Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:40, контрольная работа
Особенный интерес вызывает изучение проблемы кочевничества в связи с важностью углубления и уточнения таких принципиальных вопросов теории всемирно-исторического процесса, как методология исследования сущности цивилизационного развития, различных способов производства, государственности и сословно-классовой дифференциации общества, отношений собственности и системы производственных отношений, общины и социальной организации и т. д. Вследствие этого научная значимость исследования проблемы кочевничества представляется совершенно очевидной как с точки зрения углубления наших знаний о всемирно-исторических закономерностях развития общества, так и в плане конкретизации и детальной проработки всего спектра явлений и событий истории народов Евразии.
Введение …………………………………………………………………………..........3
1 Эволюция кочевничества. Природа и кочевое население Казахстана …………..5
2 Социально-экономическая структура общества ………….……………………...13
3 Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная
культура кочевников ……………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………………23
Список литературы ………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..
1 Эволюция кочевничества. Природа и кочевое население Казахстана …………..5
2 Социально-экономическая структура общества ………….……………………...13
3 Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная
культура кочевников ……………………………………………………………….17
Заключение
……………………………………………………………………………
Список
литературы …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Прошло 20 лет с момента обретения Республикой Казахстан суверенитета. Несмотря на то, что с точки зрения истории - это миг, социально-культурная жизнь страны была отмечена событиями, важность которых трудно переоценить. Помимо кардинальных изменений в общественно-политической сфере, начался сложный процесс переоценки ценностей, изменились приоритеты в оценке духовного, мировоззренческого аспектов прошлого, настоящего и будущего, вплоть до появления взаимоисключающих точек зрения. Коренным образом изменились взгляды на мир, историю народа, сферу его духовной жизни. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли о необходимости рассмотрения истории нашего народа в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевой цивилизации, истории тюркских народов, а также истории стран Центральной Азии.
Большой научный интерес представляет исследование проблемы кочевничества как одного из наиболее рациональных в доиндустриальный период способов природопользования и утилизации скудных ресурсов засушливых регионов, занимающих почти четверть всей земной поверхности. И поскольку кочевничество было вплетено в живую ткань естественно-природных процессов и имело место лишь в определенных пространственно-временных границах с известной амплитудой условий жизнедеятельности, то его следует понимать прежде всего как форму взаимодействия и динамического равновесия естественно-природных и социально-экономических процессов, как специфическую форму адаптации человека в особых условиях среды обитания, как способ социального функционирования в определенных экологических нишах посредством кочевого скотоводческого хозяйства и соответствующего способа производства. Вследствие этого несомненно огромное эвристическое значение всестороннего исследования данного культурно-исторического феномена.
Научная значимость темы исследования во многом обусловливается тем, что и поныне более чем в 30 странах мира продолжает существовать кочевое скотоводческое хозяйство, охватывающее около 40 млн. чел. Изучение процесса
взаимодействия
природно-географических и социально-экономических
факторов в среде номадов приобретает
в данном случае несомненный практический
интерес в связи с необходимостью приспособления
современных кочевников к реалиям
высокоразвитого индустриально-
Особенный интерес вызывает изучение проблемы кочевничества в связи с важностью углубления и уточнения таких принципиальных вопросов теории всемирно-исторического процесса, как методология исследования сущности цивилизационного развития, различных способов производства, государственности и сословно-классовой дифференциации общества, отношений собственности и системы производственных отношений, общины и социальной организации и т. д. Вследствие этого научная значимость исследования проблемы кочевничества представляется совершенно очевидной как с точки зрения углубления наших знаний о всемирно-исторических закономерностях развития общества, так и в плане конкретизации и детальной проработки всего спектра явлений и событий истории народов Евразии.
Исследование цивилизационных и пространственно-временных законов
исторического развития номадов представляется вполне возможным сквозь
призму изучения истории и культуры, системы материального производства и
общественных отношений казахов, одного из крупнейших кочевых народов Евразии нового времени.
1 Эволюция кочевничества. Природа и кочевое население Казахстана
Кочевничество с момента своего возникновения эволюционировало по направлению от меньшей подвижности (отгонов-перегонов) ко все большей («чистое кочевничество»). Переход на завьючивание предметов материальной культуры (юрты, утвари, предметов быта, мебели, одежды и т.п.) на лошадь и верблюда и постепенный отказ от кибиточного способа кочевания, остаточные переживания о котором, например, у казахов фиксируются в XV-XVI вв., способствовал резкой интенсификации системы передвижений, увеличению скорости и частоты кочевания, расширению ареала миграций и т.д. В результате этого формируется тип классических кочевников, общепризнанным эталоном которых для всех исследователей стали казахские номады (кош-пелі) – адаевцы табынцы, баганалинцы и аназские племена са-баа, руала, амарат, совершавшие перекочевки до 2000 км и более в течение года. Однако, это крайняя специализация, являющая собой предельный вариант номадизма. Типичный образ кочевника – совершающего сезонные миграции в диапазоне 50- 100 км в течение года, проводящего зимний период года оседло на стационарно устроенном стойбище (кстау) и ведущего кочевой образ жизни в теплый период года.
В процессе эволюции номадизма по направлению от меньшей подвижности ко все большей происходила интенсивная трансформация материальной культуры формирующихся номадов применительно к качественно новому образу жизни и типу хозяйства. В частности, генеральной линией эволюции становится постепенное изживание нетранспортабельных и трудно хранящихся материалов (металл, керамика, стекло и т. п.), замена громоздких, тяжелых и плохо завьючиваемых предметов материальной культуры легкими и транспортабельными материалами (кожа, кошмы, дерево и т.п.), поддающимися быстрой сборке и разборке (юрта, мебель и т. п.). Именно такой перестройке подвергаются все части и элементы материальной культуры кочевников. Переломным этапом явилась середина 1 тысяч, н.э., когда становление классического номадизма в Центральной Азии привело к возрастанию роли кочевников в судьбах народов Евразии и Северной Африки, их широкому выходу на арену мировой истории.
Сложившаяся в IV-III тысяч, до н.э. система материального производства – комплексное оседло-земледельческое со все более усиливающейся скотоводческой ориентацией хозяйство и соответствующий ей образ жизни – в результате целого комплекса объективных причин в процессе своего исторического развития подвергается разбалансировке и дестабилизации. Вследствие этого начинается постепенная перестройка хозяйственно-культурной системы, которая, по-видимому, с наибольшей силой охватила вторую половину II тысяч, до н.э. (эпоха бронзы) – начало I тысяч, до н. э. (эпоха раннего железа).
Наряду с этим климатические изменения обусловливают постепенное освобождение экологической ниши. Экзамен выдержали лучше других те хозяйственные группы, которые смогли органически объединить скотоводство с занятием охотой на диких копытных животных, что потребовало высокой степени сезонной подвижности на первых порах весьма немногочисленной группы людей (пастухов), тогда как остальная часть населения (женщины, дети, старики, больные и какая-то часть мужчин) могла какое-то время базироваться в оседло-земледельческих поселениях. На этой основе формируется сезонно-мигрирующий охотничье-скотоводческий тип хозяйства. К середине 1 тысяч, до н. э., видимо, относится время окончательного становления кочевничества.
Следующим этапом в эволюции номадизма становится фаза углубления адаптивных возможностей системы. Кочевничество эволюционировало от меньшей ко все большей подвижности, от непродолжительных передвижений на небольшие расстояния ко все более интенсивным и частым перекочевкам на все более значительные расстояния. И если в предшествующий период только складывалась система посезонного использования пастбищных угодий, то на данном этапе все больше возрастает плотность миграционных передвижений и прежде всего концентрация номадов на сезонных территориях. По-видимому, именно в 1 тыс. до н. э.-середине 1тыс. н.э. осваиваются под зимние пастбища безводные пространства пустынь, заканчивается формирование меридиональной, вертикальной, радиальной, широтной, эллипсоидной систем кочевания. К середине 1 тыс. н.э. кибиточная система кочевания на повозках достигает своего предельного уровня развития и в течение последующего тысячелетия полностью исчерпывает свой потенциал и отмирает.
К середине 1 тыс. н. э. накапливается новый запас информации в виде целого ряда технологических инноваций (появление стремени, новых элементов конской упряжи и снаряжения, в частности жесткого седла, способов завьючивания, войлочной решетчатой юрты, других предметов материальной культуры, широкое распространение кожи, шерстоваляльных и других новых сырьевых материалов и т. д.) и все более возрастает опыт экологической адаптации, увеличиваются знания об особенностях функционирования природных ресурсов среды обитания и т. п. В результате кочевое скотоводство вступает в новую стадию развития – стадию «классического кочевничества». Этот этап в эволюции номадизма характеризуется максимальной приспособленностью к природно-климатическим условиям и высочайшей специализацией, активным участием кочевников в этнополитических процессах на Евразийском континенте, захватом политической и военной гегемонии в Азии, Северной Африке и Юго-Восточной Европе. В этот период номадизм стабилизируется в своем развитии, достигая максимального уровня своего потенциала. Вплоть до эпохи Великих географических открытий и широкого распространения огнестрельного оружия кочевники играют доминирующую роль в жизни народов Евразии, поскольку полностью контролируют внутриконтинентальную торговлю, караванные пути и дороги, имеют неоспоримые преимущества в военной сфере и т. д.
Рубеж XV-XVI вв., знаменующийся общим кризисом номадизма, его вытеснением на периферию всемирно-исторического процесса, падением его влияния в военно-политической сфере, является началом нового, третьего этапа в исторических судьбах кочевничества. На этом этапе кочевничество, сохраняя свое приоритетное положение в сфере природопользования в аридных зонах, постепенно замыкается в своем внутреннем развитии и вступает в фазу стагнации и застоя. Характерной чертой данной стадии развития является формирование нового этнокультурного облика кочевых племен, их постепенное включение в орбиту политического и военного господства крупных централизованных государств: Российской империи (казахи, калмыки, туркмены, киргизы и др.), Китая (монголы, джунгары и др.), Франции (номады Северной Африки), Турции (кочевники Ближнего Востока и др.) и т. д. Из власть предержащих номады становятся власть зависимыми. Не менее очевидной чертой рассматриваемой фазы общественного развития является отсутствие серьезных технико-технологических новаций, организационных и социокультурных
усовершенствований и изобретений.
В новейшее время, в век индустриально-
Обширная территория Казахстана, располагаясь на стыке различных географических зон, отличается разнообразием геофизических и природно-климатических условий и характеризуется рядом особенных черт и свойств. Из-
за внутриконтинентального расположения в глубине материка Евразии между 40—55° с. ш. и 46—87° в. д. на значительном расстоянии как от Тихого и Атлантического, так и от Индийского и Северного Ледовитого океанов, природа Казахстана носит переходный характер между Западной Сибирью, Восточной Европой и Центральной Азией. В геофизическом отношении Казахстан представляет собой, в основном, низкогорную равнину с обширными плоскими низменностями, приподнятыми плато и низкогорными массивами, чередующимися по всей территории региона. Высокогорные районы со снежными вершинами занимают восточную и юго-восточную части данной территории. Поверхность Казахстана имеет общий наклон с юга на север и с востока на запад, понижение происходит постепенно, причем высокогорные и низкогорные участки чередуются с межгорными долинами и обширными равнинами. Такой характер поверхности играет важную роль в формировании климата и размещении природных ландшафтов.
В равнинно-низкогорной части значительную территорию занимают Западно-Сибирская, Туранская и Прикаспийская низменности, которые характеризуются горизонтальными отложениями, небольшими речными долинами и впадинами, чередованием на юге обширных плоских равнин с песчаными массивами. Значительную часть территории Казахстана занимают возвышенности: Устюрт, Тургайское, Предуральское (Эмбенское) плато, Бетпак-Дала, Прибалхашская равнина и часть возвышенности Общий Сырт. Низкогорные районы Казахстана, являющиеся основными участками равнинного региона, представлены древними, сильно разрушенными горными массивами, к которым относятся Центрально-Казахстанский мелкосопочник, Мугоджары и Мангыстауские горы. Высокогорные области Казахстана представлены горными системами Алтая, Саур-Тарбагатая, Джунгарского и Заилийского Алатау и другими западными отрогами Тянь-Шаня. Все горные системы имеют сложное орографическое и геологическое строение и отделены друг от друга обширными межгорными впадинами.
Основная часть водных ресурсов
относится к области