Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 17:12, реферат
Двенадцать лет всеобъемлющая пропаганда понятия «независимость», словно идеологическая кувалда, кует в сознании общества абстракцию радужной эйфории и оголтелого отрицания всего, что было связано с советским прошлым. А возомнившие себя идеологами доморощенные политики даже за 12 лет не научились разбираться в логических приемах отрицания понятий, которые изменяют свою семантику и значение в зависимости от постановки в различные контексты. И вся эта нагнетаемая истерия против всего советского – лишь попытка внушить моральный иммунитет к прошлому тем слоям общества, которые живут в условиях наступившей независимости на грани выживания.
1. Введение
2. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА
3. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
4. ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА
5. ЛИКВИДАЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В КАЗАХСТАНЕ
6. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС МАРТА 1995 ГОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
7. ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 1995 ГОДА
8. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА И В ПАРЛАМЕНТ КАЗАХСТАНА 1999 ГОДА
9. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС НОЯБРЯ 2001 ГОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
10. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В КАЗАХСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
11. Заключение
12. Список использованной литературы
Социальный и профессиональный состав: руководящие работники - 23; государственные чиновники - 10; работники маслихатов - 34; юристы - 6; работники науки и образования - 13; работники культуры - 5; профсоюзные деятели - 2; военные - 2; безработные - 6; врачи - 1.
Политический состав: ПНЕК - 24; Демократическая партия - 12; Крестьянский союз 7; Федерация профсоюзов - 5; Союз молодежи - 3; Инженерная академия - 5; КПК - 2; НКК - 1; Народно-кооперативная партия - 1;
Партия возрождения Казахстана - 1; Невада-Семей - 1; Союз предпринимателей - 1.
Зимой 1996 года Парламент приступил к работе.
В октябре 1997 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ об отставке А. Кажегельдина с должности премьер-министра Казахстана.10 октября 1997 года новым премьер-министром РК назначается Н. Балгимбаев.
В октябре 1997 года Президент подписал Указ об объявлении с 10 декабря 1997 года столицей Казахстана г. Акмолы. Весной 1998 года Акмола была переименована в Астану. 3
В 1998 - начале 1999 года в законодательную базу избирательной системы были внесены существенные коррективы. В мае 1998 года были внесены изменения в Указ о выборах, согласно которым к выборам не допускались кандидаты, которые в течение года перед регистрацией получили незначительное административное взыскание "за умышленное правонарушение".
В октябре 1998 г. Парламент
принял 19 поправок к действующей
Конституции и к Указу
В связи с этим утверждалось, что в условиях надвигающегося экономического кризиса требуются особые меры по сохранению политической стабильности, а это связывалось с личностью действующего Президента.
Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.
На звание кандидата в Президенты Республики Казахстан претендовало шесть человек: Н. Назарбаев - действующий Президент, А. Кажегельдин - бывший Премьер-министр, Э. Габбасов, депутат Сената, С. Абдильдин, председатель Компартии Казахстана, Ж. Базильбаев, вице-президент АО НТЦ " Мунай", Г. Касымов - председатель Таможенного комитета. После длительной судебной тяжбы А. Кажегельдину было отказано в регистрации кандидатом в президенты, как не соответствующему требованиям Закона о выборах, так как он был привлечен судом к административной ответственности. Ж. Базильбаев снял свою кандидатуру.
В январе 1999 годы выборы были проведены. По официальным данным, за Э. Габбасова проголосовали менее 1% избирателей, за С. Абдильдина - около 12% избирателей, за Г. Касымова - более 4%, за Н. Назарбаева - около 80%.
Оценки прошедших
ОБСЕ отказалась направить наблюдателей на президентские выборы в Казахстане после того, как к участию в них не допустили основного соперника Н. Назарбаева экс-премьера А. Кажегельдина. По оценке ОБСЕ выборы Президента в Казахстане не соответствовали международным стандартам.
В мае 1999 в Казахстане были внесены очередные изменения в законодательство о выборах, существенно изменившие законодательную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная избирательная система, согласно которой 10 мест в Парламенте распределялись на основе пропорционального партийного представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам.
10 октября 1999 года состоялись
выборы в Парламент республики
по новой, смешенной избиратель
Все политические партии,
имеющие право на представление
партийных списков для
Кандидатами в депутаты Сената Парламента зарегистрированы 29 граждан, 21 из них выдвинут на сессиях маслихатов, в порядке самовыдвижения - 10. На мандаты депутатов в маслихаты страны претендовали 7146 соискателей. Выборы проходили в два тура.
Оценки прошедших выборов, были, как это уже не раз было в новейшей истории Казахстана, диаметрально противоположными.
В октябре 1999 года Центральная Избирательная Комиссия Казахстана подвела официальные итоги голосования, согласно которым в республике прошли безусловно демократичные выборы депутатов Парламента страны. По итогам голосования, десять "партийных" депутатских мандатов в Мажилисе распределились следующим образом: Республиканская партия "Отан" получила 4 мандата, а Коммунистическая, Аграрная и Гражданская партии - по 2 мандата каждая. В трех округах выборы были признаны недействительными, там были допущены серьезные нарушения Конституции.
Миссия ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Казахстане опубликовала отчет, в котором подготовка, ход и подведение итогов выборов подверглись критике. Иностранные наблюдатели пришли к выводу, что особенно серьезной проблемой парламентских выборов 1999 года стали широко распространенные злоупотребления во время подсчета голосов. Допущенные в ходе предвыборной кампании, выборов и подсчета голосов нарушения определялись экспертами ОБСЕ следующим образом:
1. Неправомерное вмешательство исполнительной власти в ход выборов;
2. Нечестная предвыборная кампания партий, поддерживаемых властями;
3. Угрозы административного
и судебного преследования
4. Поддержка избирательными комиссиями кандидатов от " партий власти";
5. Искусственно созданные затруднения и запугивание во время предвыборной кампании оппозиционных партий и кандидатов.
ОБСЕ пришла к выводу, что, выборы депутатов Мажилиса, хоть и явились пробным шагом на пути к соответствию международным стандартам и существенно отличались от предыдущих выборов в лучшую сторону, тем не менее, были далеки от требований ОБСЕ. Эти требования всеобщих, равных, честных, тайных, свободных, открытых и подотчетных выборов были серьезно нарушены повсеместным вмешательством исполнительной власти в избирательный процесс.
Реакция оппозиции была еще более жесткой. Оппозиционные партии провели ряд пресс-конференций, на которых выразили свою озабоченность организацией выборов. Более значительным было проведение совместной встречи и создание единого фронта представителей политических партий, правозащитных и неправительственных организаций, находящихся в оппозиции к власти, получившего название Форум Демократических Сил (ФДС). Практическим результатом первого заседания Форума стало принятие резолюции, содержащей ряд требований. Эти требования включали в себя:
Обращение к Парламентам и Правительствам США, России, Японии, стран ЕС, СНГ и ОБСЕ не признавать депутатов Мажилиса и Сенаторов, избранных в результате массовой фальсификации;
Требование объявить результаты выборов в Сенат и Мажилис недействительными;
Требование привлечь членов ЦИК и низовых избирательных комиссий к ответственности за допущенные нарушения;
Требование провести в первой половине 2000 г. новые выборы в Мажилис и маслихаты, а также выборы акимов и судей на всех уровнях;
Требование провести во второй половине 2000 года новые выборы в Сенат.
В этом же году ФДС выступил с инициативой проведения Национального диалога между оппозицией и властью. ФДС предложил сторонами в диалоге: во-первых, Президента и его политических сторонников, в том числе политические партии и общественные движения, поддерживающие проводимый курс; во-вторых, оппозицию в лице Форума демократических сил Казахстана и других оппозиционных организаций, несогласных с проводимым курсом; в-третьих, в качестве наблюдателей, ОБСЕ, Совет Европы и другие межгосударственные и международные институты. Власть проигнорировала эти предложения.
Осенью 1999 года правительство Н. Балгимбаева ушло в отставку. Новым премьер-министром был назначен К. Токаев.
В июле 2000 года вступил в силу Конституционный Закон "О Первом Президенте Республики Казахстан", который усиливал неприкосновенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после прекращения им полномочий (кроме случая государственной измены).
В августе 2001 г. в Астане над бывшим премьер-министром страны А. Кажегельдиным состоялся заочный судебный процесс. 4 Экс-премьер обвинялся в вымогательстве взяток и неуплате налогов. Суд заочно приговорил А. Кажегельдина к 10 годам лишения свободы. Представитель Центра ОБСЕ в Алматы, присутствовавший на процессе в качестве наблюдателя, охарактеризовал как "политический и несправедливый", Государственный департамент США выразил Правительству Казахстана протест.
В ноябре 2001 года в республике разразился новый политический кризис. Ряд членов правительства и депутатов Парламента (М. Аблязов, Г. Жакиянов, Т. Токтасынов, У. Джандосов, Б. Абилов, Ж. Ертлесова и другие ) выступили с заявлением о создании общественно-политического объединения "Демократический выбор Казахстана" (ДВК).
В Декларации объединения отмечалось, что Казахстан остается государством с чрезмерно централизованной властью и предлагались следующие меры по исправлению ситуации: формирование баланса между всеми ветвями и уровнями власти, расширение прав и полномочий представительной власти; децентрализация государственной власти, разграничение функций, прав и ответственности между органами власти различного уровня, введение выборности местной исполнительной власти; создание справедливой и независимой судебной системы, восстановление Конституционного суда; обеспечение права свободного волеизъявления граждан, в том числе путем создания независимой от исполнительной власти системы избирательных комиссий, введения за ними общественного контроля; обеспечение реальных гарантий неприкосновенности частной собственности; установление действенного контроля со стороны общества за использованием стратегических природных ресурсов страны и деятельностью монополий; либерализация деятельности средств массовой информации, запрет на монополизацию СМИ.
Премьер - министр К. Токаев потребовал увольнения членов ДВК с занимаемых постов, что и было Н. Назарбаевым сделано.
19 января 2002 года в Алматы состоялось Собрание демократической общественности Казахстана, проголосовавшее за создание инициативной группы по проведению референдума о выборности акимов. На следующий день в Алматы прошел, беспрецедентный как по числу участников (около 5 тыс. человек), так и по партийному представительству митинг Выступавшие требовали от власти выполнения решений Собрания демократической общественности.
Следствием этих событий стала отставка премьер-министра К. Токаев, новым премьер-министром был назначен И. Тасмагамбетов.
Весной 2002 г. политический кризис вступил во вторую стадию.27 марта финансовой полицией был арестован один из сопредседателей движения "Демократический выбор Казахстана", бывший министр энергетики, индустрии и торговли М. Аблязов. Ему были предъявлены обвинения в использовании своих государственные полномочий в интересах частных лиц, связанные с его служебной деятельностью пятилетней давности, 28 марта в Париже состоялась встреча экс-премьер министра, председателя РНПК А. Кажегельдина с сопредседателем движения "Демократический выбор Казахстана", бывшим до конца 2001 г. акимом Павлодарской области Г. Жакияновым. После возвращения, 29 марта, полиция попытались арестовать его в Алматы. Однако Г. Жакиянову удалось скрыться и найти убежище в посольстве Франции. В ночь с 29 на 30 марта заместители министра иностранных дел и министра внутренних дел Казахстана пытались добиться от французских дипломатов выдачи Г. Жакиянова, однако, безуспешно.
30 марта оппозиционные
партии и организации
В этот же день было обнародовано "Заявление объединенной демократической оппозиции", в котором отмечалось, что "что режим Президента Назарбаева вступил в ту последнюю стадию, когда вслед за использованием правоохранительных органов для политически мотивированных репрессий против лидеров демократической оппозиции, эти репрессии могут приобрести необратимый характер войны с собственными гражданами" и выдвигались следующие требования: начать диалог между руководством страны и его политическими оппонентами, освободить из-под ареста М. Аблязова и прекратить преследование Г. Жакиянова, отменить заочное осуждение А. Кажегельдина.
Кроме того, были выдвинуты требования проведения совместного экстренного заседания Парламента с участием Президента и приглашением лидеров оппозиции для обсуждения путей преодоления кризиса, трансляцию этого заседания в прямом эфире национальных телекомпаний, немедленное возобновление работы всех закрытых оппозиционных СМИ и начало трансляции телеканала "Тан" (передатчик телеканала был накануне расстрелян неизвестными).