Киевская русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:50, реферат

Описание работы

К вопросу образования Русского государства обращалось и обращает-ся большое число представителей различных наук - от истории, археоло-гии до лингвистики и географии. Положительным является то, что увели-чивается число публикаций, повышается комплексность исследования воп-роса о происхождении Древнерусского государства. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древ-нерусского государства.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВО РУСЬ.docx

— 133.46 Кб (Скачать файл)

Почти не встречались полуземлянки. Час-то это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно  отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников исвященнослужителей. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Бо-ярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменныекняжеские дворцы. И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремеслен-ники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее)из домотканого полотна.

Мужчины кроме рубахи одевали  штаны, а женщины- юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носилитакже разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати поформе походила на крестьянскую, но качество. конечно, было иным: издорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных ма-терий, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном пле-че золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь угорожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожилидо 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья но-сили сапоги часто украшенные инкрустацией. Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многиегосударственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в похо-дах.

На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов  ибесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал "насенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для на-рода. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец Несторсообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали раз-ногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Бо-лее простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выс-тупали гусляры или Владимира, являвшиеся также своеобразным методомвовлечения в дружину, воспеты в былинах в полном согласии с летописны-ми записями. 
 
 Восточные славяне 8 9 век

Господи, дай мне терпения принять то, что я не могу изменить, храбрости изменить то, что я могу, и мудрости понять разницу между  тем и другим…    

 Сложность исследования  вопросов происхождения восточных  славян и их расселения на  территории Руси тесно связана  проблемой отсутствия достоверных  сведений о славянах. Более или  менее точные источники историческая  наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян  весьма туманна. 
      Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.  
      Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет – первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства. 
В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты. 

 

 

1. Первоначальное расселение  и формирование ветвей славянства     

 Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.  
     В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. Восточные славяне 8 9 век . В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.      

При этом, под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.  
Так, римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.  
     Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Полыни, а также Волыни и Полесья. 
Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи.  
     Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв . Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселя лись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).  
     По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян. 
     Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.  
     «Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов – военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства). 
     Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины. 
     Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов – крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.  
     Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI – VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения) . 

 

 

      Вокруг вопроса, какую территорию  занимали славяне до VI в., продолжают  идти дискуссии.  
     Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай. 
     Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине. 
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).  
     Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Восточные славяне 8 9 век . Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга). 
     Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.  
     Расселение славян происходило по трем основным направлениям:  
- на юг, на Балканский полуостров;  
- на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;  
- на восток и север по Восточно-Европейской равнине.  
     Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне. 

 

2. Восточные славяне и  их племенные княжества

 
     Восточные славяне к VIII –  IX вв. достигли на севере Невы  и Ладожского озера, на востоке  – средней Оки и верхнего  Дона, ассимилировав постепенно  часть местного балтийского, финно-угорского,  ирано-язычного населения.  
     Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.  
     Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.). 
     В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.  
     Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками) . 
Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р.Буг). 

 

 

      Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).  
     У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием .  
     Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории.  
     Так, установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды. 
     В это время четко сформировались и другие славянские племена, или племенные союзы. Довольно определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений благодаря особой конструкции курганов, существовавшей у некоторых славянских народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространяются курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри. В этих оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне – радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее . 
     Различия   между  восточнославянскими   племенами   прослеживаются не только в конструкции курганов. Так, археологом А.А.Спицыным  было замечено, что височные кольца – специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен.  
Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени. 

 

 

 Височные украшения  восточнославянских племен 
1 - спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное полуторооборотное (дулебские племена);3 - семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое (словене ильменские);5 - эавернутоконечное

 
     Отмеченные особенности (погребальные  сооружения, височные кольца) между  племенными объединениями Восточной  Европы возникли у славян, по-видимому, не без влияния балтийских  племен. Восточные балты во второй половине I тысячелетия н.э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян.  
     Развитие этих территориально-политических союзов шло постепенно по пути превращения их в государства. 

 

3. Занятия восточных славян  

 

 

      Основой хозяйства восточных  славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные  лесные пространства Восточной  Европы, несли с собой земледельческую  культуру. 
     Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.  

 

 

      Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.  
     В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав. 
     С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в. 
Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки). 
     В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно. 
     Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями. 
     В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства. 
     Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.  
     Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.  
     Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе – кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах). 
     Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. 
     Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. Восточные славяне 8 9 век . При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками. 

Информация о работе Киевская русь