Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:44, доклад
Смерть И.В. Сталина в марте 1953 года стала потрясением для всего советского общества. Кончина вождя, длительное время олицетворявшего советскую власть, определявшего политику Советского Союза, породила чувство растерянности среди большинства населения страны. Писатель И. Эренбург вспоминал о тех днях: "Я испытывал то, что тогда, наверное, переживали многие мои соотечественники: оцепенение".
Будучи мастером аппаратных интриг, Л.И. Брежнев к 1966 году упрочил свое лидерство в партии, что подтверждает избрание его Генеральным секретарем ЦК КПСС. После закрепления Л.И. Брежнева на вершине власти, несомненно, должен был встать вопрос о новой государственной идеологии.
Ситуация в экономической,
социальной и политической сферах жизнедеятельности
общества демонстрировала несоответствие
между их реальным состоянием и идеологией
первой половины 60-х годов. Ставка на
скачок, обеспеченный очередной мобилизацией
усилий всего общества, не удалась.
Если раньше политика экстренных экстенсивных
мер приносила свои плоды, то новый
виток научно-технического прогресса
поставил на повестку дня иные методы:
увеличение роли интеллектуального
труда и, как следствие, значения
личностного компонента в производстве,
высокий уровень квалификации специалистов
всех уровней, интенсивный способ развития
экономики, быстроту и оперативность
принятия решений. Предложенная мифология,
направлявшая энергию людей на строительство
социализма, не учитывала этих изменений.
Неудача реформы 1965 года лишь подтвердила
несовместимость
Экономическая несостоятельность
идеологии непосредственного
Кроме несоответствия условиям
эволюции советского общества, идеологии,
предложенной XXII съездом КПСС, были
присущи имманентные
Во второй половине 60-х
годов стало заметно, что идеология
строителей коммунизма становится тормозом
на пути решения страной насущных
задач модернизации. Вновь внимание
власти обратилось к общественным наукам.
От них требовалось исследование
"фундаментальных
Обращение к идее развернутого строительства коммунизма было предопределено отсутствием у политической элиты альтернативных программ развития страны, ее нежеланием реформирования общества, действительной ликвидации последствий культа личности, связанной с боязнью потери своего положения. Процесс десталинизации в какой-то степени стал символом очищения общества, партии, готовности страны к осуществлению великой цели. "Коммунизм" остался тем символом, который не подвергся сомнению и мог обеспечить общественное согласие. В условиях "холодной войны", когда социально-экономический фактор имел существенное значение, возвращение обществу перспективы настраивало его на выполнение задач, поставленных модернизацией. "Коммунистический ореол" призван был обеспечить поддержку реформам Н.С. Хрущева. Возникновение мифа развернутого строительства коммунизма обуславливалось уже сформировавшейся логикой развития коммунистической идеи в советском обществе.
Утопизм коммунистического
мифа позволил ему подняться над
реальностью, подменяя рефлексию верой
в "светлое будущее". Он вошел
в политическую практику, прежде всего,
как слово. Эволюция советской мифологии
в сторону вербального
В своем утверждении в качестве государственной идеологии и дальнейшем формировании идея развернутого строительства коммунизма была конкретизирована в виде программы действий, нормативно-правовых положений, ценностных установок, принципов бытия советского человека. Сложившиеся политические и социальные мифы отличались приверженностью к теориям, которые разрабатывались в 30-40-е годы, однако послевоенная ситуация и имманентный утопизм коммунистической идеи внесли свои коррективы. В результате государственная идеология носила более демократический характер, демонстрируя отличие двух фаз коммунистической формации. Но необходимость решения задач модернизации требовала опоры на реальные возможности и потенциал страны, что вновь возвращало правящую элиту к привычным методам управления, обесценивало гуманистические ценности коммунистического общества.
Политические мифы были связаны
с доказательством возможности
перехода к непосредственному
Информация о работе Эволюция понимания коммунистической идеи в СССР: послесталинское десятилетие