Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:13, реферат
Каменный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды.
в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но позже — вплоть до XIX в.
Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы или пласты.
Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев — дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у
лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита. Кроме тура встречается
изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в
сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы — индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. Вмифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все
вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод — это символ солнца, а движение участников — имитация вращения светила на небе. Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и силы. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве — двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов — Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью». Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 гравировок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все они изображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными и положенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные — лошади, реже верблюды. С конем
и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшие боги. Встречаются среди рисунков сцены пахоты, на которых изображены впряженные в плуг быки, лошади и козлы. За плугом идет человек. Видимо, эти сцены связаны с празднованием Нового года, с весенним солнцестоянием,
праздником обновления природы, с плодородием. Важной частью праздника являлось проведение первой борозды. Этот акт должен был гарантировать богатый урожай. Право проведения
первой борозды
Введение……………………………………………………….
Каменный век………………………………………………...7-14 стр.
Бронзовый век………………………………………………..15-21 стр.
Древние рудоковы, металлурги и гончары……………….21-23 стр.
Домашние промыслы……………………………………….24стр.
Поселок, город, жилище……………………………………25-27 стр.
Народ, общество, обычаи………………………………….28-29 стр.
Религия
и искусство………………………………………..
Рисунки на камнях…………………………………………32-34 стр.
Заключение………………………………………………….
В заключение хочется заметить, что в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия металла стал изготовлять металлические орудия. От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадии: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в процессе повседневного труда человека.