Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:21, курсовая работа
Актуальность работы. Данная работа посвящена проблеме Карибского кризиса, возникшей в 1962 году и поставившей весь мир под угрозу уничтожения ядерным оружием. Изучение Карибского кризиса и сегодня остается актуальным, поскольку угроза использования ядерного оружия существует и по сей день. Необходимо понять весь ужас того, что может произойти в том случае, если кто-то «нажмет на кнопку». Поэтому нельзя забывать уроки истории и события 1962 года.
Вторая половина октября 1962г. вошла в историю под названием Карибский кризис, возникший в атмосфере обострения «холодной войны» и поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Человечество в полной мере ощутило реальность апокалипсиса. К счастью, силы разума взяли тогда верх над безрассудством. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали что такое «ядерный тупик», и, проявив необходимый реализм при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а политическими средствами.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Куба-СССР-США……………………………………………………...6
1.1 Предпосылки кризиса……………………………………………………….6
1.2 Соотношение сил………………………………………………………….....16
Глава 2. Развитие Карибского конфликта………………………………….…19
2.1 Скрытая фаза кризиса……………………………………………………….19
2.2 Открытая фаза………………………………………………………………..23
2.3 Завершающий этап………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………....32
Список используемой литературы…………………………………………….35
Несмотря на такие выводы, военная подготовка в СССР к возможному обострению международной обстановки продолжалась. Она охватила и Организацию Варшавского Договора. В первой декаде октября на территории Западного Приморья в Польше и в северной части Германской Демократической Республики были проведены учения под командованием польского министра обороны. В маневрах принял участие главнокомандующий Объединенными вооруженными силами ОВД
А.А. Гречко. Аналогичные учения в первых числах октября прошли в Чехословакии с участием Советской Армии и армий Чехословакии и ГДР.
7 октября "Красная звезда"
опубликовала статью о
2.2 Открытая фаза кризиса
С 22 октября началась открытая фаза Карибского кризиса. В 19.00 по вашингтонскому времени (в Москве было 23 октября, 3 часа) президент США обратился к народу с заявлением о "карантине" Кубы. Мотивируя свое решение, Дж. Кеннеди говорил: "...Скрытное, стремительное и необъяснимое развертывание коммунистических ракет в районе, который имеет особое, историческое значение для Соединенных Штатов и других государств Западного полушария, в нарушение советских заверений и как вызов политике США и других стран этого полушария, это внезапное, тайное решение о размещении стратегического оружия впервые в истории за пределами советской территории является преднамеренным изменением статус-кво, которое абсолютно неприемлемо для вашей страны... У нас впереди месяцы самопожертвования и самодисциплины, месяцы, которые будут проверкой нашей волн и нашей выдержки, месяцы, таящие в себе множество неожиданных бед и незаслуженных обвинений, которые заставляют нас быть начеку. Но главная опасность сейчас - ничего не делать".19 Согласно директиве Комитета начальников штабов (КНШ) США, для всех вооруженных сил с 23.00 22 октября вводилась боевая тревога № 3. Положение было настолько серьезным, что она вводилась и для космических сил, чего, как докладывала советская военная разведка, ранее не отмечалось. Одновременно началась подготовка к привлечению латиноамериканских ВМС к морской блокаде.
Кубинское руководство несколько упредило действия американского президента. В 15.50 Ф. Кастро как главнокомандующий Революционными вооруженными силами (РВС) отдал приказ о приведении войск в полную боевую готовность. Было принято также решение о всеобщей мобилизации 23 октября. Причем, комментируя это решение, кубинский лидер сразу же высказал мнение, что скоро начнутся переговоры, но Куба ни при каких обстоятельствах не допустит иностранных наблюдателей на свою территорию. В ходе мобилизации были развернуты в кратчайшие сроки 54 пехотные дивизии, 4 бригады, 17 отдельных батальонов, 20 кораблей, 118 зенитных батарей и 47 боевых самолетов. Общая численность РВС достигла 269203 человек (из них 169561 резервист).20 Одновременно были сформированы подразделения народной обороны численностью 112320 человек.
23 октября президент США
подписал распоряжение об
Сразу после речи президента американские войска начали выдвижение к районам сосредоточения десанта. В его первом эшелоне должны были участвовать 17 тыс. солдат и офицеров, в том числе 14 тыс. парашютистов. Для поддержки десанта во Флориде сосредоточивалось около 750 боевых самолетов. Для их снаряжения было приготовлено 144 тыс. обычных бомб и 3,7 тыс. напалмовых. По данным американской разведки. 24 октября на Кубе имелось до 30 ядерных ракет и 20 бомбардировщиков Ил-28.22 Для американского руководства явились неожиданностью сведении о наличии советских боевых частей на острове. На центральном командном пункте ВМС США утром того же дня были отмечены снижение скорости и изменение направления движения судов, следовавших курсом на Кубу. Вечером 24 октября и.о. Генерального секретаря ООН У Тан в своем письме главам СССР и США предложил план урегулирования конфликта: Соединенным Штатам следовало отказаться от карантина, а Советскому Союзу - воздержаться от поставок наступательного оружия.
25 октября наметились
первые признаки ослабления
26 октября режим морского
карантина оставался в силе. Было
остановлено ливанское судно,
зафрахтованное СССР. После его
осмотра американской
В Вашингтоне 26 октября в
13.30 советник советского посольства А.С.
Фомин передал через
Следующий день, 27 октября 1962г., мог завершиться ядерной катастрофой. Как докладывал советский военный представитель в Гаване, рано утром, в 3.00, Ф. Кастро посетил советское посольство и информировал о получении накануне послания президента Бразилии, в котором говорилось, что в случае отказа Кубы демонтировать ракетные установки в течение 48 часов США их уничтожат. В тот же день по приказу заместителя командующего ГСВК по ПВО был сбит американский разведывательный самолет У-2. По получении этого известия президент США провел совещание, на котором не поддержал предложения о немедленном авиационном ударе по Кубе. Подводя итоги обсуждения, он заметил, что его беспокоит не первый шаг в эскалации, а то, что обе стороны пойдут на четвертый и пятый, но не дойдут до шестого, так как его будет некому сделать.24
После совещания брат президента Роберт Кеннеди посетил посольство СССР и информировал о том, что после инцидента с У-2 обстановка усугубилась, на президента США оказывается сильный нажим, чтобы тот отдал приказ отвечать огнем на огонь. "Согласие же на ответный огонь, - сказал Р. Кеннеди, - может привести к цепной реакции не только в Карибском регионе, но и в Европе. А это приведет к ядерной войне".25 Далее американский представитель заявил о готовности США и стран Западного полушария дать заверения в том, что вторжение на Кубу не состоится, если будут демонтированы советские ядерные ракеты. "Нынешняя серьезная ситуация, к сожалению, складывается таким образом, что времени для решения всего вопроса остается весьма мало. К несчастью, события развиваются слишком быстро. Просьба ответить завтра, - подчеркнул Р. Кеннеди, - это именно просьба, а не какой-либо ультимативный срок. Президент надеется, что глава Советского правительства его правильно поймет".26
Телеграмма со столь важной информацией пришла в Москву из-за разницы во времени лишь 28 октября. Она была обсуждена на заседании Президиума ЦК КПСС, собравшегося, вероятно, в полном составе. Советское руководство понимало остроту момента и приготовило быстрый ответ. В связи с нехваткой времени было принято неординарное решение. Послание советского правительства передали открытым текстом по радио. В нем подтверждалась готовность демонтировать ракеты в обмен на отказ вторгнуться на Кубу. B то же время в послании говорилось: "Если мы делаем практические шаги и заявляем о демонтаже и эвакуации соответствующих средств с Кубы, то, делая это, мы одновременно хотим создать уверенность у кубинского народа в том, что мы находимся вместе с ним и не снимаем с себя ответственности за оказание помощи кубинскому на роду".27
Ответ Кеннеди не заставил себя ждать: "Я сразу же отвечаю на Ваше послание от 28 октября, переданное по радио, хотя я еще не получил официального текста, так как придаю огромное значение тому, чтобы действовать быстро в целях преодоления кубинского кризиса. Я думаю, что Вы и я при той огромной ответственности, которую мы несем за поддержание мира, сознавали, что события приближались к такой черте, за которой они могли выйти из-под контроля. Поэтому я приветствую Ваше послание и считаю его важным вкладом в деле обеспечения мира".28 На этом открытая фаза кризиса окончилась. Но перед его субъектами стояла не менее сложная задача - завершить кризис.
2.3 Завершающий этап
Кубинское руководство узнало
о советско-американском компромиссе
из сообщения Московского радио
утром 28 октября. Советское посольство
в Гаване не могло подтвердить, является
ли текст этого сообщения
Как видим, советско-американский компромисс позволил завершить глобальный кризис в отношениях между СССР и США, но не ликвидировал ни глобальный, ни региональный конфликт. Об этом писал Хрущев в своем послании американскому президенту, переданном ему 29 октября. В послании говорилось: "Г-н Президент, кризис, который мы с Вами пережили, может вновь повториться. Это говорит о том, что надо решать вопросы, в которых заложено слишком много горючего материала. Конечно, решать не сейчас, видимо, требуется некоторое время, чтобы остыли страсти. Но откладывать решение этих вопросов нельзя, так как продолжение такого положения таит в себе много неизвестного и опасного".29 А пока предстояло завершить кризис с учетом интересов всех непосредственно затронутых им сторон. США стремились поскорее вытащить советскую ядерную "занозу". СССР, соглашаясь с этим, намеревался сохранить союзническую Кубу. Куба же боролась за ликвидацию возможности возникновения подобных кризисов. Решить эти задачи предстояло за столом переговоров. От Советского Союза в них приняли участие А.И. Микоян и заместитель министра иностранных дел В.В. Кузнецов. С американской стороны переговоры вели представитель в ООН Э. Стивенсон и сотрудник госдепартамента Маккоун. Послекризисное урегулирование сфокусировалось на решении трех проблем: оформление гарантий ненападения на Кубу; контроль за выполнением советских обязательств о вывозе "наступательного оружия"; снятие "морского карантина" Кубы.