Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:50, реферат
К вопросу образования Русского государства обращалось и обращает-ся большое число представителей различных наук - от истории, археоло-гии до лингвистики и географии. Положительным является то, что увели-чивается число публикаций, повышается комплексность исследования воп-роса о происхождении Древнерусского государства. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древ-нерусского государства.
4. Семья и род у восточных славян
Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.)
была преимущественно малая
Переход от кровнородственной общины
к соседской произошел у восточных славян
в VI – VIII вв. Члены верви совместно владели
сенокосными и лесными угодьями, а пашенные
земли были, как правило, поделены между
отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль
в жизни русской деревни. Это объяснялось
сложностью и объемом земледельческих
работ (которые мог выполнить только большой
коллектив); необходимостью следить за
правильным распределением и использованием
земли, коротким сроком сельскохозяйственных
работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода
и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену
коллективу родственников, владевших
всеми угодьями сообща приходит земледельческая
община. Она также состояла из больших
патриархальных семей, объединенных между
собой общностью территории, традициями,
верованиями, но малые семьи вели здесь
самостоятельное хозяйство и самостоятельно
распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О.Ключевский, в строе частного
гражданского общежития старинный русский
двор, сложная семья домохозяина с женой,
детьми и неотделенными родственниками,
братьями, племянниками, служил переходной
ступенью от древнего рода к новейшей
простой семье и соответствовал древней
римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение
его на дворы или сложные семьи оставило
по себе некоторые следы в народных поверьях
и обычаях.
5. Общественное устройство
Во главе восточнославянских
союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую
знать – дружину. Князья были и в более
мелких общностях – племенных княжествах,
входивших в союзы.
Сведения о первых князьях содержатся
в Повести временных лет. Летописец отмечает
наличие у племенных союзов, правда, не
у всех, своих «княжений». Так, в отношении
полян им записана легенда о князьях, основателях
города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре
Лебеди.
С VIII в. у восточных славян
распространяются укрепленные
Повесть о начале Русской земли не помнит,
когда возникли эти города: Киев, Переяславль.
Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов,
Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает
свой рассказ о Руси, большинство этих
городов, если не все они, по-видимому,
были уже значительными поселениями. Довольно
беглого взгляда на географическое размещение
этих городов, чтобы видеть, что они были
созданы успехами внешней торговли Руси.
Византийский автор Прокопий Кесарийиский
(VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты,
не управляются одним человеком, но издревле
живут в народоправстве, и поэтому относительно
всех счастливых и несчастливых обстоятельств
у них решения принимаются сообща».
Скорее всего, речь здесь идет о собраниях
(вече) общинников (мужчин-воинов), на которых
решались важнейшие вопросы жизни племени,
в том числе и выбор вождей - «военных,
предводителей». При этом в вечевых собраниях
участвовали только мужчины-воины.
Арабские источники говорят об образовании
в VIII в. на территории, занимаемой восточными
славянами, трех политических центров:
Куябы, Славии и Артсании (Артании).
Куяба – политическое объединение южной
группы восточнославянских племен во
главе с полянами, с центром в Киеве. Славия
– объединение северной группы восточных
славян во главе с новгородскими словенами.
Центр Артании (Артсании) вызывает споры
у ученых (называются города Чернигов,
Рязань и другие).
Таким образом, в этот период славяне
переживали последний период общинного
строя – эпоху «военной демократии», предшествующую
образованию государства. Об этом же свидетельствуют
такие факты, как острое соперничество
между военными вождями, зафиксированное
другим византийский автором VI в. – Маврикием
Стратегом: появление рабов из пленных;
набеги на Византию, которые, в результате
раздачи награбленных богатств, укрепляли
престиж выборных военных предводителей
и приводили к складыванию дружины, состоявшей
из профессиональных военных – соратников
князя.
В начале IX в. усиливается дипломатическая
и военная активность восточных славян.
В самом начале IX в. они совершили походы
на Сураж в Крыму; в 813 г. – на остров Эгину.
В 839 г. русское посольство из Киева посетило
императоров Византии и Германии.
В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя.
Поход связан с именами киевских князей
Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии
государственности у славян, живших в
среднем Поднепровье.
Многие ученые считают, что именно в то
время Русь выступила на арену международной
жизни в качестве государства. Есть сведения
о договоре между Русью и Византией после
этого похода и о принятии Аскольдом и
его окружением, дружинниками христианства.
Русские летописцы начала XII в. включили
в летопись легенду о призвании северными
племенами восточных славян в качестве
князя варяга Рюрика (с братьями или же
с родственниками и дружинниками) в IX веке.
Сам факт пребывания варяжских дружин
на службе у славянских князей не вызывает
сомнения (служба русским князьям считалась
почетной и прибыльной). Допустимо, что
и Рюрик был реальной исторической личностью.
Одни историки даже считают его славянином;
другие видят в нем Рюрика Фрисландского,
совершавшего набеги на Западную Европу.
Л.Н.Гумилев высказал точку зрения, что
Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним)
– из Южной Германии.
Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства – ускорить или замедлить его.
6. Религия восточных славян
В основе миросозерцания
Зарождение языческих культов произошло
в глубокой древности – в эпоху верхнего
палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.
С переходом к новым типам хозяйствования
языческие культы трансформировались,
отражая эволюцию общественной жизни
человека. При этом, что примечательно,
самые древние пласты верований не вытеснялись
новыми, а наслаивались друг на друга,
поэтому восстановление информации о
славянском язычестве чрезвычайно сложно.
Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего
дня практически не сохранилось письменных
источников.
Самые почитаемые из языческих богов
были Род, Перун и Волос (Белес); при этом
каждая из общностей имела и своих, местных
богов.
Перун являлся богом молнии и грозы, Род
– плодородия, Стрибог – ветра, Велес
– скотоводства и богатства, Дажьбог и
Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней
ткачества.
В глубокой древности у славян был широко
распространен культ Рода и рожаниц, тесно
связанный с поклонением предкам. Род
– божественный образ родовой общины
вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное
обиталище предков.
Каждое восточнославянское племя имело
своего бога-покровителя и свои пантеоны
богов, у разных племен схожих по типу,
но различных по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает
культ великого Сварога – бога неба –
и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре)
и Стрибога – богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает
играть Перун – бог грозы и дождя, «творец
молний», который особенно почитался как
бог войны и оружия в княжеско-дружинной
среде. Перун не являлся главой пантеона
богов, лишь позже, в период формирования
государственности и усиления значения
князя и его дружины, культ Перуна стал
укрепляться.
Перун – центральный образ индоевропейской
мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya,
хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas
и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь
его имени с названием горы, скалы) и вступающий
в единоборство с противником, представляющим
«низ», - он обычно находится «под» деревом,
горой и т.д. Чаще всего противник громовержца
предстает в виде змееподобного существа,
соотносимого с нижним миром, хаотическим
и враждебным человеку .
В языческий пантеон входили
также Волос (Велес) –
Первоначально сохранялись и тотемические
представления, связанные с верой в мистическую
связь рода с каким-либо животным, растением
или даже предметом.
Кроме того, мир восточных славян был
«населен» многочисленными берегинями,
русалками, лешими и пр.
Деревянные и каменные статуи богов воздвигались
на языческих святилищах (капищах), где
делались жертвоприношения, в том числе
человеческие.
Языческие праздники были тесно связаны
с земледельческим календарем.
В организации культа значительную роль
играли языческие жрецы – волхвы.
Главой языческого культа был вождь, а
затем князь. Во время культовых ритуалов,
проходивших в специальных местах – капищах,
богам приносились жертвы.
Языческие верования
У славян так и не появилась мифология,
объясняющая происхождение мира и человека,
рассказывающая о победе героев над силами
природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала
уровню общественного развития славян.
7. Формирование государства у славян
К IX в. у восточных славян
началось формирование
Так, временем, с которого восточные славяне
входят во всемирную историю, можно считать
середину IX века – время, когда появился
путь «Из варяг в греки».
Нестор в своей Повести временных лет
приводит описание этого маршрута.
«Когда же поляне жили отдельно по горам
этим (имеются в виду днепровские кручи
у Киева), тут был путь из Варяг в Греки
и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра
– волок до Ловати, а по Ловати можно войти
в Ильмень, озеро великое; из того же озера
вытекает Волхов и впадает в озеро великое
Нево, и устье того озера впадает в море
Варяжское... И по тому морю можно плыть
до Рима, а от Рима можно приплыть по тому
морю к Царьграду, а от Царьграда можно
приплыть в Понт море, в которое впадает
река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского
леса и течет на юг, а Двина из того же леса
течет и направляется на север и впадает
в море Варяжское. Из того же леса течет
Волга на восток и впадает семьюдесятью
устьями в море Хвалисское. Так из Руси
можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы,
и далее на восток пройти в удел Сима, а
по Двине в землю Варягов, а от Варяг до
Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр
впадает устьем в понтийское море; это
море слывет Русским.».
Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г.
в Новгороде власть перешла к вождю одного
из варяжских отрядов – Олегу.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев,
обманом убил киевских князей Аскольда
и Дира (последних из рода Кия).
Эта дата (882 г.) традиционно считается
датой образования
Существует точка зрения, что поход Олега
на Киев был первым актом в драматической
вековой борьбе между прохристианскими
и проязыческими силами на Руси (после
крещения Аскольда и его сподвижников
родоплеменная знать, жрецы обращаются
за помощью к князьям – язычникам Новгорода).
Сторонники этой точки зрения обращают
внимание на то, что поход Олега на Киев
в 882 г. менее всего был похож на завоевание
(в источниках нет ни слова о вооруженных
столкновениях по пути, все города по Днепру
отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло
благодаря самобытному политическому
творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами,
занимаясь сельским хозяйством, охотой
и рыболовством. Находясь между Европой
и Азией, они подвергались постоянным
военным нашествиям и грабежам со стороны
степных кочевников и северных пиратов,
поэтому сама история вынудила их выбирать
или нанимать князей с дружинами для самообороны
и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной
общины, имеющей профессиональные вооруженные
и управленческие органы, действующие
на постоянной основе, возникло Древнерусское
государство, в основании которого участвовали
два политических начала социального
общежития: 1) единоличное или монархическое
в лице князя и 2) демократическое – представленное
вечевым собранием народа.
Подытоживая сказанное,
отметим, прежде всего, что
период расселения славянских
народов, возникновения у них
классового общества и
При этом более древний период происхождения
древних славян и их первоначального развития
почти совсем лишен достоверных письменных
источников.
Поэтому происхождение древних славян
может быть освещено только лишь на основании
археологических материалов, которые
в данном случае приобретают первостепенное
значение.
Миграция древнейших славян, контакты
с местным населением и переход к оседлости
на новых землях привели к появлению восточно-славянского
этноса, состоявшего из более чем десятка
племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности
восточных славян стало, в основном, по
причине оседлости, земледелие. Заметно
возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой
демократии к военной, а от родовой общины
– к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян.
На смену синкретическому Роду – главному
богу славян-охотников, с развитием земледелия
приходит обожествление отдельных сил
природы. При этом все более ощущается
несоответствие существовавших культов
потребностям развития восточнославянского
мира.
В VI – середине IX в. славяне сохранили
основы общинного строя: общинную собственность
на землю и скот, вооружение всех свободных
людей, регулирование социальных отношений
с помощью традиций и обычного права, вечевую
демократию.
Торговля и война у восточных славян,
попеременно сменяя друг друга, все больше
изменяли уклад жизни славянских племен,
вплотную подводя их к формированию новой
системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения,
вызванные как собственным внутренним
развитием, так и влиянием внешних сил,
что в своей совокупности и создавало
условия для образования государства.
Восточные славяне 8 9 век
Жизнь была бы намного счастливее, если бы мы рождались в возрасте 80 лет и постепенно достигали 18 лет.
Уже около двух тысяч лет назад
греческим и римским ученым было
известно, что на востоке Европы,
между Карпатскими горами и Балтийским
морем, живут многочисленные племена
венедов. Это были предки современных
славянских народов. По их имени Балтийское
море называлось тогда Венедским заливом
Северного океана. По мнению археологов,
венеды были исконными обитателями Европы,
потомками племен, живших здесь еще в каменном
и бронзовом веках
Древнее название славян — венеды — сохранилось
в языке германских народов вплоть до
позднего средневековья. Название «славяне»стало
распространяться лишь полторы тысячи
лет назад — в середине I тысячелетия н.
э. Сначала так назывались только западные
славяне. Их восточные собратья назывались
антами. Затем славянами стали называть
все племена, говорящие на славянских
языках.
В начале нашей эры повсюду в Европе происходили
большие передвижения племен и народов,
вступивших в борьбу с рабовладельческой
Римской империей. В это время славянские
племена занимали уже большую территорию.
Одни из них проникли на запад, на берега
рек Одры и Лабы (Эльбы). Вместе с населением,
жившим по берегам реки Вислы, они стали
предками современных западнославянских
народов — польского, чешского и словацкого.
Особенно грандиозным было движение славян
к югу — на берега Дуная и на Балканский
полуостров. Эти территории были заняты
славянами в VI — VII вв. после длительных
войн с Византийской империей, продолжавшихся
свыше столетия.
Предками современных южнославянских
народов — болгар и народов Югославии
— были славянские племена, поселившиеся
на Балканском полуострове. Они смешались
с местным фракийским и иллирийским населением,
которое ранее угнетали византийские
рабовладельцы и феодалы.
В то время, когда славяне заселяли Балканский
полуостров, с ними близко познакомились
византийские географы и историки. Они
указывали на многочисленность славян
и обширность их территории, сообщали,
что славяне хорошо знакомы с земледелием
и скотоводством. Особенно интересны сведения
византийских авторов о том, что славяне
в VI и VII вв. еще не имели государства. Они
жили независимыми племенами. Во главе
этих многочисленных племен стояли военные
вожди. Известны имена вождей, живших более
тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост,
Хвилибуд и другие. Византийцы писали,
что славяне очень храбры, искусны в военном
деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы,
не признают рабства и подчинения.
Предки славянских народов нашей страны
— русского, украинского и белорусского
— в далекой древности жили в лесостепных
и лесных областях между реками Днестром
и Днепром. Затем они стали продвигаться
на север, вверх по Днепру. Это было медленное,
совершавшееся веками передвижение земледельческих
общин и отдельных семей, искавших новые
удобные места для поселения и богатые
зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали
девственные леса для своих полей.
В начале нашей эры славяне проникли в
верхнее Поднепровье, где жили племена,
родственные современным литовцам и латышам.
Далее на севере славяне заселили области,
в которых кое-где жили древние финно-угорские
племена, родственные современным марийцам,
мордве, а также финнам, карелам и эстонцам.
Местное население по уровню своей культуры
значительно уступало славянам. Спустя
несколько столетий оно смешалось с пришельцами,
усвоило их язык и культуру. В различных
областях восточнославянские племена
назывались по-разному, что известно нам
из древнейшей русской летописи: вятичи,
кривичи, древляне, поляне, радимичи и
другие.
Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками,
которые жили в причерноморских степях
и часто грабили славянские земли. Самым
опасным врагом были кочевники-хазары,
создавшие в VII — VIII вв. большое сильное
государство в низовьях рек Волги и Дона.
В этот период восточные славяне стали
называться русами или росами, как полагают,
от названия одного из племен — русов,
жившего на границе с Хазарией, между Днепром
и Доном. Так произошли названия «Россия»
и «русские».
Цель реферата состоит в том, чтобы, изучив
имеющиеся литературу и источники, проанализировать
происхождение восточных славян, образ
жизни и быт славян.
1
Восточные славяне в VI-VIII вв.
1.1 Происхождение славян.
В настоящее время в науке существует
три основных версии происхождения славян:
первая – «дунайская». По этой версии
– исконные жители Восточной Европы (автохтоны)
– постоянно проживали на территории
Панноской низменности на Дунае, с 6в. Расселяются
из Прикарпатья. Вторая версия: славяне
выделились из арийской общности, арийцы
же пришли из Индии. Третья: славяне –
наследники северной арийской цивилизации
– самой древней и развитой в мире. Представляется,
что последняя версия более всего подтверждается
письменными источниками.
В 6 веке славяне были известны под двумя
именами – «склавины» и «анты». Современники
указывали, что склавины и анты происходят
от одного корня «венедов». Имя «венеды»
или «венеты» вначале было названием конгломерата
разноязычных племен, а в дальнейшем (примерно
к рубежу нашей эры) это наименование сохранилось
за западнославянскими племенами. Подтверждением
этому может служить то, что у древних
писателей (Тацита, Плиния) именем венедов
называются славянские племена.
В 6 веке племя венедов разделилось на
два народа: склавинов, живших от верховьев
Вислы на восток до Днепра (в последствии
– западные славяне), и антов (восточные
славяне), которые жили восточней Днепра
до Азовского моря. Вот что писал о склавинах
византийский писатель Маврикий: « Племена
славян и антов ведут одинаковый образ
жизни, у них одни нравы, любят свободу
и не склонны ни к рабству, ни к повиновению,
храбры, в особенности в своей земле, выносливы,
легко переносят холод и жару, недостаток
в одежде и пище… Взятые в плен не обращаются
у них навсегда в рабство, как у других
народов»
Первые сведения о политической истории
славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского
побережья германские племена готов пробились
в Северное Причерноморье. Готский вождь
Германарих был разбит славянами. Его
преемник Винитар обманом заманил к себе
70 славянских старейшин во главе с Божем
(Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий
неизвестный нам автор "Слова о полку
Игореве" упомянул "время Бусово".
Особое место в жизни славянского мира
занимали отношения с кочевыми народами
степи. По этому степному океану, протянувшемуся
от Причерноморья до Центральной Азии,
волна за волной кочевые племена вторгались
в Восточную Европу. В конце IV в. готский
племенной союз был разбит тюркоязычными
племенами гуннов, пришедшими из Центральной
Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими
кочевьями территорию между Волгой и Дунаем,
а затем продвинулись дальше в Европу
до границ Франции. В своем продвижении
на запад гунны увлекли часть славян. После
смерти предводителя гуннов Атиллы (453
г.) гуннская держава распалась, и они были
отброшены на восток.
В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись
называла их обрами) создали в южнорусских
степях свое государство, объединив кочевавшие
там племена. Аварский каганат был разбит
Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом
великие авары-обры исчезли бесследно.
"Погибоша аки обре" - эти слова с
легкой руки русского летописца стали
афоризмом.
Крупнейшими политическими образованиями
VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское
царство и Хазарский каганат, а в районе
Алтая - Тюркский каганат. Государства
кочевников были непрочными конгломератами
степняков, промышлявших военной добычей.
В результате распада Болгарского царства
часть болгар под предводительством хана
Аспаруха откочевала на Дунай, где была
ассимилирована жившими там южными славянами,
взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е.
болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом
Батбаем пришла на среднее течение Волги,
где возникла новая держава - Волжская
Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим
с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья,
степи Северного Кавказа, Причерноморья
и частично Крым, был Хазарский каганат,
который взимал дань с приднепровских
славян вплоть до конца IX в.
Восточные славяне в VI-IX вв. В VI в. славяне
неоднократно совершали военные походы
против крупнейшего государства того
времени - Византии. От этого времени до
нас дошел ряд сочинений византийских
авторов, содержащих своеобразные военные
наставления по борьбе со славянами. Так,
например, византиец Прокопий из Кесарии
в книге "Война с готами" писал: "Эти
племена, славяне и анты, не управляются
одним человеком, но издревле живут в народоправстве
(демократии), и поэтому у них счастье и
несчастье в жизни считается делом общим...
Они считают, что только Бог, творец молний,
является владыкой над всеми, и ему приносят
в жертву быков и совершают другие священные
обряды... У тех и других один и тот же язык...
И некогда даже имя у славян и антов было
одно и то же".
Византийские авторы сравнивали образ
жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая
отсталость славян. Походы на Византию
могли предприниматься только крупными
племенными союзами славян. Эти походы
способствовали обогащению племенной
верхушки славян, что ускоряло распад
первобытно-общинного строя.
На образование крупных племенных объединений
славян указывает содержащееся в русской
летописи предание, повествующее о княжении
Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой
Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени
старшего брата Кия якобы был назван основанный
братьями город. Летописец отмечал, что
такие же княжения были и у других племен.
Историки считают, что эти события произошли
в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает,
что один из Полянских князей Кий вместе
со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой
Лыбедью основали город и нарекли его
Киевом в честь старшего брата. Затем Кий
"ходил к Царю-городу", тге. в Константинополь,
был там принят императором с большой
честью, а возвращаясь обратно, осел со
своей дружиной на Дунае, основал там "градок",
но впоследствии вступил в борьбу с местными
жителями и вновь вернулся на днепровские
берега, где и скончался. Эта легенда находит
известное подтверждение в данных археологии,
которые говорят о том, что в конце V - VI
в. на Киевских горах уже существовало
укрепленное поселение городского типа,
бывшее центром Полянского союза племен.
1.2 Территория восточных славян.
В эпоху великого переселения народов
славян на Дунае стали теснить другие
народы. Славяне стали дробиться.
Часть славян осталась в Европе. Позже
они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы,
хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).
Другая часть славян переселилась севернее
- западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные
славяне были покорены другими народами.
А третья часть славян, как считают учёные,
не захотела никому покоряться и двинулась
на северо-восток, на Восточноевропейскую
равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).
Восточные славяне занимали территорию
от Карпатских гор на западе до Средней
Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы
и Ладожского озера на севере до Среднего
Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие
Восточно-Европейскую равнину, вступали
в контакт с немногочисленными финно-угорскими
и балтийскими племенами. Происходил процесс
ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX
вв. славяне объединялись в общности, имевшие
уже не только родовой, но и территориально-политический
характер. Племенные союзы - этап на пути
складывания государственности восточных
славян.
В летописном рассказе о расселении славянских
племен названо полтора десятка объединений
восточных славян. Термин "племена"
в отношении этих объединений был предложен
историками. Вернее было бы назвать эти
объединения племенными союзами. Эти союзы
включали в себя 120-150 отдельных племен,
имена которых были уже утрачены. Каждое
отдельное племя, в свою очередь, состояло
из большого количества родов и занимало
значительную территорию (40-60 км в поперечнике).
Рассказ летописи о расселении славян
был блестяще подтвержден археологическими
раскопками в XIX в. Археологи отметили
совпадение данных раскопок (обряды погребения,
женские украшения - височные кольца и
т.п.), характерных для каждого племенного
союза, с летописным указанием на место
его расселения.
Поляне жили в лесостепи по среднему течению
Днепра. К северу от них между устьями
рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов).
К западу от полян на правобережье Днепра
"седеша в лесах" древляне. К северу
от древлян между реками Припятью и Западной
Двиной расселились дреговичи (от слова
"дрягва" - болото), которые по Западной
Двине соседствовали с полочанами (от
реки Полота - притока Западной Двины).
К югу от реки Буг располагались бужане
и волыняне, как считают некоторые историки,
- потомки дулебов. Междуречье Прута и
Днепра населяли уличи. Между Днепром
и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока
и Москва располагались вятичи; на запад
от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам
- радимичи. Северную часть западных склонов
Карпат занимали белые хорваты. Вокруг
озера Ильмень жили ильменские словене.
Летописцы отмечали неравномерность развития
отдельных племенных объединений восточного
славянства. В центре их повествования
- земля полян. Земля полян, как указывали
летописцы, носила также название "русь".
Историки полагают, что так звали одно
из племен, жившее по реке Рось и давшее
имя племенному союзу, историю которого
наследовали поляне.
1.3 Занятия восточных славян
Основным занятием восточных славян было
земледелие. Это подтверждается археологическими
раскопками, обнаружившими семена злаков
(рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных
культур (репа, капуста, свекла, морковь,
редька, чеснок и др.). Человек в те времена
отождествлял жизнь с пашней и хлебом,
отсюда и название зерновых культур "жито",
сохранившееся до наших дней. О земледельческих
традициях этого региона говорит заимствование
славянами римской хлебной нормы квадрантала
(26,26 л), называвшегося на Руси четвериком
и просуществовавшего в нашей системе
мер и весов до 1924г.
С природно-климатическими условиями
тесно связаны основные системы земледелия
восточных славян. На севере, в районе
таежных лесов (остатком которых является
Беловежская пуща), господствующей системой
земледелия была подсечно-огневая. В первый
год деревья подрубали. На второй год высохшие
деревья сжигали и, используя золу как
удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок
давал высокий для того времени урожай,
потом земля истощалась и приходилось
переходить на новый участок. Основными
орудиями труда были топор, мотыга, соха,
бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли
почву. Серпами собирали урожай. Молотили
цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками
и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия
был перелог . Там плодородных земель было
много и участки земли засевали в течение
двух-трех и более лет. С истощением почвы
переходили ( перекладывались ) на новые
участки. В качестве основных орудий труда
здесь использовали соху, рало, деревянный
плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные
для горизонтальной вспашки.
С земледельческим занятием было тесно
связано скотоводство. Славяне разводили
свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве
рабочего скота использовали на юге волов,
в лесной полосе лошадей. Из других занятий
славян следует назвать рыболовство, охоту,
бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие
большой удельный вес в северных регионах.
Выращивались и технические культуры
(лен, конопля).
1.4 Общественный строй восточных
славян, роль общины и городов.
Низкий уровень производительных сил
при ведении хозяйства требовал огромных
затрат труда. Трудоемкие работы, которые
надо было осуществлять в строго определенные
сроки, мог выполнить только большой коллектив;
в его задачу входило также следить за
правильным распределением и использованием
земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской
деревни приобретала община мир, вервь
(от слова "веревка", которой измеряли
землю при разделах).
К моменту образования государства у восточных
славян на смену родовой общине пришла
территориальная, или соседская, община.
Общинников объединяло теперь прежде
всего не родство, а общность территории
и хозяйственной жизни. Каждая такая община
владела определенной территорией, на
которой жили несколько семей. Все владения
общины делились на общественные и личные.
Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь
составляли личную собственность каждого
общинника. В общем пользовании находились
пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые
угодья. Пахотная земля и покосы подлежали
разделу между семьями.
В результате передачи князьями права
на владение землей феодалам часть общин
попала под их власть. (Феод — наследственное
владение, пожалованное князем-сеньором
своему вассалу, обязанному за это нести
придворную, военную службу. Феодал владелец
феода, земельный собственник, эксплуатировавший
зависимых от него крестьян.) Другим путем
подчинения соседских общин феодалам
был захват их дружинниками и князьями.
Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась
старая родо-племенная знать, подчинявшая
себе общинников.
Общины, не попавшие под власть феодалов,
обязаны были платить подати государству,
которое по отношению к этим общинам выступало
и как верховная власть, и как феодал.
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов
имели натуральный характер. И те, и другие
стремились обеспечить себя за счет внутренних
ресурсов и еще не работали на рынок. Однако
полностью без рынка феодальное хозяйство
прожить не могло. С появлением излишков
стало возможным обменивать продукты
земледелия на ремесленные товары; начали
складываться города как центры ремесла,
торговли и обмена и .одновременно как
опорные пункты власти феодалов и обороны
от внешних врагов.
Город, как правило, строился на холме,
на месте слияния двух рек, так как это
обеспечивало надежную оборону от нападения
врагов. Центральная часть города, защищенная
валом, вокруг которой возводилась крепостная
стена, носила название кремля, крома или
детинца. Там находились дворцы князей,
дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее
и монастыри. С двух сторон кремль защищала
естественная водная преграда. Со стороны
основания кремлевского треугольника
выкапывали ров, наполняемый водой. За
рвом под защитой крепостных стен располагался
торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников.
Ремесленная часть города называлась
посад, а отдельные ее районы, населенные,
как правило, ремесленниками определенной
специальности, слободами, ц
В большинстве случаев города строились
на торговых путях, таких как путь "из
варяг в греки" или Волжский торговый
путь, связывавший Русь со странами Востока.
Связь с Западной Европой поддерживалась
также по сухопутным дорогам.
Точные даты основания древних городов
неизвестны, но многие из них существовали
ко времени первого упоминания в летописи.
Например, Киев (легендарное летописное
свидетельство о его основании восходит
к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль
Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По
подсчетам историков, в IX в. на Руси было
не менее 24 крупных городов, имевших крепостные
укрепления.
Во главе восточнославянских племенных
союзов стояли князья племенной знати
и бывшая родовая верхушка — "нарочитые
люди", "лучшие мужи". Важнейшие
вопросы жизни решались на народных собраниях
вечевых сходах.
Существовало ополчение ("полк", "тысяча",
разделенная на "сотни"). Во главе
их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной
организацией была дружина. По археологическим
данным и византийским источникам, восточнославянские
дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина
делилась на старшую, из которой выходили
послы и княжеские управители, имевшие
свою землю, и младшую, жившую при князе
и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Дружинники по поручению князя собирали
с покоренных племен дань. Такие походы
за сбором дани назывались "полюдье".
Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле
и продолжался до весеннего вскрытия рек,
когда князья возвращались в Киев. Единицей
обложения данью были дым (крестьянский
двор) или земельная площадь, обрабатываемая
крестьянским двором (рало, плуг).
1.5 Складывание условий для
появления государственности у восточных
славян
Вопрос о возникновении государственности
у восточных славян относится к категории
сложных и недостаточно выясненных вопросов.
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс
социально-экономических и политических
предпосылок для образования государства.
Социально-экономические - родовая община
перестала быть экономической необходимостью
и распалась, уступив место территориальной,
"соседской" общине. Произошло отделение
ремесла от других видов хозяйственной
деятельности, рост городов и внешней
торговли. Шёл процесс формирования социальных
групп, выделились знать и дружина.
Более разнообразными становились источники,
из которых люди черпали средства существования;
так, большую роль в жизни рода начинала
играть военная добыча. Размежевание племен
кочевых и оседлых, земледельческих и
скотоводческих, а также племен, живших
по преимуществу охотой и перешедших к
производящему хозяйству, дополнялось
начатками внутриродового разделения
труда: появились профессионалы-ремесленники
(гончары и специалисты по выплавке или
обработке металлов), профессионалы-воины.
Частые переселения родов, возникновение
и распад межродовых и межплеменных союзов,
выделение из рода групп искателей военной
добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали
то и дело отступать от традиции, основанные
на обычае старые решения не всегда срабатывали
в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.
Политические - появились большие племенные
союзы, которые стали заключать между
собой временные политические союзы. С
конца VI в. известен союз племён во главе
с Кием; арабские и византийские источники
сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава
волынян"; новгородские летописи сообщают
о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало
славянское объединение во главе с Гостомыслом.
Арабские источники утверждают, что накануне
образования государства существовали
союзы больших племён славян: Куяба - вокруг
Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания
- вокруг Рязани или Чернигова.
Государство возникло потому, что в его
появлении было заинтересовано подавляющее
большинство членов общества в общества.
Земледельцу-общиннику появлении было
удобно и выгодно, чтобы князь дружинники
с оружием в руках защищали его и избавляли
от обременительных и опасных ратных дел.
Здесь следует заметить, что реальная
отделенность и отдаленность власти от
общества, а привилегированного княжеского
дружинника от хлебопашца-смерда сложилась
намного позднее; в первые века существования
государства каждый земледелец мог очень
легко изменить свое общественное положение
и, подобно былинному Илье Муромцу, поступить
на княжескую службу.
Государство с самого начала решало не
только военные, но и судебные задачи,
в особенности связанные с межродовыми
спорами. Князья и их дружинники были относительно
объективными посредниками в конфликтах
между представителями различных родов;
старейшины, которые испокон веку должны
были заботиться об интересах своего рода,
своей общины, не годились на роль беспристрастных
арбитров. Разрешение межобщинных споров
силой оружия было чересчур обременительно
для общества; по мере осознания общей
полезности власти, стоящей выше частного
и родового интереса, создавались условия
для передачи важнейших судебных полномочий
исторически новой структуре - государству.
Внешнеполитические - важнейшим
для образования и укрепления государств
у всех народов было наличие внешней опасности.
Проблема отражения внешней опасности
у восточных славян стояла очень остро
с самого появления славян на Восточно-европейской
равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными
кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы,
гунны, авары, хазары, печенеги, половцы
и др.).
2.Культура восточных славян
в VI-VIII веках
2.1.Различные сферы культуры
восточных славян до появления Древнерусского
государства и принятия христианства
Яркий свет на первобытную историю человечества,
в том числе славян, пролили лишь археологические
исследования. Благодаря последним, было
установлено наличие различных символик.
Титульная символика каждого государства
являет собой духовное постижение мира,
своего удела в нем и самопознание народа.
В языческие времена Киево-Новгородской
Руси у нас существовал обычай клеймить
или знаменовать особо значимое имущество:
постройки, скот, земляные межи, одежду,
украшения, орудия труда и оружие.
Первоначальные знаки были просты, назывались
они резами: набор нескольких прямых, изогнутых
и ломаных линий. При восприятии наследства
из поколения в поколение резы служили
одним из основных «документов» для справедливого
определения имущества наследника. Особое
место в этой символике занимали «княжеские
знаки».
Религией восточных славян было язычество,
что не могло не повлиять на их культуру.
По большому счету, язычество и было культурой
восточных славян.
Неизвестный русский автор «Слова об идолах»
выделял 3 основных этапа развития славянского
язычества. На первом этапе они «клали
требы (жертвы) упырям и берегиням». Это
дуалистический анимизм глубокой древности,
когда люди верили, что божество в образе
духа живет в различных предметах и явлениях.
На втором этапе славяне поклонялись Роду
и роженицам. Очевидно, Род олицетворяет
собственно славянскую тенденцию перехода
к монотеизму.
На третьем этапе славяне молились Перуну.
Ведические храмы древних славян были
величайшими, известны и почитаемы, являлись
сосредоточием величайших достижений
искусства Древнего мира в целом. Со славянскими
землями связана легенда о Первом Храме,
по его образцу строились потом все храмы
Древнего Мира. Это был храм Солнца близ
горы Алатырь. Названия многих частей
храма имеет славянское происхождение.
Слово «храм» - это неполногласная форма
слова «хоромы», что значит «богатое здание,
дворец».
2.2 Язычество восточных славян
Сложной, разнообразной с детально разработанными
обычаями была и религия восточных славян.
Ее истоки уходят в индоевропейские древние
верования и еще дальше к временам палеолита.
Именно там, в глубинах древности зарождались
представления человека о сверхъестественных
силах, которые управляют его судьбой,
о его отношении к природе и о ее отношении
к человеку, о своем месте в окружающем
мире. Религия, существовавшая у разных
народов до принятия ими христианства
или ислама, называется язычеством.
Как и другие древние народы, как, в частности,
древние греки, славяне населили мир разнообразными
богами и богинями. Были среди них главные
и второстепенные, могучие, всесильные
и слабые, шаловливые, злые и добрые.
Основной источник современных знаний
о язычестве - православная литература.
Так, митрополит Макарий в XVI веке писал
о язычниках: "Таковы же скверные мольбища
их: лес, и камни, и реки, и болота, источники,
и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды,
и озера. И проще говоря - всему существующему
поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы
приносили".
Славяне верили в свое происхождение от
некоего прародителя. Например, некоторые
племена считали своим прародителем Волка.
Он считался могущественным защитником
племени, пожирателем злых духов. Во время
зимнего солнцестояния все мужчины этих
племен во главе с языческими жрецами
надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало
превращение в волков. У звериного предка
просили силы и мудрости. Позднее, с приходом
христианства, словом "волкодлак",
то есть облаченный в звериную шкуру, стали
называть злого оборотня.
Во главе славянских божеств, стоял великий
Сварог - бог вселенной, напоминающий древнегреческого
Зевса. Его сыновья - Сварожичи - солнце
и огонь, были носителями света и тепла.
Бог солнца Даждьбог весьма почитался
славянами. Недаром автор "Слова о полку
Игореве" называл славян "даждьбожьи
внуки". Молились славяне Роду и роженицам
- богу и богиням плодородия. Этот культ
был связан с земледельческими занятиями
населения и был, поэтому особенно популярен.
Бог Велес почитался у славян в качестве
покровителя скотоводства, это был своеобразный
"скотный бог". Стрибог, по их понятиям,
повелевал ветрами, как древнегреческий
Эол.
Единственным крупным женским божеством
у славян была Макошь, которая олицетворяла
рождение всего живого, была покровительницей
женской части хозяйства.
Со временем, уже по мере выдвижения в
общественной жизни славян князей, воевод,
дружин, начала великих военных походов,
в которых играла молодая удаль зарождающегося
государства, на первый план у славян все
больше выдвигается бог молнии и грома
Перун, который затем становится главным
небесным божеством, сливается со Сварогом,
Родом как более древними богами. Происходит
это не случайно: Перун был богом, чей культ
родился в княжеской, дружинной среде.
Если солнце всходило и заходило, ветер
дул, а потом стихал, плодородие почвы,
бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось
осенью и исчезало зимой, то молния никогда
в глазах славян не теряла своего могущества.
Она не была подвластна другим стихиям,
не была рождена каким-то другим началом.
Перун - молния, высшее божество был непобедим.
К IX в. он стал главным богом восточных
славян.
Но языческие представления не исчерпывались
лишь главными богами. Мир был населен
и другими сверхъестественными существами.
Многие из них были связаны с представлением
о существовании загробного царства. Именно
оттуда к людям приходили злые духи - упыри.
А добрыми духами, оберегающими человека,
являлись берегини. Славяне стремились
защищаться от злых духов заговорами,
амулетами, так называемыми "оберегами".
В лесу обитал леший, у воды жили русалки.
Славяне верили, что это души умерших,
выходящие весной насладиться природой.
Название "русалка" происходит от
слова "русый", что означает на древнеславянском
языке "светлый", "чистый". Обитание
русалок связывали с близостью водоемов
- рек, озер, которые считались путем в
подземное царство. По этому водному пути
русалки выходили на сушу и обитали уже
на земле.
Славяне считали, что каждый дом находится
под покровительством домового, которого
отождествляли с духом своего родоначальника,
пращура, или щура, чура. Когда человек
считал, что ему грозят злые духи, он призывал
своего покровителя - домового, чура, защитить
его и говорил: "Чур меня, чур меня!"
Вся жизнь славянина была связана с миром
сверхъестественных существ, за которыми
стояли силы природы. Это был мир фантастический
и поэтичный. Он входил в каждодневную
жизнь каждой славянской семьи.
Уже накануне нового года (а год у древних
славян начинался, как и теперь, 1 января),
а потом поворота солнца на весну начинался
праздник Коляды. Сначала в домах гасли
огни, а потом люди добывали трением новый
огонь, зажигали свечи, очаги, славили
начало новой жизни солнца, гадали о своей
судьбе, совершали жертвоприношения.
Другой крупный праздник, совпадающий
с природными явлениями, отмечался в марте.
То был день весеннего равноденствия.
Славяне славили солнце, праздновали возрождение
природы, наступление весны. Они сжигали
чучело зимы, холода, смерти; начиналась
масленица с ее блинами, напоминающими
солнечный круг, проходили гулянья, катания
на санях, разные потехи.
1-2 мая славяне убирали лентами молодую
березу, украшали ветками с только что
распустившимися листьями свои дома, снова
славили бога солнца, отмечали появление
первых весенних всходов.
Новый всенародный праздник приходился
на 23 июня и назывался праздником Купалы.
На этот день приходился летний солнцеворот.
Поспевал урожай, и люди молились о том,
чтобы боги послали им дождя. Накануне
этого дня, по представлениям славян, русалки
выходили на берег из воды - начиналась
"русальная неделя". Девушки в эти
дни водили хороводы, бросали в реки венки.
Самых красивых девушек обвивали зелеными
ветками и поливали водой, как бы призывая
на землю долгожданный дождь.
Ночью вспыхивали купальские костры, через
которые прыгали юноши и девушки, что означало
ритуал очищения, которому как бы помогал
священный огонь.
В купальские ночи совершались так называемые
"умыкания девиц", когда молодые люди
сговаривались и жених уводил невесту
от домашнего очага.
Сложными религиозными обрядами обставлялись
рождения, свадьбы, похороны. Так, известен
похоронный обычай восточных славян хоронить
вместе с прахом человека (славяне сжигали
на кострах своих покойников, помещая
их сначала в деревянные ладьи; это означало,
что человек уплывает в подземное царство)
одну из его жен, над которой совершалось
ритуальное убийство; в могилу воина клали
останки боевого коня, оружие, украшения.
Жизнь продолжалась, по представлениям
славян, и за гробом. Затем над могилой
насыпали высокий курган и совершалась
языческая тризна: родственники и соратники
поминали умершего. Во время печального
пиршества также проводили в его честь
воинские состязания. Эти обряды, разумеется,
касались лишь племенных вождей
Юлианский календарь
1530 август 25е – родился Иван Васильевич, будущий царь Иоанн IV (Грозный)
1533декабрь 3е –(3 года) умирает отец князь Василий III
1538 апреля 3е (8 лет) - умирает мать Елена Глинская (ей было всего 30 лет предполагают что была отравлена)
1538-1547 годы «боярское правление»
1541 - нашествие 100 тыс отряда крымцев. 11 летний Иван принимал участие в организации обороны столицы.
1547 год январь 16е (16лет) коронован на царство
1547 год февраль – женился
на Анастасии Романовне
1547 июнь 21 – пожар уничтожает Москву, сгорело 25000 дворов, погибло 1700 человек. вспыхнуло восстание. Москвичи поверив слухам винят во всем бояр – Глинских. Утихло само собой.
1547 декабрь (по 1548 февраль) Первый поход на Казань (Повод к войне: Приезд в Москву посольства от правобережных чувашей с просьбой о принятии их в подданство России.) Демонстрация силы, поход быстро закончился.
1549 год февраль – «собор примирения» ( первый в истории России «Земский собор»), где царь указал на необходимость реформ и ограничение своеволия бояр.
1549 ноябрь 17 (по 1550 февраль)– второй поход на Казань. Обстрел из пушек Казанского кремля.
1550 год выполняя установки Земского собора, проводится военная реформа. Учреждается стрелецкое войско – регулярная армия в противовес действовавшим до этого дружинам, собиравшимся по необходимости.
1550 г – выпускается свод законов «Судебник», ограничивающий земельные права монастырей, и обязательство платить налоги в казну. централизация власти и местное самоуправление (ограничение власти аристократии).
1550 годы завершается «губская реформа», начатая еще в 39 году, передавшая решение судебных вопросов от наместников к избранным местным властям (губским старостам из числа местных выборных дворян)
развивается налоговая система, рост населения, увеличение городов, развивается торговля.
На юге и востоке развитию мешают Крымское, Казанское и Астраханское ханства, а на западе Великое Княжество Литовское и Ливонский орден.
1551. Стоглавый собор.
1551 апрель – июль. Третий
поход на Казань. За 4 недели из сборных
конструкций собирают крепость Свияжск
(у впадения реки Свияги в Волгу в 30 км
от Казани выше по течению Волги).
Крепость-город (стены, башни, жилые избы,
церкви) была втайне срублена зимой 1550-1551
годов в лесах под г.Угличем. К весне 1551
года срубы были размечены, разобраны
и погружены на суда. Их оставалось только
поставить.