Этапы возникновения письменности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:30, реферат

Описание работы

Главная цель работы – рассмотреть историю развития мирового письма и появление первых документов.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

рассмотреть стадии возникновения письменности;

рассмотреть первые документы, дошедшие до нас документы.

Файлы: 1 файл

русский.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

 

При рассмотрении конкретных систем письма изучение письменности в целом развивалось по нескольким, частично не связанным друг с другом направлениям. В силу этого используемая терминология может некоторым образом варьироваться в зависимости от той или иной области исследования.

Обобщенный термин «текст» относится к образцу письменного материала. Действие по порождению и записи текста, соответственно, определяется как письмо, а действие по просмотру и интерпретации текста — как чтение. Методология и правила, регулирующие соблюдение определенной структуры и последовательности письменных знаков, объединяются под наименованием орфографии, в рамках которой применительно к алфавитным системам письменности выделяется также и понятие правописания.

Специфическая базовая единица письменности, как уже говорилось выше, — графема. Графемы представляют собой минимальные значимые единицы, чья совокупность охватывает весь набор конструктивных элементов, из которых в соответствии с правилами их соотнесения и использования могут быть составлены записанные в одной или нескольких системах письма тексты. Данная концепция схожа с представлениями о фонеме, которые существуют в области изучения устной речи. Основными графемами для русского языка, к примеру, являются прописные и строчные буквы алфавита, соответствующие определенным фонемам, пунктуационные знаки, соответствующие ритмико-интонационному рисунку речи, и некоторые другие символы наподобие цифр.

Та или иная графема может быть представлена различными способами, причем каждая конкретная ее запись может визуально отличаться от другой, но, тем не менее, все они будут интерпретироваться одинаково. Аналогично тому, как конкретный звук называется аллофоном фонемы, конкретная запись определяется как аллограф графемы. Тремя разными аллографами можно, к примеру, считать одну и ту же букву, набранную жирным шрифтом, подчеркнутым и курсивом. Выбор конкретного аллографа диктуется используемым носителем информации, средством записи, авторской стилистикой пишущего, особенностями предыдущих и последующих графем, временными ограничениями, предполагаемой аудиторией, преимущественно не осознаваемыми чертами индивидуального почерка и т. п.

Иногда для обозначения графемы используются термины «глиф», «знак», «символ» и им подобные. Конкретные значения этих терминов варьируются в зависимости от той или иной области знания; можно заметить, к примеру, что глифы в большинстве систем письма состоят из линий или черт и в силу этого называются линейными, однако в определенных разновидностях письменности они могут состоять из других конструктивных элементов (допустим, точек в шрифте Брайля) и, тем не менее, также именоваться глифами.

Письменность условна, как и язык, с которым она соотнесена. Степень ее полноты определяется тем, насколько успешно она способна представлять в той или иной форме все то, что может быть выражено средствами устной речи.

Этапы формирования письменности[править | править исходный текст]

 

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:

Предметное письмо[править | править исходный текст]

Основная статья: Предметное письмо

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

Пиктографическое письмо[править | править исходный текст]

Основная статья: Пиктографическое письмо

 

 

Древнекитайский иероглиф «солнце» (ri), 1200 до н. э.

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.[1]

Иероглифическое письмо[править | править исходный текст]

Основная статья: Иероглифическое письмо

 

 

Современный китайский иероглиф «солнце»/«день» (ri)

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Слоговое письмо[править | править исходный текст]

Основная статья: Слоговое письмо

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.

Алфавитное письмо[править | править исходный текст]

Основная статья: Алфавитное письмо

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

Типы письменности человеческих языков[править | править исходный текст]

 

Пиктографический — письменный знак привязан к определенному объекту.

Идеографический — письменный знак привязан к определённому смыслу.

Фоноидеографический — письменный знак привязан и к смыслу, и к звучанию

Логографический — письменный знак обозначает определённое слово

Морфемный — письменный знак обозначает определённую морфему (см. «Китайская письменность»)

Фонетический — письменный знак привязан к определённому звучанию

слоговой (силлабический) — каждый письменный знак обозначает определённый слог. Различают:

собственно слоговое письмо — слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками (например, японская кана);

абугида — такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо)

консонантный (квазиалфавитный) — на письме обозначаются только согласные. При своем развитии такие системы письма, как правило, обогащаются системами огласовок, в которых с помощью диакритических или дополнительных знаков можно обозначать гласные

Консонантно-вокалическое письмо — буквы обозначают как гласные, так и согласные; на письме в целом соблюдается соответствие «одна графема (письменный знак) есть одна фонема».

Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

Вышеприведённые системы в чистом виде встречаются редко, обычно к базовой системе примешиваются элементы других систем.

Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла.

Древнеегипетское иероглифическое письмо было слоговым с элементами других систем.

Древнекитайское иероглифическое письмо было логографическим, современное китайское — морфемное.

Основные виды письменностей[править | править исходный текст]

 

WritingSystemsoftheWorld4.png

 

 

Способы письма:

1, синий цвет — слева-направо, сверху-вниз;

2, оранжевый — справа-налево, сверху-вниз;

3, тёмно-зелёный — сверху-вниз, справа-налево;

4, розовый — оба способа — 2 и 1;

5, светло-зелёный — оба способа — 3 и 1.

Ниже приводятся основные виды письменностей, сгруппированные по общему происхождению или региону.

Древние письменности Ближнего Востока и Средиземноморья[править | править исходный текст]

Египетское письмо

Мероитское письмо

Клинопись

Шумерская

Аккадская

Эламская

Хурритская клинопись

Урартская

Хеттская

Древнеперсидская

Эламская иероглифика

Лувийская иероглифика

Критское письмо и его потомки — Линейное письмо А, Линейное письмо Б, Кипро-минойское письмо, Кипрское письмо

Семитское (звуковое) письмо и его производные (кроме греческого)[править | править исходный текст]

Библское письмо

Протоханаанейская письменность

Протосинайская письменность

Угаритский алфавит (клинописный)

Древнеханаанейское письмо

Финикийское письмо

Карфагенское письмо

Моавитское письмо

Палеоеврейское письмо

Самаритянский алфавит

Арамейское письмо

Еврейский алфавит (квадратное письмо)

Пальмирское письмо

Сирийское письмо (эстрангело, несторианское и серто)

Арабский алфавит

Джави — Малайзия и Индонезия

Согдийское письмо

Староуйгурское письмо

Старомонгольское письмо

Маньчжурское письмо

Древнеливийское письмо (нумидийское)

Древнеливийское письмо (Тифинаг)

Турдетанское письмо

недешифрованное письмо гуанчей

Южноаравийское письмо

Эфиопское письмо

Малоазийские алфавиты

Иберское письмо

Системы, возникшие под влиянием семитоидных[править | править исходный текст]

Орхонские руны (тюркские)

Болгарские руны

Венгерские руны

Иссыкское письмо

Тана (габули тана) для мальдивского языка, с 17 в. под арабским влиянием

Греческий и возникшие на его основе алфавиты[править | править исходный текст]

Греческий алфавит

Италийские алфавиты

Этрусский алфавит

Латинский алфавит

Коптское письмо

Готское письмо

Кириллица

Письменности, возникшие под влиянием грекоидных[править | править исходный текст]

Руны (германские)

Армянский алфавит

Грузинское письмо

Агванское письмо

Индийское письмо (слоговое)[править | править исходный текст]

Кхароштхи

Брахми

Деванагари

Бенгальский алфавит

Сингальское письмо

Письменность каннада

Письменность телугу

Тибетское письмо

Тохарское письмо

Монское письмо

Бирманское письмо

Тайское письмо

Кхмерское письмо

Лаосское письмо

Кави (древнеяванское письмо)

Тагальское письмо

Китайское письмо и его производные[править | править исходный текст]

Китайское письмо

Японское слоговое письмо

Хирагана

Катакана

Чжурчжэньское письмо

Киданьское письмо

Тангутское письмо

Чжуанское письмо

Корейское письмо (Хангыль) — внешне оформлено в стиле китайского письма (которое также используется в Южной Корее), содержательно же является совершенно независимым буквенным письмом.

Другие древние и средневековые письменности[править | править исходный текст]

Письмо майя

Письмо ацтеков

Письмо цуань для языков и (Китай)

Письмо донгба (наси, Китай)

Огамическое письмо

Древнепермская письменность (абур)

Письменности, возникшие в XVIII—XX веках[править | править исходный текст]

Как правило, эти письменности были созданы миссионерами или носителями языков, под влиянием самой идеи письма.

Азия[править | править исходный текст]

Письменности пахау и Полларда для языков мяо (Индокитай)

Информация о работе Этапы возникновения письменности