Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:50, реферат
К вопросу образования Русского государства обращалось и обращает-ся большое число представителей различных наук - от истории, археоло-гии до лингвистики и географии. Положительным является то, что увели-чивается число публикаций, повышается комплексность исследования воп-роса о происхождении Древнерусского государства. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древ-нерусского государства.
Почти не встречались полуземлянки.
Час-то это были двухэтажные дома,
состоящие из нескольких комнат. Значительно
отличались жилые помещения князей,
бояр, дружинников
Мужчины кроме рубахи одевали штаны, а женщины- юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носилитакже разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати поформе походила на крестьянскую, но качество. конечно, было иным: издорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных ма-терий, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном пле-че золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь угорожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожилидо 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья но-сили сапоги часто украшенные инкрустацией. Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многиегосударственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в похо-дах.
Господи, дай мне терпения принять то, что я не могу изменить, храбрости изменить то, что я могу, и мудрости понять разницу между тем и другим…
Сложность исследования
вопросов происхождения
Первые, достаточно скудные сведения,
содержатся в трудах античных, византийских
и арабских авторов.
Серьезным письменным источником, несомненно,
является Повесть временных лет – первая
русская летопись, основной задачей которой,
по словам самого летописца, было выяснить,
«откуда есть пошла Русская земля, кто
в Киеве нача первее княжити, и откуда
Русская земля стала есть». Автор летописи
подробно описывает расселение славянских
племен и период, непосредственно предшествующий
образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами
проблему происхождения и ранней истории
древних славян сегодня решают ученые
разных наук: историки, археологи, этнографы,
лингвисты.
1. Первоначальное расселение
и формирование ветвей
Праславяне выделились из
индоевропейской группы к середине I тысячелетия
до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали
тогда родственные между собой культуры,
занимавшие довольно обширную территорию.
Восточные славяне 8 9 век . В этот период
еще нельзя выделить чисто славянскую
культуру, она только начинает складываться
в недрах этой древней культурной общности,
из которой вышли не только славяне, но
и некоторые другие народы.
При этом, под именем «венеды», славяне
впервые стали известны античным авторам
еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию
Старшему, Птолемею, которые размещали
их между германцами и угро-финнами.
Так, римские историки Плиний Старший
и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших
между германскими и сарматскими племенами.
При этом Тацит отмечает воинственность
и жестокость венедов, которые, например,
уничтожали пленных.
Многие современные историки видят в
венедах древних славян, еще сохранявших
свое этническое единство и занимавших
территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной
Полыни, а также Волыни и Полесья.
Византийские авторы VI в. были более внимательны
к славянам, так как они, окрепнув к этому
времени, начали угрожать империи.
Иордан возводит современных ему славян
– венедов, склавинов и антов – к одному
корню и фиксирует тем самым начало их
разделения, протекавшего в VI-VIII вв . Относительно
единый славянский мир распадался как
в результате миграций, вызванных ростом
численности населения и «давлением»
других племен, так и взаимодействия с
разноэтнической средой, в которой они
расселя лись (угро-финны, балты, ираноязычные
племена) и с которой контактировали (германцы,
византийцы).
По византийским источникам устанавливается,
что к VI в. н.э. славяне занимали обширные
пространства Центральной и Восточной
Европы и делились на 3 группы: 1) склавины
(жили между Днестром, средним течением
Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье
Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы).
Всего авторы называют около 150 племен
славян.
Однако источники VI в. не содержат еще
указаний на какие-то различия между этими
группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают
единство языка, обычаев, законов.
«Племена антов и славян сходны по своему
образу жизни, по своим нравам и своей
любви к свободе», «издавна живут в народоправстве»
(демократии), «отличаются выносливостью,
храбростью, сплоченностью, гостеприимством,
языческим многобожием и обрядами». У
них много «разнообразного скота», они
«возделывают хлебные злаки, особенно
пшеницу и просо». В своем хозяйстве они
использовали труд «рабов – военнопленных»,
но не держали их в бессрочном рабстве,
а по истечении «некоторого времени отпускали
за выкуп» или предлагали остаться у себя
«на положении свободных или друзей» (мягкая
форма патриархальной системы рабства).
Данные о восточнославянских племенах
имеются в «Повести временных лет» монаха
Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине
славян, которую определяет в бассейне
Дуная. (Согласно библейской легенде их
появление на Дунае Нестор связывал с
«вавилонским столпотворением», приведшим,
по воле Бога, к разъединению языков и
их «рассеиванию» по всему миру). Приход
славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением
на них воинственных соседей - «волохов»,
вытеснивших славян с прародины.
Таким образом, название «славяне» появилось
в источниках только в VI в. н.э. В это время
славянский этнос активно включается
в процесс Великого переселения народов
– крупного миграционного движения, охватившего
Европейский континент в середине I тысячелетия
н.э. и почти полностью перекроившего его
этническую и политическую карту.
Расселение славян на обширных пространствах
Центральной, Юго-Восточной и Восточной
Европы стало главным содержанием поздней
фазы Великого переселения народов (VI
– VIII вв.). Одна из группировок славян,
расселившаяся в лесостепных областях
Восточной Европы, именовалась антами
(слово иранского либо тюркского происхождения)
.
Вокруг вопроса, какую
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев,
В.О.Ключевский поддерживали версию русских
летописей (в первую очередь - «Повести
временных лет») о том, что прародиной
славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение:
с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались
около пяти веков, после чего в VII в. восточные
славяне постепенно расселились по Русской
(Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает,
что прародина славян находилась в более
северных регионах (Среднее Поднепровье
и Поприпятье или же междуречье Вислы
и Одера).
Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших
археологических данных, предлагает объединить
оба варианта прародины славян. Восточные
славяне 8 9 век . Он считает, что праславяне
размещались в широкой полосе Центральной
и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат
до Балтийского моря и от Припяти до верховьев
Днестра и Южного Буга).
Таким образом, наиболее вероятно, что
славяне занимали в первой половине I тысячелетия
н.э. земли от верхней и средней Вислы до
среднего Днепра.
Расселение славян происходило по трем
основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион
между Одером и Эльбой;
- на восток и север по Восточно-Европейской
равнине.
Соответственно в результате расселения
сформировались три существующие доныне
ветви славянства: южные, западные и восточные
славяне.
2. Восточные славяне и их племенные княжества
Восточные славяне к VIII –
IX вв. достигли на севере Невы
и Ладожского озера, на
Расселение у славян совпало с распадом
родо-племенного строя. В результате дробления
и смешивания племен складывались новые
общности, которые носили уже не кровнородственный,
а территориально-политический характер.
Племенная раздробленность у славян еще
не была преодолена, но тенденция к объединению
уже имелась. Этому способствовала обстановка
эпохи (войны с Византией; необходимость
борьбы с кочевниками и варварами; еще
в III в. по Европе смерчем проходят готы,
в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение
авар в Приднепровье и т.д.).
В этот период начинают создаваться союзы
славянских племен. Эти союзы включали
в себя 120-150 отдельных племен, имена которых
были уже утрачены.
Грандиозную картину расселения славянских
племен на великой Восточно-Европейской
равнине дает Нестор в «Повести временных
лет» (что подтверждено как археологическими,
так и письменными источниками) .
Названия племенных княжеств чаще всего
образовывались от местности обитания:
особенностей ландшафта (например, «поляне»
- «живущие в поле», «древляне» - «живущие
в лесах»), или названия реки (например,
«бужане» - от р.Буг).
Структура этих общностей была
У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось
12 союзов племенных княжеств. В Среднем
Поднепровье (район от низовьев р.Припяти
и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу
от них, южнее Припяти, - древляне, западнее
древлян до Западного Буга – бужане (позже
именовавшиеся волынянами), в верховьях
Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть
крупного племени, распавшегося в ходе
расселения на несколько частей), ниже
по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье
южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье,
в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался
союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток
Днепра севернее Десны) – радимичи, на
верхней Оке – вятичи. Между Припятью
и Двиной (к северу от древлян) обитали
дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра
и Волги – кривичи. Самая северная славянская
общность, расселившаяся в районе озера
Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского
залива, носила название «словене», совпадавшее
с общеславянским самоназванием .
Внутри племен складывается свой диалект
языка, своя культура, особенности хозяйства
и представление о территории.
Так, установлено, что кривичи пришли
в верхнее Приднепровье, поглотив живших
там балтов. С кривичами связан обряд захоронения
в длинных курганах. Их необычная для курганов
длина образовалась потому, что к погребенным
останкам одного человека подсыпали насыпь
над урной другого. Таким образом, курган
постепенно рос в длину. Вещей в длинных
курганах немного, встречаются железные
ножи, шилья, глиняные пряслица, железные
пряжки от пояса и сосуды.
В это время четко сформировались и другие
славянские племена, или племенные союзы.
Довольно определенно в ряде случаев прослеживается
территория этих племенных объединений
благодаря особой конструкции курганов,
существовавшей у некоторых славянских
народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре
жили древние вятичи. В их землях распространяются
курганы особого типа: высокие, с остатками
деревянных оградок внутри. В этих оградках
помещались остатки трупосожжения. В верховьях
Немана и по Березине в болотистом Полесье
жили дреговичи; по Сожу и Десне – радимичи.
В низовьях Десны, по Сейму расселились,
занимая довольно большую территорию,
северяне. К юго-западу от них, по Южному
Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом
севере славянской территории, по Ладоге
и Волхову, жили словены. Многие из этих
племенных союзов, особенно северные,
продолжали оставаться и после образования
Киевской Руси, так как процесс разложения
первобытных отношений у них протекал
медленнее .
Различия между восточнославянскими
племенами прослеживаются не только в
конструкции курганов. Так, археологом
А.А.Спицыным было замечено, что височные
кольца – специфические, часто встречающиеся
у славян женские украшения, вплетавшиеся
в волосы, различны на разных территориях
расселения славянских племен.
Конструкции курганов и распространение
височных колец определенных видов позволили
археологам довольно точно проследить
территорию распространения того или
иного славянского племени.
Височные украшения
восточнославянских племен
1 - спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное
полуторооборотное (дулебские племена);3
- семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое
(словене ильменские);5 - эавернутоконечное
Отмеченные особенности (
Развитие этих территориально-политических
союзов шло постепенно по пути превращения
их в государства.
3. Занятия восточных славян
Основой хозяйства восточных
славян было пашенное
Для сельскохозяйственных работ применялись:
рало, мотыга, заступ, борона-суковатка,
серп, грабли, коса, каменные зернотерки
или жернова. Среди зерновых культур преобладали:
рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха.
Известны были им и огородные культуры:
репа, капуста, морковь, свекла, редька.
Так, распространено было подсе
В степных районах применялось переложное
земледелие, схожее с подсекой, но связанное
со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.
С VIII в. в южных районах получает распространение
полевое пашенное земледелие, основанное
на использовании плуга с железным мехом,
тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся
до начала XX в.
Восточные славяне применяли три способа
расселения: по отдельности (индивидуально,
семьями, родами), в городищах (совместно)
и на свободных землях между диких лесов
и степей (займища, заимки, становища, починки).
В первом случае обилие свободных земель
позволяло каждому обработать столько
земли, сколько было возможно.
Во втором случае каждый стремился, чтобы
выделенные ему для обработки земли размещались
ближе к городищу. Все удобные земли считались
общей принадлежностью, оставались неделимыми,
обрабатывались сообща либо делились
на равные участки и через определенный
период времени распределялись по жребию
между отдельными семьями.
В третьем случае граждане отделялись
от городищ, расчищали и выжигали леса,
осваивали пустоши и образовывали новые
хозяйства.
Определенную роль в хозяйстве играли
также скотоводство, охота, рыболовство,
бортничество.
Скотоводство начинает отделяться от
земледелия. Славяне разводили свиней,
коров, овец, коз, лошадей, волов.
Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной
основе – кузнечное дело, но оно в основном
было связано с земледелием. Из болотных
и озерных руд начали производить железо
в примитивных глиняных горнах (ямах).
Особое значение для судеб восточного
славянства будет иметь внешняя торговля,
развивавшаяся как на Балтийско-Волжском
пути, по которому в Европу поступало арабское
серебро, так и на пути «из варяг в греки»,
связывавшим византийский мир через Днепр
с Балтийским регионом.
Хозяйственная жизнь населения направлялась
таким могучим потоком, как Днепр, который
прорезывает его с севера на юг. Восточные
славяне 8 9 век . При тогдашнем значении
рек как удобнейших путей сообщения Днепр
был главной хозяйственной артерией, столбовой
торговой дорогой для западной полосы
равнины: верховьями своими он близко
подходит к Западной Двине и бассейну
Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим
дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет
центральную Алаунскую возвышенность
с северным берегом Черного моря. Притоки
Днепра, издалека идущие справа и слева,
как подъездные пути магистральной дороги,
приближают Поднепровье. с одной стороны,
к карпатским бассейнам Днестра и Вислы,
с другой – к бассейнам Волги и Дона, то
есть к морям Каспийскому и Азовскому.
Таким образом, область Днепра охватывает
всю западную и частью восточную половину
русской равнины. Благодаря тому по Днепру
с незапамятных времен шло оживленное
торговое движение, толчок которому был
дан греками.