Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:28, реферат
Годы вторжений джунгарских ойротов были «годами великого бедствия». Это были годы обнищания страны, которые запечатлелись в народных преданиях как время «тяжелых испытаний, лишения былого счастья и богатства». Потребовалось напряжение всех сил казахского народа, когда решалась судьба его — быть или не быть под игом Джунгарии. Народные предания сохранили память о казахских батырах, ставших героями этой победы. «Опасность примирила внутренние междоусобия и направила всех к одному предмету»,— так отметил Левшин подъем национального самосознания, который можно рассматривать, как новый этап в борьбе с Джунгарией, ознаменованный крупными победами. Однако эти победы не могли обеспечить мирного существования казахского народа и окончательно пресечь стремление джунгарских владык к новым агрессивным действиям.
1. Введение
2. Образование Джунгарского ханства и начало агрессии
3. Съезд в Каракумах
4. Новые испытания
5. Годы Великого бедствия
6. Организация всенародного отпора джунгарской агрессии
7. Битва при Буланты
8. Аныракайская битва
9. Бии и батыры казахского народа
10. Заключение
11. Список использованных источников и литературы
К тому же была захвачена по сути вся территория Казахстана, исключая только самые пустынные и непроходимые земли. Это бедствие коснулось не только казахов, но и всех народов Центральной Азии. Широко известны документы и свидетельства об опустошении Самарканда и голодное существование в Бухаре многих людей.
Джунгары осуществляли нападение двигаясь семью крупными клиньями. На своём пути они несли разорение и смерть. Казахские общины, продвигаясь с ослабленным после зимовки скотом, не могли оказывать сильного сопротивления. Из Чуйской долины были изгнаны жалаиры. Они вынуждены были с большими потерями отойти к горам Улутау и Кокшетау. От реки Талас до среднего течения р.Арысь находились кочевья найманского рода садыр. Здесь все жители были истреблены или изгнаны из своих мест. По сведениям из дастана Кожаберген-жырау, найманы оставили Алтай. Лишились своих земель и казахи у подножий Алатау.
В своём продвижении джунгары разоряли аулы, рассеивали казахские общины, отбирали скот, захватывали города.
В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Около 300 тысяч горожан Ташкента во главе с казахским ополчением около месяца держали героическую оборону. Вслед за Ташкентом пали также Сайрам и Туркестан. Осада Сайрама – тоже свидетельство героической борьбы жителей с джунгарами. С ходу взять город приступом джунгары не смогли, они охватили город кольцом и начали осаду. Целью их было захватить город и разграбить его. Однако это не удавалось. Тогда хунтайджи послал часть своих войск в горы и приказал изменить русла реки Сайрам-Су и Тувалак, которыми город снабжался водой. Жители Сайрама оказались без воды. Предание об этом говорит: «Долго крепились они, защищая город, но, наконец, язычники победили, взяли постепенно и город, и крепость». Джунгары обогатились здесь имуществом, многих забрали в плен. Пленных вывезли в районы Восточного Туркестана. Казахи вынуждены были отступить не только к среднему течению Сырдарьи, но и к низовьям этой реки. Многие казахи оказались на левобережье Сырдарьи в Голодной степи, в районе Жизакских и Нуратинских гор, в долине Зеравшана.
Успех этого крупного натиска джунгаров внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали хороший момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских воинов был опыт многолетней войны против китайских войск.
Джунгары оккупировали огромную часть казахских земель к 20-м годам XVIII в. Приблизительной границей между владениями джунгар и казахов стали горы Улытау, озеро Балхаш и полоса между реками Чу и Талас. Как отмечает А.И. Левшин, «стада и табуны ежедневно уменьшались, меновая торговля прекратилась, нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали от голода, другие бросали жён и детей своих…Стеснённые и преследуемые с трёх сторон, они могли быть совсем истреблены, если бы не удалились на юг».
Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Среднего жуза откочевали к Ходженту, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду, а Младшего- откочевали в пределы Хивы и Бухары.
Годы Великого бедствия не сломили волю народа, который понимал свою меру ответственности перед Отечеством. Шли сражения упорные и длительные. Организаторы всенародного сопротивления Богембай, Кабанбай, Санрык, Жаныбек, Малайсары, Елшибек и другие подняли народ на защиту родной земли. Джунгарские отряды вынуждены были считаться со стойким сопротивлением казахского народа. Враг получал отпор в горных местностях, в отдаленных степных районах, в городах.
От джунгарского нашествия 1723-1725 гг. тяжелый урон понесли также кыргызы, узбеки, каракалпаки. Однако казахский народ принял на свои плечи основной удар джунгарского нашествия, поэтому положение других народов Средней Азии – кыргызов, узбеков, каракалпаков оказалось менее трагичным.
По различным источникам, в период вторжения джунгарских захватчиков от военных столкновений, погромов, убийств, грабежей, голода, тяжёлых переходов погибло около двух третей населения казахов. Символом народной скорби казахов об этой трагедии стал жоктау(песня-плач) «Елимай» Кожабергена.
С вершины Каратауских гор спускаются откочёвывающие(аулы);
При откочёвке одиноко (потерявший мать) идёт верблюжонок;
Как тягостна потеря близких родных;
Из чёрных глаз капают чистые слёзы.
Что это за година?
Година тяжёлых испытаний и лишения былого счастья и богатства;
При всенародном бегстве пеших поднимается облако пыли.
Что это за время? – Время безначалия, беспорядочной паники;
Но вернётся ли счастливое прошлое?
Близкие родные и Родина остались позади;
Тоскуя по ним, льётся из глаз море слёз.
Так перевёл содержание «Елимай» М. Тынышпаев, передавшего в виде песни-плача потомкам трагичность эпохи «Ақтабан шұбырынды».
Названные в истории «Годы Великого бедствия» принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен.
6. Организация всенародного отпора джунгарской агрессии
Всенародное бедствие, которое
принесло джунгарское нашествие, вызвало
в казахском народе не только отчаяние,
но и осмысление всего происходящего.
Встала необходимость объединения
различных регионов для организации
отпора неприятелю. Потеря многих пастбищ,
перемещения различных родов
и общин на новые земли заставили
различные слои казахского общества
считаться с тяжелой
Поражение 1723 г. не сломило волю и дух казахского народа. Новые столкновения с джунгарами произошли уже на следующий год. Теперь военные действия были перенесены в степи Центрального и Западного Казахстана. Уже в 1724 г. казахи под руководством Абулхаира одержали первые успехи. В 1725 г. был дан первый значительный отпор захватчикам. Об этом есть свидетельство источников – «кайсаки, разделившись на четыре партии, ходили под калмык, под башкирцев, под Бухары, под хунтайшу и во всех четырех партиях побиты». Собрать пятидесятитысячное войско после крупных поражений и повального бегства было задачей огромной трудности. И это можно считать показателем начала освободительной борьбы.
К 1726-27 гг. султаны и Бии начали проводить широкую политику по объединению всех казахских родов против агрессора. Наиболее энергично эту политику стал проводить хан Младшего жуза Абулхаир.
Осенью 1726 г. состоялся всеказахский съезд в местности Ордабасы. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Семеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, Бии разных родов во главе с Толе би Алибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би, прославленные полководцы и батыры.
Основным вопросом на съезде был вопрос об организации всенародного отпора агрессору. В условиях угрозы, нависшей над Родиной, отошли на второй план внутриродовые противоречия, борьба за власть над всеми жузами, за пастбища. Участники съезда поклялись быть вместе, координоровать свои действия, выступить объединенным фронтом на врага. Другим, не менее важным вопросом, который обсуждался на съезде, был вопрос об избрании предводителя всеказахского ополчения.
Здесь, в Ордабасы Абулхаир был избран предводителем казахского ополчения. А.И. Левшин писал по этому поводу: «Общее предприятие тотчас освящено клятвой верности друг другу. Хан Абулхаир избран главным предводителем, и белый конь, принесенный по народному обычаю в жертву, был принят залогом будущего успеха».
Внутренний воодушевленный настрой казахского общества, роль батыров, достижение всеобщего единства в принятии решений на съезде в Ордабасы были предвестниками резкого поворота в Отечественной войне.
Ход военных действий диктовался условиями достигнутого. От джунгарских захватчиков были освобождены обширные урочища по среднему и нижнему течениям реки Сырдарьи, долины реки Арысь и ее притоков, горы Каратай, степные места по течению реки Талас, часть гор Мугоджары. Одержанные после «Ақтабан шұбырынды» первые победы казахских батыров, съезд в Ордабасы подняли боевой дух народа.
7. Битва при Буланты
У казахов огромные территории Центрального Казахстана называют Сарыаркой. Жемчужиной Сарыарки являются горы Улутау. Сюда входят более десятка гор, среди которых выделяются Кишитау, Арганаты, Жельдыадыр, Куадыр и другие. У кого в руках находились горы Улутау с прилегающей территорией, тот господствовал во все Центральном Казахстане. Борьба за горную систему Улутау стала важной вехой в ходе войны.
Стремительное продвижение
и неожиданное появление
Булантинское сражение показало
огромную волю казахских ополченцев
к победе. Выдающиеся полководцы своего
времени Каракерей Кабанбай, Шакшак
Жаныбек, Тамма Есет, Басентеин Малайсары,
Таракты ер Байгазы и другие, стоявшие
во главе самостоятельных войск,
вели ополченцев в бой, действуя слаженно
под общим командованием
Холм, расположенный в центре плато, отныне стал носить название «Қалмақ қырылған» (место, где истребили калмаков). Однако на этом события не завершились. Частъ джунгарских всадников сумела прорваться к верхнему течению реки Буланты. Но и здесь их настигли отряды казахской кавалерии. И снова на пересеченной местности джунгары были разбиты, только отдельным группам удалось уйти в горы за Майтюбе и Курайлы в сторону Улутау.
Победа в местности
Буланты – Белеуты имела
8. Аныракайская битва
В победоносном завершении войны (1723-1730 гг.) казахского народа против джунгарской агрессии выдающуюся роль сыграла Аныракайская битва. В вопросе о времени Аныракайской битвы все авторы в основном единогласны. Кроме того, логика событий войны подтверждает год – 1730. в исторической литературе последних лет все чаще идет спор о месторасположении Итешпес Алакуля. А. Диваев считал, что «Аныракай» находится при озере Ит-ишпес, на Алакульской стороне ближе к горам, что на севере от Аральского моря. М. Тынышпаев, хорошо знавший местность, справедливо считал, что «Анрахай находится не там, где указывает Диваев, а в 120 вестах на юго-восток от южной оконечности о. Балхаш, известной у казахов под названием «Итешпес Алакуль» (о. Ала-куль, воду которого не станет пить даже собака)». Тем не менее дискуссия по расположению о. «Алакуль» продолжается.
Всеказахское ополчение заняло заранее выгодное стратегическое положение. В Хантау, в местности «Улкен Орда конган» расположилась ставка хана Среднего жуза. Там же находилась ставка хана Млажшего жуза. Таким образом, театр военных действий Аныракайской битвы занимает около 200 км. Можно сказать, что это было сражением века. Аныракайское сражение происходило на границах степного Казахстана и горных и полупустынных районов юга Казахстана. Такой выбор места сражения был не случаен. Место сражения очень удачно вписывается в общую стратегию замысла по разгрому противника, в случае его поражения он безостановочно отступает по пустынной степи до истока реки Или. Таким образом, это сражение было навязано казахами джунгарам, а не наоборот.
Сражением на Аныракае руководил хан Абулхаир. Именно это сражение стало вершиной его политической деятельности. В сражении приняли участие ополченцы всех трех жузов. Мужество, стойкость, непоколебимая уверенность в своей победе руководили батырами в этом сражении.
Битва началась с поединка. С джунгарской стороны вышел на межу талантливый военачальник, непревзойденный воин рукопашных схваток, Шарыш. С казахской стороны вызвался на поединок двадцатилетний Сабалак (псевдоним Абылая). Именно в этом поединке Абылай, победив своего грозного соперника, прославил себя на веки. Несомненно, удачное начало битвы вдохновило воинов-казахов на победу. И они победили. Окрыленные чувством патриотизма, они проявили свой героизм, удаль, сплоченность и высокую военную выучку.
Аныракайское сражение стало переломным в сознании народа. Народ, воспрянувший духом, понял, что джунгар можно победить. Несмотря на внушительную победу, противник еще был в силе, и потому предстояла долгая и изнурительная борьба с ним в последующие годы.
Особенную важность этой борьбы
прекрасно понимали видные политики
того времени – Толе би, Казыбек
би, Айтеке би, хан Абулхаир, султаны
Барак, Батыр, Абильмамбет и юный
Абылай. Единый порыв всего народа
и его духа были так велики, что
в какой-то степени наступило
успокоение и многие султаны стали
вновь придерживаться центробежных
тенденций. Этому способствовали инертные
действия многих султанов и батыров,
воспрепятствовавших
9. Бии и батыры казахского народа
Конечно, сплотить измученных
жестокой судьбой кочевников в единый
народ было делом непростым. Для
этого требовалось, прежде всего, держать
бразды правления в крепких руках.
Чтобы сохранить единство народа,
крепить мощь страны, приходилось
проявлять высокие образцы