Казахское ханство при хане Есиме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Основной целью Есим-хана было - укрепить Казахское государство, увеличить численность населения, расширить территорию. И на этом "пути" он трудился, не покладая рук, используя в своих целях разногласия между другими государствами, пытаясь сделать себе союзниками и друзей, и врагов. В результате этого территория Казахского ханства расширилась до берегов Яика, включая Сарыарку.

Содержание работы

1. Введение
2. Казахское ханство при хане Есиме
3. Заключение
4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Казахское ханство при Есим.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

                    Алматинский Университет энергетики и связи   

 

                        Кафедра «Инженерная кибернетика»  

 

 

 

       Расчетно-графическая работа № 3

      Создание базы данных в среде MS Access 

 

        по дисциплине «история Казахстана»

 

       № зачетной  книжки: 115405 

 

 

  

Выполнил

 студент  гр. БЭУ-11

 Бобриков  К.Н. 

 Проверил

 Рахимбергенов  С.Р.

 

 

 

 

 

                                                  Алматы 2012

 

 

 

 

 

Казахское ханство при хане Есиме(1598-1628)

 

                                                   

 

 

ПЛАН:  

    1. Введение
    2. Казахское ханство при хане Есиме
    3. Заключение
    4. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

 

Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство.

Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Енсегей бойлы ер Eciм" (высокорослый (или мужественный) Есим богатырь).

 

Согласно историческим сведениям, Есим был сыном Шигай хана и  братом Тауекель-хана. Он, отличался от прочих политиков тем, что умел ставить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом ради определенных стратегических целей; идти на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары. Именно в годы его правления были возвращены Южный Казахстан и Ташкент, разгромлены джонгары, разработан новый свод законодательства, известный под названием "Есим-ханнын еск i жолы" (Древний путь Есим хана)

 

Основной  целью Есим  хана, было - укрепить Казахское государство, увеличить численность населения, расширить территорию. И на этом "пути" он трудился, не покладая рук, используя в своих целях разногласия между другими государствами, пытаясь сделать себе союзниками и друзей, и врагов. В результате этого территория Казахского ханства расширилась до берегов Яика, включая Сарыарку.

 

 

 

 

 

 

 

 

          Казахское ханство при хане Есиме(1598-1628)

 

 

  

                                Хан Есим (1598-1628 гг.)

После смерти Тауекела ханский титул  перешел к его младшему брату Есиму, который правил в 1598-1628 гг. Главной его целью было преобразование Казахской ханства в единое централизованное государство.

 Особое внимание хан Есим  уделял укреплению военной мощи, наделив широкими военно-политическими полномочиями султанов и представителей знати.

С именем Есима связано создание Уложения законов «Исконный путь хана Есима». Город Ташкент вошел в состав Казахского ханства период правления Есима. В начале XVII века усилились феодальные междоусобицы.                 

Есим-хану пришлось выдержать ещё более тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть её заключалась в том, что главенство закрытой элиты — торе заменялось на главенство элиты открытого типа — биев и старшин.

Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей.

 

Вместо улусной системы в  начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями — жузами.

Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана.

Власть биев держалась исключительно  на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами.

 
 
В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными.

 
 
В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление  бухарских ханов, берет реванш и  занимает Ташкент.

 Бухарские ханы были уведомлены  о сложности внутриполитической  ситуации в Казахском ханстве,  которая заключалась в сепаратистских  устремлениях отдельных султанов, в частности, Турсун султана.

 

 Особенность политических взглядов  Есима и Турсуна была в том,  что для последнего власть  являлась самоцелью, а не средством  для достижения каких-либо задач.  Бухарский хан, как пишут Кляшторный  и Султанов, специалисты по средневековой истории Центральной Азии, одобрил захват Турсуном ханской власти.

 

 Однако, узурпация ханской власти  Турсуном не решила комплекса  проблем, стоящих перед государством, поскольку амбициозный султан  не обладал столь необходимым авторитетом для борьбы с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Более того, он, нарушив соглашения, начинает набеги на Мавераннахр.  
 
Тем временем Есим, удалившись в пределы Моголистана, втягивается в политические интриги чагатаидского дворца. Он объединяет вокруг себя некоторые кыргызские племена, устанавливает союзнические отношения с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим ханом, который, объединив усилия с Есимом, несколько раз пытается отбить у правителя Моголии Апакхана город Аксу.

 

Казахский султан прекрасно разбирался в тонкостях восточной политики, что и было его основным преимуществом, поскольку многие соперники Есима полагались в основном либо на военную силу, либо на политическую поддержку, тогда как он предпочитал совершать взвешенные, обдуманные со всех сторон ходы, полагаясь на ум и холодный расчет.  

 
Несмотря на усилия Есима по улучшению  отношений с Турсуном, столкновение интересов становится неизбежным. После  очередного факта вероломства Есим решительно вступает в новую фазу открытой борьбы.

 
 
Все началось с того, что Турсун внезапно устраивает набег на ставку Есима  в Туркестане

 

Есим хан, бывший в это время  в походе против калмыков, вернулся, выгнал бухарцев из Ташкента и, чтобы  отомстить им, устроил резню вокруг Самарканда.

 

 Разбил вдребезги выступившее против него войско Имамкули. Имамкули хан, спрятавшийся в Бухаре, стал теперь искать союзников среди казахских султанов. Его цель - внести раздор, разложить их изнутри и уничтожить Есим хана.

 

В это время Ташкентом правил казахский султан Турсун. Он быстро догадался о замыслах Бухарского хана. Турсун втайне завидовал влиянию, нарастающему авторитету Есим хана. Тайно Имамкули и Турсун встретились на берегу Сырдарьи и разработали план ликвидации Есим хана, который в это время находился в восточных краях с целью утихомирить распри между монгольскими правителями и киргизскими манапами.

 

Происхождение Турсун хана не совсем известно. Его полное имя Турсун Мухаммед-султан. В русских летописях  говорится, что он - сын Шыгай хана, родственник Есим хана.

 

Махмуд Уали в труде "Бахр Аль-аср" пишет: "Он - сын султана Жалыма". Как указывалось выше, Жалыма вместе с двумя сыновьями убил правитель  Ташкента, Баба султан. Этот злодей убил и своего тестя, великого казахского хана Хакназара.

 

Происхождение султана Жалыма также малоизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что он сын Касым хана - внук Жанибека. Другие историки считают Жалыма потомком Шыгай хана, т. е. родственником Есим хана.

 

Как бы там ни было, Турсун правил тогда  Ташкентом и мечтал стать казахским ханом, но на его пути стоял могучий батыр - Есим. Турсун был правителем не только Ташкента, но и Бискента, Туркестана, иногда Саурана, Андижана, Шахрухийя и других мелких и крупных городов.

 

 У него затеплилась надежда  на ханство, добиться его с помощью Имамкули, который неоднократно терпел от них поражения, когда Турсун воевал на стороне Есим хана.

 

Будущий хан Хивы и известный  историк Абылгазы пишет об этом так: "Я был у казахов (это приблизительно 1625 год), три месяца жил во дворце Есим хана в Туркестане. В это время Турсун был большим ханом казахов. Он приехал в Туркестан из Ташкента. Есим хан пошел на встречу с Турсуном, оставив меня дома.

 

Поговорив с Турсуном, он познакомил меня с ним, сказав: "Это потомок  хана Жадигера – Абылгазы.

 

 До сих пор никто не  приезжал к нам в гости от  них, а наши люди были там  не раз. Пусть теперь будет  рядом с вами". Турсун взял  меня с собой в Ташкент, где  рядом с ним я был два  года.

 

Через два года Есим убил Турсуна, истребил его подчиненных. Тогда  я сказал Есим хану: "Я приехал в ваши края, ожидая от двух ханов какой-либо помощи, но у вас обстановка вот какая.

 

Теперь, разрешите мне отправится в Бухару, к Имамкули хану". "Хорошо, езжай", - ответил Есим хан. И я поехал к Имамкули хану".

 

В книге Махмуда Уали "Бахр Аль-аср", в 4-й части 6-го тома, есть следующее повествование о взаимной вражде казахских султанов и о смерти Турсун хана. "В те годы, т. е. в 1036 году хиджры (1626-1627 года) Есим хан решил воевать с калмыками.

 

Он собрал под свои знамена все племена алаш и другие племена, бывшие в подчиненном ему улусе, в том числе катаганов, которые были опорой султана Турсуна, разрушил жилища калмыков на окраине Монголстана.

 

Султан Турсун, который давно  намеревался расправиться со своим  основным соперником, разрушить ставку Есима возле Туркестана, стал собирать отряд, чтобы истребить оставшихся его людей.

Войны его отряда, захватив орду, убили  многих людей. Увезли в Ташкент жен  Есим хана со всеми детьми. Опьяненный этим успехом, теперь он намеревался  убить самого Есим хана, подстеречь его и ударить неожиданно.

 

С такими вероломными намерениями  он во главе своего отряда выехал навстречу  хану Есиму. Обе стороны встретились  лицом к лицу возле Сайрама  и начали битву. Войска султана Турсуна  потерпели поражение и отступили в сторону Ташкента".

 

"Обстоятельства гибели Турсун-хана  историками обычно излагаются  в соответствии с данными, приведенными  в «Бахр ал-асрар» Махмуда бен  Вали.

 

Согласно этой версии, в 1627 г. Есим отправился в поход на ойратов и сумел нанести им чувствительное поражение. Однако в тот момент, когда Есим громил ойратские аулы, нападению подверглись собственные аулы казахского хана.

 

 Оказалось, что выгодной ситуацией  для удара в спину решил воспользоваться все тот же Турсун. Но подобное вероломство оказалось не слишком эффективным оружием против Есима.

 Последний, пылая праведным  гневом, разгромил войска Турсуна  и убил его самого.

 

Весу этим данным придает и то, что они в принципе подверждаются казахскими фольклорными материалами.

 

Однако, принимая подобную версию событий, историки забывают о том, что Махмуд бен Вали являлся придворным историографом  аштарханидов, для которых хан  Турсун был врагом.

 

 Что же касается фольклорных данных, то необходимо помнить о том, что после этих событий Казахским ханством очень долго управляли именно потомки хана Есима, для которых и слагали свои песни и поэмы степные жырау. То есть, вместо объективного освещения событий историки без всякой критики предлагают увидеть прошлое глазами хана Есима или хана Имамкули.

 Хотя в данной ситуации  гораздо больше доверия вызывают  сторонние, например, русские источники,  тем более, что они не столько  противоречат сведениям Махмуда  бен Вали, сколько дополняют их.

 

 Вот, к примеру, как были  отражены эти события в русских  источниках, составленных на основе  сведений, полученных от ногайцев. «Да сего ж де, государь, лета, - писали в Москву астраханские  воеводы 9 октября 1627 г., - как яровой  хлеб поспел, Казачьи Орды ташкенской Турсун царь да Казацкой Орды кочевной Эшим царь с своими ратными людьми ходили войною на калмыцких людей, и калмыцких людеи кочевной Эшим царь со своими ратными людьми многих побил.

 

 А ташкенской де Турсун  царь с калмыки ссылался, и  с ними не бился. И Эшим царь ташкенского Турсуна царя поимав отсек голову и послал ее к бухарскому Имамгулу царю. И бухарской де Имамгул царь с своими ратными многими людьми пошел из Бухар в Ташкенть».

 

 Таким образом получается, что  Турсун был убит Есимом  за переговоры с калмыками, и при этом не совсем ясной остается роль бухарского хана, которого это убийство чрезвычайно обрадовало, что, кстати, подтверждает и Махмуд бен Вали.

Информация о работе Казахское ханство при хане Есиме