Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:28, реферат
Годы вторжений джунгарских ойротов были «годами великого бедствия». Это были годы обнищания страны, которые запечатлелись в народных преданиях как время «тяжелых испытаний, лишения былого счастья и богатства». Потребовалось напряжение всех сил казахского народа, когда решалась судьба его — быть или не быть под игом Джунгарии. Народные предания сохранили память о казахских батырах, ставших героями этой победы. «Опасность примирила внутренние междоусобия и направила всех к одному предмету»,— так отметил Левшин подъем национального самосознания, который можно рассматривать, как новый этап в борьбе с Джунгарией, ознаменованный крупными победами. Однако эти победы не могли обеспечить мирного существования казахского народа и окончательно пресечь стремление джунгарских владык к новым агрессивным действиям.
1. Введение
2. Образование Джунгарского ханства и начало агрессии
3. Съезд в Каракумах
4. Новые испытания
5. Годы Великого бедствия
6. Организация всенародного отпора джунгарской агрессии
7. Битва при Буланты
8. Аныракайская битва
9. Бии и батыры казахского народа
10. Заключение
11. Список использованных источников и литературы
Кто были эти личности, сумевшие в то экстремальное время явить миру качества исключительной прозорливости и величия?
Мы знаем имена трёх славных мудрецов, трёх сынов народа – Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Они сумели внушить народу великую истину: тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни. Три великих бия сумели образумить строптивых батыров трёх жузов и собрать, сплотить народ воедино.
Казахским ханам Джангиру, Тауке, Абулхаиру, Аблаю удалось сконцентрировать свою власть, добиться успехов во внутренней жизни казахского общества и во время отражения джунгарской агрессии. В значительной степени это было обусловлено подъёмом общественного положения батыров. Естественно, со временем сам институт батыров претерпел существенное изменение. В ряды батыров входили не только люди по происхождению из социальных верхов, но и из числа сильных, смелых, храбрых, честных, преданных родной земле людей из народных низов.В рассматриваемый период выдвигаются замечательные плеяды батыров. Необходимо отметить, что именно в данной конкретной исторической обстановке новым содержанием наполнились исторические предания казахов, такие как «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр» и другие. По историческим данным, общее количество батыров из всех трёх жузов, активно боровшихся за свободу и независимость казахского народа, переваливает за 300.
Канжыгалы Богембай Акшаулы(1680-1778гг.)
– полководец, командующий всеказахским
ополчением, дипломат, один из выдающихся
организаторов всенародной
Каракерей Кабанбай (Ерасыл) Кожагулулы (1691-1769гг.) – полководец, народный батыр, один из организаторов борьбы за освобождение казахского народа от джунгарских захватчиков. Был во главе найманского ополчения в обороне Туркестана(1724 г.), Алакульском (1725г.), Булантинском, Анракайском, Шаганакским и др. сражениях.
Шакшак Жаныбек – полководец,
государственный деятель, дипломат,
один из организаторов освободительной
борьбы с джунгарами. Неоднократно
выходил победителем в
Тамма Есет – полководец,
старейшина рода тама, впоследствии тархан,
один из организаторов народно-
Басентеин Малайсары Токтауылулы
– полководец, старейшина рода басентеин,
дипломат, тархан, один из организаторов
освободительной войны
Однако только одной физической
силой упрочить казахскую государственность,
закрепить власть ханов было бы невозможно.
Нужны были люди, способные создать
«идеологическое обеспечение». Для
народов Востока во многих странах
эту роль играла религия с её постулатами.
Казахи были в основном народом светским.
В то же время возвышение государственности
со всеми её институтами не могло
развиваться в вакууме
Бии – это народные советчики, посредники в спорах, акыны и ораторы высшего порядка, знатоки, магистры адата – народного права в исламском мире – и общественных традиций. С древнейших времён биев избирали, потом профессия эта стала передаваться по наследству. Тобе би(главный, старший би) как правило исполнял функции судьи, а рядовые Бии функции адвоката и прокурора одновременно.
Бий - в просторечии переводится как судья. Это не совсем точно. Судья действует строго по предписанному регламенту и должностной инструкции. Бии у казахов в XIX в. Слабо подчинялись инструкциям. В своих действиях они руководствовались нормами обычного права и занимались узким кругом дел, выделенных из российского делопроизводства. Бий XVII-XVIII в. – это человек с широким кругом полномочий. Это, скорее, наставник, пастырь, знаток обычного и международного права у казахов, советник у хана. Но известно, что в истории есть примеры, когда авторитет биев стоял выше авторитета хана. Во времена Казахского ханства главные Бии, избранные от имени жузов, играли решающую роль в упорядочении и решении вопросов внутренней политики. Точнее говоря, ханская власть выполняла обязанности реализации решений совета биев. Если провести параллель между той властью и сегодняшней, то власть биев напоминала структуру нынешней парламентской системы управления.
Однако для биев более
важное значение имело решение гражданских
дел, межродовых взаимоотношений, сношений
с другими народами. Для них
важно было значение норм права ханов
и султанов. Отсюда Бии должны были
держать в памяти и знать примеры
решения различных дел в
По данным исследователя Н. Торекула, в истории казахского народа насчитывается более 100 крупных биев, ораторов – беков, являющихся крупными политическими деятелями своего времени.
14 мая 1993 г. Казахстан
отметил 33-летие со дня
Толе би Алибек-улы(1663-1756гг.)
родился в Шуйском районе на джайляу
Жайсан нынешней Жамбылской области. Кроме
неё, ещё две области претендуют
на то, чтобы считаться родиной
Толе би. Шымкентская – на территории
которой, по преданию, он родился, и
Ташкентская, где он провёл последние
годы жизни, был правителем этого
города и где он похоронен. Толе би
читал по-арабски и по-
Каз дауысты-Казыбек би Келдибек
улы (1665-1765гг.) родился на берегах
Сырдарьи. Молодость провёл в регионах
Каратау и Улытау. По данным казахской
летописи, он происходит из рода аргын(каракесек)
Среднего жуза. Он находился при
ханах Тауке, Семеке, Абулмамбете, Аблае.
Один из организаторов борьбы с джунгарами.
В 40-х годах способствовал
Айтеке Байбек-улы (1681-1737гг.)-
крупнейший оратор и бий, выходец
из Младшего жуза. Пока ещё точно
не установлено место рождения бия.
По одним преданиям, он родился на
берегах реки Келес под Ташкентом.
По другой версии – родился Айтеке
между Бухарой и Самаркандом.
Похоронен в урочище Сейткул
в горах Нурата Республики Узбекистан.
На кладбище Нурата раздельно похоронены
казахские, узбекские, каракалпакские
ханы, Бии, беки, тюре и ишаны. В 1995 году
было отмечено 3000-летие города Нурата.
Эта юбилейная дата способствовала
открытию многих исторических тайн. Отцом
Айтеке был батыр Акша, дядей –
батыр Жалантос- правитель Самарканда,
дедом – Сейткул – все
Этим трем знаменитым личностям суждено было стать первыми, кто задумался об объединении казахов. Что же объединяло этих очень разных людей?
Толе имел взрывной, активный, энергичный характер вождя. Казыбек – не лишенный дара врачевания и одновременно талантливый политик, акын. Айтеке – честный, сурового склада человек, всегда однозначно принимавший бескомпромиссные решения. При всей разности, конечно, главными были совместимые точки характеров, которые определили союз этих государственных мужей для последующего единения казахов и совместной борьбы разноплеменного народа против страшного джунгарского нашествия.
Являясь всенародно признанными
духовными вождями, они одновременно
были политическими организаторами,
при необходимости –
И еще одна важная деталь. На примере института биев возможно предопределить исторически обоснованный демократический путь развития своего народа и государства. Казахи не знали крепостного права. Степные викинги – тюрки – здесь как бы повторяют в своем историческом развитии скандинавские народы, которые после бурных веков походов и завоеваний с достаточным успехом построили у себя нынешнюю модель демократии.
По решению Кабинета Министров республики 28-30 мая 1993 г. в местности Ордабасы Южно-Казахстанской области были проведены Дни памяти выдающихся деятелей XVIII в.: Толе би, Казыбек би и Айтеке би с участием представителей наций и народностей, проживающих в республике, а также гостей из Узбекистана, Кыргызстана, Российской Федерации, из стран Дальнего зарубежья. В этих торжественных посвящениях принимали участие президент Казахстана Н.Назарбаев, президент Узбекистана И.Каримов, президент Кыргызстана А.Акаев.
Конечно, сохранение целостности и самостоятельности казахской государственности и народа было результатом труда многих биев, ханов, батыров, беков и других политических деятелей.
10. Заключение
Таковы основные события
важнейшего переломного для казахского
народа периода истории. Значимость
этого периода была подчеркнута
в постановлении Кабинета Министров
Республики Казахстан «О 350-летии
Орбулакской битвы». В нем военные
действия казахов названы «Национально-
Завершая тему, хочется
отметить еще одно важное обстоятельство.
Отечественная война казахского
народа против джунгарских завоевателей
по своей значимости выходит за рамки
одного государства и имеет
Казахский народ, половина которого легла на полях сражений, сорвал эти планы, прикрыв собой Среднюю Азию и южнорусские степи от прорывавшихсчя туда джунгарских туменов. Во главе казахских родов и племен стали испытанные военачальники – батыры. Те самые, именами которых и других защитников родины, по примеру Кутузовского проспекта и Суворовского бульвара в Москве, названы теперь улицы Алматы, Астаны, Караганды и других городов.
У каждого народа была своя Отечественная война, и он вправе и обязан помнить о ней.
11. Список использованных источников и литературы
1.Асылбеков М.Х., Алдажуманов
К.С. История Казахстана с
2.Абдижапар Абдакимов
История Казахстана с
3. Канн Г.В. История Казахстана, «Аркаим», Алматы, 2002, стр.90-95.
4.Гавердовский Я. Обозрение киргиз-кайсацкой степи, ч.II ; Семенюк Г.И. Проблемы истории кочевых племён и народов периода феодализма(на материалах Казахстана).Калинин, 1974, стр.84-85.
5.http:// www.kazakh.ru/news/id/1435/