групп слов, а также картинными определителями данной смысловой группы. Писали египтяне горизонтальными строчками, которые часто читались сверху вниз. Материалом для письма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, который употреблялся в Древнем Египте чаще всего. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с необходимостью составления деловых документов появляется скоропись, которую мы вслед за греками называем «иератикой». Самая усовершенствованная скоропись, так называемая демотика, напоминающая современную стенографию, появилась в VIII в до н.э.1 и получила широкое распространение в позднюю эпоху упадка Египетского государства.

 

Медленное развитие и сложность египетской иероглифической письменности в некоторой степени объясняются тем, что она была привилегией жрецов, выступавших монополистами знаний и поэтому не заинтересованных в распространении этих знаний. Наоборот, писцы и жрецы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая ее даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов».

 

 

I.3.2 Клинописное письмо. Шумерская  клинопись

 

Вавилонская культура – одна из древнейших культур на земном шаре – восходит своими корнями к IV тысячелетию до н.э.2 Древнейшими очагами этой культуры были города Шумера и Аккада, а также Элама, издавна связанного с Двуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древних народов Передней Азии и античного мира.

 

Одним из наиболее значительных достижений шумерского народа было изобретений письменности, появившейся в середине IV тысячелетию до н.э3. Именно письменность позволила установить связи не только между современниками, но даже между людьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие достижения культурного творчества. При раскопках Джемдет-Наср и 4-го слоя Урука найдены древнейшие шумерские надписи. Как и другие самобытно возникшие древние системы письменности, шумерская письменность первоначально возникла из рисунков. Слово, обозначавшее предмет или явление видимого мира, шумерийцы «рисовали».

 

Однако при помощи знаков картинной письменности нельзя было изображать сложные представления и отвлеченные понятия. Иногда, чтобы написать такое слово, писец должен был соединять различные знаки, например, слово «плакать», изображалось соединением знаков «глаз» и «вода»; слово «дождь» следовало писать при помощи сочетания знаков «звезда» (небо) и «вода». Такая письменность была сложной, громоздкой и неудобной. Усложнение языка и грамматических форм требовало упрощения системы письменности, и постепенно изобразительный принцип, лежащий в основе картинной письменности (пиктографии), стал заменяться начертанием обозначений звуковой стороны слова (фонемы). Так в шумерской письменности появилось большое количество слоговых знаков и несколько алфавитных, необходимых для передачи гласных звуков. Хотя в шумерской и более поздней вавилоно-ассирийской письменности наибольшее значение имели слоговые знаки, наряду с ними сохранялись и древние изобразительные идеограммы, что типично для застойной древневавилонской культуры. Помимо идеограмм применялись и особые определители (детерминативы), служившие для какой-то определенной группы слов. Так, перед названием горы ставили картинный определитель, который указывал на то, что данное слово есть название горы.

 

Древнейшие письменные знаки, которые наряду с клеймами первоначально служили для обозначения права собственности на тот или иной предмет и поэтому вырезывались на печатях, с течением времени образовывали сложную картинно-слоговую письменность. Вызванная условиями жизни необходимость быстро написать документ привела уже в глубокой древности к упрощению картинной письменности шумерийцев: вместо того, чтобы нарисовать весь предмет, стали изображать лишь его наиболее характерную часть, превращая ее в линейную схему. Применение скорописи и специфика начертания знаков на глиняных табличках привели к дальнейшей схематизации знаков и к выработке системы клинописи. Знаки выжимавшиеся на мягкой глине, теряли свой прежний картинный облик и постепенно принимали свой прежний картинный облик и постепенно принимали форму различных сочетаний из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев (см. Приложение II).

 

Шумерская клинопись вместе с другими элементами культуры была заимствована вавилонянами, а затем широко распространилась во всей Передней Азии. Клинопись применялась в Аккаде, в Ассирии, в хеттских странах, в Урарту, в Финикии и в древней Персии. Во II тысячелетии до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности. Ею пользовались египетские чиновники в своей переписке с царями государств Передней Азии и с князьями Финикии и Сирии.

 

Вполне естественно, что каждый народ, заимствуя клинопись, приспособлял ее к особенностям своего языка. Причем клинописные знаки получали новое звуковое значение. В середине II тысячелетия до н.э. в торговых городах северной Финикии, а затем в Персии, в I тысячелетии до н.э., клинопись приобрела наиболее простую фонетическую форму, превратившись в один из древнейших известных нам алфавитов.

 

 

I.3.3 Китайское иероглифическое  письмо

 

Единственной древней системой письма идеографического типа, оказавшейся жизнеспособной и сохранившейся до наших дней, является китайское письмо (см. Приложение III). Это объясняется особенностью исторического развития китайского народа и своеобразием его языка.

 

Становление китайских иероглифов относится примерно к III тысячелетию до н.э.1 и очень напоминает возникновение древних письменных систем у египтян и шумеров, хотя китайское письмо развивалось совершенно самостоятельно, без всякого влияния извне.

 

До появления графического изображения слов китайцы, если хотели передать какое-либо слово, событие, рисовали его картинками. Со временем эти картинки начали изображать упрощенными линиями и кривыми, которые иногда даже теряли всякое сходство с изображением.

 

Но рисунками можно изобразить только конкретные предметы. Для отвлеченных или сложных понятий китайцы начали соединять простейшие иероглифы и таким образом получали необходимое начертание. Например, два дерева, нарисованных рядом, обозначали рощу, а три – лес, собака и рот – лаять, рот и дитя – кричать и т.д.

 

Однако с развитием языка и письменности китайцев этих иероглифов стало недостаточно. Нужно было найти способ изображения новых слогов и понятий.

 

Такой способ был найден в виде системы дополнительных определителей – «ключей» и фонетиков. Первая часть сложного иероглифа (ключ) раскрывала смысл слова, а вторая – звуковая часть (фонетик) указывала, как надо произносить слово. Например, изображение слова «ругаться» состоит из двух иероглифов – «лошадь» и два «рта» (вверху).

 

Такая система ключей и фонетиков позволяет строить новые знаки в неограниченном количестве. В современном китайском письме имеется 214 ключей. Фонетиков насчитывается около 10001.

 

Особенность китайского языка в том, что очень много слов одинаковых по своему звуковому составу, но разных по тону и значению. Чтобы различить их, китайцы широко пользуются своеобразной интонацией, произнося слова то отрывисто, то нараспев, то низким, то высоким тоном.

 

Другая особенность китайского языка в том, что он состоит из односложных слов, которые не склоняются и не спрягаются, причем на протяжении многовекового развития письма китайцы строго соблюдали правило: для каждого слова – особый знак. Это привело к созданию колоссального количества знаков, которых насчитывают до 50 тысяч. Однако практическое применение в современном китайском языке находят около 4 – 5 тысяч иероглифов2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пи́сьменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы.

Общие характеристики[править | править исходный текст]

 

Письменность отличается от других существующих или возможных систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. В противоположность письменности, разного рода визуально-графические представления информации — такие, как рисунки, картины, невербальные картографические элементы и т. д. — не соотнесены с каким-либо конкретным языком. Символы на информационных знаках (изображения мужчины и женщины, например) также не относятся к языку, хотя могут стать его частью в том случае, если активно используются в сочетании с другими языковыми элементами. Некоторые другие символические обозначения — цифры, логограммы — не имеют прямой связи с определенным языком, но часто используются на письме и таким образом могут считаться частью письменности.

Язык свойственен каждому человеческому сообществу, и этот факт может рассматриваться как неотъемлемая и определяющая характеристика всего человечества в целом. Однако развитие письменности и процесс постепенного вытеснения ею традиционных устных форм общения были спорадическими, неравномерными и медленными. Единожды установившись, письменность в общем случае претерпевает изменения менее охотно, нежели устная речь, сохраняя тем самым черты и конкретные выражения, не характерные более для актуального состояния живого языка. Одно из наиболее существенных преимуществ использования письменности состоит в возможности создания постоянных записей информации, выраженной средствами языка.

Для возникновения и существования письменности требуются:

по крайней мере один набор определенных базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности — системой письма;

по крайней мере один набор правил и условий (то есть орфография), понятный сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом;

по крайней мере один язык, распространенный в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путем интерпретации написанного;

какие-либо физические средства отчетливого представления символов на каком-либо постоянном или отчасти непостоянном носителе, так, чтобы их можно было считать оттуда тем или иным способом (визуально или на ощупь).

Для большинства систем письма характерно такое упорядочение символических элементов, которое позволяет объединять их в более масштабные и крупноразмерные кластеры - слова, акронимы и другие лексемы, - за счет чего создается возможность передачи существенно большего количества значений, нежели то, которое может быть обеспечено самим символами. С целью достижения максимально полной передачи языкового содержания в системах письма используется также конкатенация малых групп символов. Во многих системах письма используется особый набор знаков - пунктуация, - посредством которого обеспечивается дополнительное структурирование и организация письменной речи, а также передача особенностей сообщения, которые передаются в речи посредством пауз, тона, ударения, интонирования и т.д. Кроме того, письменность обычно располагает определенным методом форматирования записанных сообщений, который следует правилам устной речи (грамматике, синтаксису и др.), дабы читающий имел возможность воспринять значение записанного сообщения как можно более точно.

Основная терминология[править | править исходный текст]

Информация о работе Этапы возникновения письменности