Каменный век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:13, реферат

Описание работы

Каменный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды.

Файлы: 1 файл

история камень.docx

— 81.14 Кб (Скачать файл)

На стоянке Семизбугы в Центральном Казахстане обнаружены скребки прямой формы и изогнутые каменные ножи. Наиболее крупным памятником древнекаменного века вЦентральном Казахстане является стоянка Батпак. Ее культурный слой залегает на глубине 6 метров. Возраст стоянки - 30-25 тысячелетий назад. Найдено более 300 древних орудий труда. Скребки, резцы, острия изготавливались из каменных отщепов.

 МЕЗОЛИТ (СРЕДНЕКАМЕННЫЙ ВЕК, 12-5 ТЫС. ДО Н.Э.)

13 тысяч лет назад началось таяние ледника Под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа

В эпоху мезолита человек  научился делать микролиты - мелкие каменные орудия, тонкие пластины длиной 1-2 сантиметра, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, деревянных или роговых орудиях.

Особенностью мезолита является изобретение лука и стрел. Охота превратилась в основное занятие древних людей, в эпоху мезолита исчезли крупные животные - мамонт, шерстистый носорог, а также крупные стадные животные. Лук позволял охотиться на мелкую дичь. Люди меняли места обитания, следуя за мигрировавшими

                                              10

животными. Мезолитические охотники жили по берегам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай, Жайык (Урал).

В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок. Жилища сооружали из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. Остатки подобного жилища были обнаружены на берегу р. Есиль (Ишим).

 

В 8 тыс. до н.э. на всей территории Казахстана установился благоприятный климат. В конце мезолита начался процесс одомашнивания диких животных и окультуривания некоторых растений. Были приручены овца, коза, корова, свинья, лошадь, собака

Окрепла родовая община Роды объединялись в племена Возникло разделение труда между мужчинами  и женщинами: мужчины занимались охотой, а женщины - собирательством.

Около 10 тысяч лет назад люди стали заниматься земледелием. Развитие собирательства привело к возникновению примитивного земледелия. Появились мотыга, серп и зернотерка из камня. Из занятия охотой возникло скотоводство.

   НЕОЛИТ (НОВОКАМЕННЫЙ ВЕК, 5-3 ТЫС. ДО Н.Э.)

Наивысшего  уровня обработка камня достигла в период неолита, 5 тыс. лет до н.э.

В новокаменном веке древние  люди стали заниматься ткачеством, шить одежду, покрывать керамическую посуду орнаментом. Был изобретен ткацкий станок. Еще одним крупным достижением эпохи неолита стало изготовление глиняной (керамической) посуды. Именно поэтому эпоху неолита иногда называют «эпохой глиняных горшков».

Неолитические охотники постоянно  передвигались за животными, и поэтому  их поселения были временными. Обычно стоянки 

                                             11

располагались по берегам  рек и озер. Самые древние неолитические  стоянки относятся к 5 тысячелетию до н.э. Это Усть-Нарым в Восточно-Казахстанской области, Караганда, Зеленая Балка в Центральном Казахстане. Пеньки в Северном Казахстане. На стоянке Пеньки в большом количестве встречаются каменные рубила, плоские ножи, скребки из каменных пластин. В Северном Прибалхашье встречается очень много предметов, сделанных из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел. На стоянках Центрального Казахстана Караганда, Зеленая Балка обнаружено огромное скопление костей животных - древние жители занимались скотоводством. Основным занятием оставалась охота

На территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок древних людей. ВПриаралье были найдены наконечники копий, плоские ножи, наконечники стрел. ВЖезказганском регионе найдено более 150 стоянок, могильников. Стены могил укреплены каменными плитами. Хоронили головой на северо-запад, это говорит о вере в загробную жизнь.

 

В Восточном Казахстане часто  встречаются мелкие каменные клинья. Они вставлялись в острие или  лезвие составных орудий с деревянными или костяными

рукоятками.

Охота и собирательство используют готовые природные богатства, ничего не производя. Такое хозяйство называется присваивающим. В неолите люди перешли к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству. Это событие называют неолитической революцией. Теперь люди сами производили все необходимые для себя продукты, уменьшилась зависимость от природы. Стали заниматься и разработкой руд.

На неолитической стоянке Сексеул в Кызылординской области 80 % костей принадлежали овцам и коровам, т.е. преимущественно

                                                12

занимались скотоводством.

ЭНЕОЛИТ (МЕДНО-КАМЕННЫЙ ВЕК, 3000-2800 ЛЕТ ДО Н.Э.)

Самым первым использованным людьми металлом стала медь. Почти 5 тысяч лет назад люди впервые научились выплавлять медь. Энеолит - время появления первых металлических изделий из меди, наряду с которыми продолжали употребляться и каменные орудия, т.к. медь - очень мягкий металл.

В эпоху энеолита произошло  два крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло разделение труда и главенствующим стал патриархальный род. Первым разделением труда было разделение земледелия и скотоводства.

На севере Казахстана обнаружено поселение энеолита Ботай. Поселение относится к 3-2 тыс. до н.э. и занимает 15 гектаров. Найдены остатки 158 жилищ, стены были покрыты шкурами животных Найдены каменные наконечники стрел, копья, ножи и топоры, костяные иглы и глиняная посуда Обнаружены в огромном количестве кости лошадей, что свидетельствовало оприручении лошади.

 

В Мангистау в местности Шебир археологи нашли орудия труда из камня и меди. Яйцеобразная посуда была изготовлена из обожженной глины, покрыта орнаментом, напоминавшим гребень. Жители Шебира носили ожерелья из морских моллюсков. Украшения были искусно обработаны, а дырки просверлены сверлом.

Люди передавали свои знания через рисуночное письмо - пиктографию.

Анимизм - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие души у людей, животных, растений; одна из начальных форм религии. Тотемизм - верой в сверхъестественную

                                             13

 связь и кровную  близость рода с каким-либо  животным, которое считалось родоначальником,  покровителем рода В Северном  Казахстане археологи обнаружили  неолитическое погребение у села Железинка с сожжением (кремацией) трупа

Первобытные художники использовали охру и древесный уголь, изображая  животных, сцены охоты. Археологи  находят вырезанные из кости и  рога фигурки женщин, что свидетельствует  о культе матери-земли, материнского рода

В пещере Караунгир в горах Каратау найдены глиняные сосуды с круглым дном, окрашенные красной краской, украшенные орнаментом из ямок и штрихов. В Центральном Казахстане, в Карагандинской области, обнаружена керамическая посуда, украшенная волнистым и геометрическим орнаментом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               14

 

                            Бронзовый век

Процесс овладения человеком  навыками земледелия, переход от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяется учеными VIII—VII тыс. до н. э.,и произошло это скорее всего в горных районах Малой Азии. В VI—V тыс. до н. э. земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на , юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н. э. Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше — земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах

при достаточном количестве воды. В засушливых районах и на малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотоводство сочеталось с земледелием.

На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских  степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья.

Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б. В.

Андриановым. В 1927 г. археолог М. П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что -памятники андроновской культуры распространены на обширной территории — от Минусинска на востоке до Урала на западе.-Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана,

в Семиречье и в Средней  Азии.: Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с хронологией, определением временных рамок. Большинство исследователей

 

                                                15

делят время существования андроновской культуры на три периода: ранняя бронза -XVIII—XVI вв. до н. э.;„ средняя — XV—XII вв. до н. э.; поздняя — XII —начало VIII вв. до^ н. э. Эти периоды по наименованию первых обследованных

памятников получили названия федоровский, алакульский, замараевский. Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновской культуры. Но выяснилось, что федоровские памятники датируются временем не ранней, а средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культуры нарушилась.

Удалось определить, что  федоровские памятники распадаются  на ранние и поздние. Первая группа относится к XV—XIV вв., а вторая к XIII—XII вв. до н. э. Если ранние памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, то поздние — на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго-востоке Казахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен, видимо, был Казахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев, которые пришли в Центральный Казахстан из какого-то западного центра.

Таким образом, алакульские  и. фёдоровские племена существовали памятники смешанного типа. В Семиречье формируются памятники «семиреченского типа», назападе — «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших племен,поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющейряд близких культур.

Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки —петроглифы, свыше 30 поселений и более 150 могильников'. Для андроновской

культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Ранний этап — нуринский  — характеризуется преобладанием  в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Встречаются захоронения, совершенные по обряду трупоположенйч. Могильники, небольшие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг

                                               16

которых сооружались круглые  или прямоугольные оградки из

каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представлявшая собой либо грунтовую прямоугольную яму, края которой обложены плитками (циста), либо каменный ящик. Сверху, после погребения, ямы перекрывались плитами. 

/

Керамика представлена горшками, украик яными орнаментом. состоящим  из сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Украшалась только верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. В захоронениях рядом обнаружены кости домашних животных.На следующем этапе — атасуйском — наблюдается широкое освоение территории, в том числе и полупустынных районов. Резко возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствуют многочисленные рудные разработки. Наиболее известные и исследованные могильники этого периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится в долине р. Атасу. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку. Поселения имеют своеобразную планировку: жилища, а их бывает от 10 до 80,

располагаются по кругу, в  центре которого находится загон  для скота. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 15000 кв. м. и состояло из 35 землянок и хозяйственных построек. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшений. Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры — бегазы-дандыбаевской. Для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой — появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм трупоположения. Встречаются трупоположения вытянутые на спине. К раннему этапу этой культуры относится могильник Аксу-Аюлы II южнее Караганды. Самый большой курган имеет высоту 2, диаметр 30 м. Под земляной насыпью находились три расположенных кольцами

радиально каменных ограды. В это время распространяются наземные жилища со стенами, сложенными из камня. В поселении Тагибай-Булак обнаружено шесть прямоугольных наземных

Информация о работе Каменный век