Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:49, контрольная работа
Основной целью Есим-хана было - укрепить Казахское государство, увеличить численность населения, расширить территорию. И на этом "пути" он трудился, не покладая рук, используя в своих целях разногласия между другими государствами, пытаясь сделать себе союзниками и друзей, и врагов. В результате этого территория Казахского ханства расширилась до берегов Яика, включая Сарыарку.
1. Введение
2. Казахское ханство при хане Есиме
3. Заключение
4. Список используемой литературы
Естественно, что возникает вопрос: зачем Турсуну было необходимо вступать в переговоры с калмыками? Для ответа на него рассмотрим, о чем же говорилось далее в той распросной речи астраханских воевод: «А [с] калмыки де, государь, юргенской царь не в миру. А с Юргенчь де, государь, город ныне сто
ит пуст, тому ныне пятый год, с тех мест, как у Исмендияра царя с братьею его была война».
То есть, разгромив калмыков, Есим оказал очень серьезную услугу прежде всего Исфендияру.
Поражение, понесенное ойратами, было настолько тяжелым, что нечего было и думать о дальнейших набегах на Хорезм.
В российских источниках
содержатся очень любопытные
сведения об этой казахско-
Так, в распросных речах Якова Бухарова от 7 февраля 1628 г. сообщается следующее: «И те де, государь, калмытцкие люди животиною и лошедеми скудны. Потому что в прошлом в 135 м году Мергень Темене тайша с ыными таиши и улусными людми, учинясь в недружбе с Баибагышь таишем с товарыщи, пришел кочевать в Казачью Орду, и казачьи де государь, Орды с Ышимом царем (по смыслу здесь более подходит — Турсуном царем — Р. Т.) учинился в дружбе.
И Ишим царь калмытцких
Мергень Темене таишиных
Стрельцы Якова Бухарова в своих показаниях дополняют картину, сообщая, что «... приходили калмытцких людей с сорок тысеч на Казачью Орду, и Казачьи де Орды царь с своими людми тех калмыков побили и разогнали, а достальные де калмыткие люди з две тысечи человек ушли к Ембински вершинам»
.
Вероятно, что хан Турсун предполагал с помощью ойратов совершить нападение на Хорезм и, свергнув Асфендияра, посадить на престол Абулгази. Именно поэтому последний и прожил долгих два года в Ташкенте, надеясь с помощью Турсуна вернуться на родину.
Однако Есим по согласованию
с Имамкули нанес удар по
ойратам, и именно поэтому
В итоге между двумя
В это же самое время из разных городов Бухарского ханства в поход на владения Турсуна выступили уже заранее подготовленные войска.
Правитель Ходженда Дауча-бий,
Обложенный со всех сторон, Турсун
пытался дать сражение своим многочисленным
противникам под стенами
Далее, же как пишет Махмуд
бен Вали, «Ишим-султан голову
Турсун-султана отправил в
После убийства Турсуна Абулгази понял, что на Есима ему надеяться не стоит и сразу перебрался в Бухару. Однако Имамкули за дружбу с Турсуном отнесся к Абулгази явно недоброжелательно, и последний был вынужден перебраться на Мангышлак.
Все это тоже подтверждает, что
убийство Турсуна произошло в результате
заговора". (Р. Темиргалиев "Настоящая
история Казахского ханства)
В исторических материалах есть сведения,
что Турсуна убили его же приближенные
во второй схватке. Есим хан отрубил
голову Турсуна и отправил Имамкули
хану. То ли от радости, что нет в живых
Турсуна, его соперника и изменника, то
ли испугавшись самого Есим хана, Бухарский
хан подарил Есим хану Ташкент, Туркестан
и другие поселения.
Есим, избранный ханом вторично после смерти Турсуна, согласно жестоким обычаям того времени, безжалостно наказал племя катаган, выступившее в свое время против него.
Главной целью Есима было построение
единого государства с
Созданные им законы впоследствии
стали основой для "Семи уложений"
хана Тауке.
Умер Есим хан в 1628 г. и был похоронен в Туркестане, где над его могилой, был воздвигнут мавзолей.
Мавзолей Есим хана Мавзолей Есим хана. Расположен в 12 м. от юга – западной части мавзолея Х.А. Яссави и является средневековым архитектурным памятником.
По рассказу старожилов город и по соответствии некоторых исторических данных, предположительно памятник считается мавзолеем казахского хана Есима, умершего в 1628 году. Верхняя часть мавзолея полностью разрушена, сохранились лишь нижняя часть со склепом. В 1958 году Н.Б.
Немцова проводила исследовательские работы и в 70 – х годах была проведена реставрационная работа памятника. В настоящее время памятник находится под охраной государства и включён в состав государственного заповедника “Азрет Султан”.
Возможно, в свое время и было надгробное сооружение, но сегодня все сравнялось с землей. Надо непременно восстановить надгробие в честь такого героя, как Есим, который боролся за народ.
Рассматриваемый период вошел в
историю как период подъемов и
упадков. Ханы сменялись один за другим,
каждый из которых привносил в жизнь
общества новые уклады и порядки. Выработанные
нормы и правила оказали огромное влияние
на жизнь всего кочевого народа. Политика
того или иного хана отличалась своей
индивидуальностью и перспективностью.
Внутренняя политика ханов была основана на борьбе с иноземными захватами. Такие как, Касым, Хакк - Назар, Есим и Тауке ханы. Все они добивались единой цели: объединить и расширить территорию Казахского ханства в одно централизованное государство.
В заключении стоит отметить, что развитие Казахского общества было не стабильным. В истории Казахстана известны ханы, при правлении которых менялась внутренняя, внешняя политика и подверглось изменениям социальное развитие государства.
Тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии.
Состояние раздробленности и ослабление Казахского ханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластной ханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть и подданных, за пастбищные земли и города ханов, султанов, группировок аристократии племен замедляли темпы общественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана, для эффективной защиты с ее помощью коренных земель народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абусеитов М. Казахстан и Центральная Азия XV – XVII вв. История, политика, дипломатия. Алматы, 1998
2. Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1993
3. Большая советская энциклопедия, Изд-во «Советская энциклопедия» в 1969 — 1978 годах в 30 томах.
4. Валиханов Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Алма-Ата, 1961-1968гг., Его же Собрание сочинений. Т 1-5. А.,1984 – 1985
5. Зиманов С.З. (1958) Общественный строй казахов первой половины XIX в. Алма-Ата: Наука, 1958. Его же. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX вв. Алма-Ата, Наука, 1960 .
6. История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В пяти томах, Том 2. – Алматы: «Атамура», 2000
7. История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В пяти томах, Том 3. – Алматы: «Атамура», 2000
8. История Казахстана в русских источниках XVI – XX вв. 3 том // Журналы и служебные записки дипломата А.И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана. (1731 – 1759) / Исторический очерк и комментарии И.В. Ерофеевой. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005
9. Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. Астана, 2003