Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:40, контрольная работа
Особенный интерес вызывает изучение проблемы кочевничества в связи с важностью углубления и уточнения таких принципиальных вопросов теории всемирно-исторического процесса, как методология исследования сущности цивилизационного развития, различных способов производства, государственности и сословно-классовой дифференциации общества, отношений собственности и системы производственных отношений, общины и социальной организации и т. д. Вследствие этого научная значимость исследования проблемы кочевничества представляется совершенно очевидной как с точки зрения углубления наших знаний о всемирно-исторических закономерностях развития общества, так и в плане конкретизации и детальной проработки всего спектра явлений и событий истории народов Евразии.
Введение …………………………………………………………………………..........3
1 Эволюция кочевничества. Природа и кочевое население Казахстана …………..5
2 Социально-экономическая структура общества ………….……………………...13
3 Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная
культура кочевников ……………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………………23
Список литературы ………………
и резко выраженной аридностью, континентальностью, посезонной дифференциацией климата, его многолетней изменчивостью, бедностью водных и почвенных ресурсов, дефицитом атмосферных осадков, что в свою очередь обусловливает крайне скудный растительный покров, резкие колебания его урожайности, посезонно-зональные особенности вегетации, разреженность и низкую кормовую продуктивность пастбищного травостоя. Вследствие этого данная зона представляет собой очень хрупкую экосистему, обладающую повышенной чувствительностью к внешним воздействиям и хозяйственной деятельности человека.
Коренное население Казахстана составляют казахи, один из крупнейших кочевых и тюркоязычных народов Евразии. Численность казахов в пределах территории современного Казахстана, согласно материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., составляла 3 392 751 чел. В городах проживало 1,1% казахского населения, удельный вес оседлого населения был также невелик. Наибольшая часть казахов занималась скотоводческим хозяйством и вела кочевой образ жизни. Казахи подразделялись на три части – Старший, Средний и Младший жузы, – каждая из которых имела свою специфичную «родоплеменную» организацию.
Социально-экономическая структура кочевого общества не оставляет никаких сомнений в наличии двух полярно противоположных общественнных классов, резко отличающихся друг от друга по их роли в жизни общества, функционировании системы материального производства и т. д. На одном полюсе располагался класс непосредственных производителей, составлявший абсолютное большинство кочевого населения — от 66 до 91% всех хозяйств номадов, в собственности которого находилось такое количество скота, которое не удовлетворяло минимальные потребности системы жизнеобеспечения и не гарантировало им необходимого продукта. На другом полюсе кочевого общества находился класс богатых скотовладельцев, составлявший абсолютное меньшинство населения — от 2 до 11% всех кочевников-скотоводов.
Доминанта кочевого типа хозяйственной
деятельности обеспечила историческую
преемственность
Господствующим типом
Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Археологические материалы также доказывают существование у племен Казахстана культа солнца и огня. Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке "звериным стилем".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 История Казахстана: Народы и культуры: Учеб. пособие / Масанов Н.Э. и др. - Алматы: Дайк - Пресс, 2000.
2 Кляшторный
С.Г., Султанов С.И. Казахстан.
3 Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы «Социнвест»—Москва «Горизонт», 1995.