Киммерийский период в степях Северного Причерноморья
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 18:13, реферат
Описание работы
Цель реферата – рассмотреть киммерийский период в степях Северного Причерноморья (IX- начало VII в. до н.э.).
Содержание работы
Введение 3 1.Письменные источники 5 1.1 Ближневосточные авторы 5 1.2 Античные авторы 7 2. Археология 10 3. Киммерейцы и скифы 18 Заключение 25 Список литературы 27
Киммерийский период
в степях Северного Причерноморья
Реферат
Оглавление
Введение
К числу областей, граничивших
с рабовладельческим миром и имевших с
ним многосторонние связи, принадлежит
Северное Причерноморье. Большей частью
сведений об этом крае и его древнем населении
мы обязаны грекам. Смутные представления
греков о побережье Чёрного моря находят
отражение уже в древнегреческих мифах
и сказаниях. С появлением в VI в. до н. э.
на северном побережье постоянных поселений
греческих колонистов, вступивших в оживлённые
взаимоотношения с местными племенами,
интерес в Греции к Северному Причерноморью
значительно возрастает и число сведений
о нём, проникающих в греческую литературу,
увеличивается. В середине V в. в этой стране
побывал Геродот, посвятивший её описанию
значительную часть своего исторического
труда.
По словам Геродота, древнейшими
обитателями Северного Причерноморья
были киммерийцы — первые из северочерноморских
племён, которых мы знаем по имени. Под
несколько изменённым именем народа «гимиррай»
они упоминаются и в ассирийских клинописных
текстах конца VIII в.дон. э. Ко времени Геродота
киммерийский период в Северном Причерноморье
ушёл уже в далёкое прошлое. Историческим
его следом остались некоторые сообщаемые
Геродотом топонимические наименования:
название пролива — Боспор Киммерийский,
находящиеся в районе этого пролива Киммерийское
укрепление, Киммерийская переправа, поселение
Киммерик. Судя по этим названиям, можно
было бы думать, что основным местом поселения
киммерийцев были нынешние Керченский
и Таманский полуострова. Однако Геродот
говорит, что ему показывали могилу «киммерийских
царей» близ Днестра. Весьма вероятно,
что греки называли ниммерийцами все племена,
обитавшие до скифов на широком степном
пространстве между Днестром и Азовским
морем, т. е. пользовались этим термином
как собирательным. В современной археологии
термин «киммерийская культура» часто
применяется ко многим северочерноморским
памятникам, датируемым временем перехода
от бронзы к железу. Благодаря этому он
приобрёл несколько условный смысл, и
пока что трудно выделить из числа этих
памятников собственно киммерийские.
По рассказу Геродота, киммерийцы
были вытеснены из Северного Причерноморья
скифами и переселились на южный берег
Чёрного моря, в район Синоды. Некоторыми
учёными было высказано предположение,
что если переселение киммерийцев и имело
место в исторической действительности,
то, по всей вероятности, не все они покинули
Северное Причерноморье, а часть их осталась
жить в горном Крыму. В дальнейшем население
этих районов Крыма было известно античным
авторам под именем тавров. Некоторые
учёные считают их потомками киммерийцев.
Цель реферата – рассмотреть
киммерийский период в степях Северного
Причерноморья (IX- начало VII в. до н.э.).
1.Письменные источники
1.1Ближневосточные авторы
Киммерийцы — кочевые племена,
которые проникли в Закавказье из степной
зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы
ассирийскими текстами под именем народа
«гимирру». Данные, полученные из анализа
архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала
сводятся к следующему. В 714 г. до н. э. киммерийцы
фиксируются в районе к северу или северо-западу
от озера Севан, и что в предыдуший период
они платили дань Урарту[1]. Царь Урарту
Руса I совершил следующий поход на кочевников
и потерпел крупное поражение, в результате
которого многие знатные лица попали в
плен. В это же время киммерийцы напали
на соседнюю с Манной область Уаси, в районе
озера Урмия. После этих событий киммерийцы
не упоминаются в ассирийских текстах
в течение 35 лет.
Киммерийцы на севере современной
Турции между Фригией и Урарту
За это время часть их продвинулась
в западную часть Малой Азии, а другая
группа находилась вблизи восточных границ
Ассирии. Малоазийские киммерийцы в союзе
с Табалом, Хиллакку и племенем мушков
враждовали с Ассирией. В 679 г. до н. э. Ассархаддон
разбил в Каппадокии войско киммерийского
царя Теушпы, но эта победа не имела особых
последствий. Вскоре киммерийцы напали
и частично подчинили себе Фригию, убив
при этом царя Мидаса, одноимённого легендарному
фригийскому правителю. Восточная группа
кочевников приняла участие в восстании
Каштарити в 671—669 гг. до н. э., в результате
которого образовалось Мидийское царство.
Видимо, вскоре после этого восточные
киммерийцы ассимилируются с местным
населением и исчезают с исторической
арены, что нельзя сказать об их западных
соплеменниках.[4]
В 660-х гг. до н. э. они усиливают
натиск на Лидию, в результате чего царь
Гиг обратился за помощью к Ассирии. Вскоре
лидийцам удалось нанести поражение киммерийцам,
на некоторое время обезопасившее царство.
В это время кочевникам удалось отторгнуть
у Ассирии ряд западных территорий, что
заставило Ашшурбанипала считать их весьма
опасными противниками. Усилившись, киммерийцы
во главе с царём Дугдамми (Лигдамисом
греческих текстов) в 644 г. до н. э. вновь
атакуют Лидию, в результате чего были
взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время
происходит единственное столкновение
греков с киммерийцами, которым удалось
захватить некоторые города Ионии, в частности
Магнесию-на-Меандре и, видимо, Эфес. Вскоре
были предприняты новые нападения на Ассирию,
но в ходе одного из этих походов царь
Дугдамми умер от болезни, и киммерийцы
отступили. Его наследник Сандакурру упоминается
как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала,
но кочевникам больше не удалось восстановить
своё могущество. Больше они не упоминаются
в ассирийских документах.[3]
В Библии киммерийцы известны
как яфетический народ гомер.[5]
1.2 Античные авторы
Киммерийцы являются древнейшим
из числа известных по своему имени народов,
обитавших в Европе к северу от Черного
моря и Дуная. С киммерийцами связана эпоха,
которая освещается не только немыми археологическими
материалами, но и свидетельствами письменных
источников, что имеет особое значение
для исторической науки.
Античный миф, историческое
предание и ассирийские клинописные тексты
создали у нас представление о киммерийцах
как о многочисленном и грозном в военном
отношении народе. Пока трудно сказать,
как рано они вышли на арену истории. Точно
это не было известно даже греческим хронографам,
согласно которым, как пишет Страбон, первое
вторжение киммерийцев в Элиду и Ионию
произошло при Гомере или незадолго до
его времени (Страбон, I, 2, 9; III, 2, 12) [24, с.
178]*. Именно к этой давней поре относится
старейшее упоминание киммерийцев у Гомера
в повествовании о пути следования Одиссея
с острова Эя, который древними авторами
локализовался в устье Риона в Колхиде.
«Закатилось солнце,— рассказывается
в „Одиссее",— и покрылись тьмою все
пути, а судно наше достигло пределов глубокого
Океана. Там народ и город людей киммерийских,
окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее
солнце не заглядывает к ним своими лучами
— ни тогда, когда восходит на звездное
небо, ни тогда, когда с неба склоняется
к земле, но непроглядная ночь распростерта
над жалкими смертными». [5]
Другое упоминание о киммерийцах,
хотя они и не названы в нем собственным
именем, находим в «Илиаде»: «Зевс, приблизив
троянцев и Гектора к ахейским судам, оставил
их перед судами..., а сам обратил вспять
светлые очи, взирая вдаль на землю конеборных
фракийцев, сражающихся врукопашную мисийцев
и дивных гиппемологов млекоедов, бедных
и справедливейших людей». [6]
В одном из отрывков сочинений
поэта Гесиода, жившего, как считается,
в VIII или в VII в. до н. э., «доители кобылиц»
Гомера названы скифами («... и доителей
кобылиц — скифов»). [5] Как нам представляется,
в этом следует видеть лишь анахронизм,
обусловленный обычным смешением этнических
имен у древних авторов. Отрывок из Гесиода,
как известно, используется исследователями
для подтверждения глубокой древности
пребывания скифов вместе с киммерийцами
в Северном Причерноморье, а также для
установления их автохтонного восточноевропейского
происхождения [43, с. 13, 18].
Ошибочность сопоставления
гиппемологов со скифами у Гесиода, обязанная,
очевидно, комментаторам, ясно видна из
известного текста гимна «К Артемиде»
поэта и ученого Каллимаха (около 310 —
около 235 г. до н. э.), который гласит: «...Впоследствии
вокруг твоего кумира (в Эфесе) был воздвигнут
обширный храм; заря не узрит никакого
храма ни святее, ни богаче его: он легко
превзойдет и Пифон. Поэтому-то наглец
Лигдамис и пригрозил разрушить его и
привел бесчисленное войско доителей
кобылиц киммерийцев, которые живут отдельно
от других у самого пролива Инаховой телицы.
О жалкий царь, как он ошибся! Ни ему самому,
ни кому-либо другому, чьи повозки стояли
на Каистрийском лугу, не суждено было
вернуться в Скифию, ибо твой лук всегда
защищает Эфес...». [4]
Итак, грекам в качестве обитателей
Северного Причерноморья с микенского
или раннего после микенского времени
были известны только киммерийцы, но не
скифы, о которых они узнали лишь много
веков спустя, никак не ранее VII в. до н.
э.
У Геродота (около 484—425 гг. до
н. э.) в сообщениях о киммерийцах, в отличие
от более древних известий, история уже
решительно преобладает над мифом. От
причерноморских греков и скифов он узнал,
что вся страна, то есть Понтийская степь,
которая в его время была занята кочевыми
скифами, прежде принадлежала киммерийцам,
покинувшим ее под давлением скифов, пришедших
с востока, из глубин Азии. Этническое
имя киммерийцев звучало в его время и
позднее во многих местностях в Причерноморье
как в названии некоторых греческих поселений,
так и в других различных топонимах от
восточного побережья Азовского моря
до нижнего течения Днестра. Известно
имя киммерийцев и для рубежа нашей эры.
[5]
Все сведения подобного рода
давно уже пробудили глубокий интерес
к киммерийцам в археологии.
2. Археология
Киммерийцами часто именуются
археологические культуры Северного Причерноморья,
относящиеся к раннему железному веку,
соответственно, и это время носит название
«Киммерийской эпохи» (XI-VII вв. до н.э.).
\
Киммерийцы обитали в южнорусских
степях еще в начале железного века (1 тыс.
до н.э.), но их культура сложилась намного
раньше. Археологические исследования
показывают, что в позднем бронзовом веке,
в 1600-1000гг. до н.э., степную и лесостепную
зону Восточной Европы занимала Срубная
культура, принадлежавшая земледельческо-скотоводческим
народам «индоевропейского» (арийского)
типа. Поскольку именно в этих местах письменные
источники и помещают «место жительства»
киммерийцев, надо полагать, что Срубная
культура и представляет собой реальный
след «киммерийского царства».
Срубная культура обнаруживает
полную преемственность с более древними
Катакомбной (2000-1600г. до н.э.) и Ямной(3 тыс.
до н.э.) культурами, занимавшими те же
земли Южной России. Ямная культура считается
«протоарийской»: именно от нее исходили
те импульсы, которые привели к сложению
на обширных территориях Европы и Северной
Азии в 3 - начале 2 тыс. до н.э. многих народов
индоевропейской языковой семьи. [1]
Все эти культуры отличались
одним и тем же обрядом погребения в курганах,
различавшимся лишь в деталях (сначала
под курганом делали обычную яму, затем
- более сложную конструкцию в виде катакомбы,
а в эпоху поздней бронзы укрепляли ее
деревянным срубом; в связи с этим этапы
культуры южнорусских степей 3-2 тыс. до
н.э. и получили соответствующие названия).
На протяжении всей эпохи бронзы сохранялись
преемственность типа керамики, жилища
и других характерных признаков. Тип хозяйства
(смешанного, сочетавшее оседлое скотоводство
с пашенным земледелием) в этот период
не претерпевал существенных изменений.
Наконец, как показали антропологические
исследования, физический тип населения
также оставался постоянным.
Очевидно, что Срубная культура
эпохи поздней бронзы, в ареале распространения
которой древнейшие источники упоминают
киммерийцев, сложилась на старом месте
обитания ариев, на их «исторической прародине».
В Ирландии и в Скандинавии
записаны предания о том, что эти земли
некогда заселялись выходцами из причерноморских
степей (в скандинавских сагах Южная Россия
- Скифия -называется «Великой Свитьод»,
то есть «Великой Швецией», тогда как собственно
Швеция – «Малая Свитьод», колония «Великой»).
Эти легенды повествуют о переселении
в Западную Европу народов арийской семьи,
произошедшем, как предполагают, в конце
3 тыс. до н.э.. Кимвры были известны и на
полуострове Ютландия, и среди кельтов
Британии. На сходство названий столь
удаленных друг от друга народов обращали
внимание еще античные историки, предполагавшие
их происхождение от одного корня. Таким
образом мы можем с уверенностью констатировать,
что причерноморские киммерийцы раннего
железного века - это те степные арии, которые
«остались у себя дома», а скандинавские
и британские кимвры - их «родственники»,
ушедшие далеко на запад. [2]
Родство европейских народов
между собой ощущалось еще в античную
эпоху. Недаром же греко-римские авторы
пользовались собирательным термином
«кельтоскифы». подчеркивая родство западных
(кельтских) и восточных (скифских) «северных
варваров», наследников древней Великой
Киммерии...
Само название киммерийцы/кимры,
скорее всего, означает просто «степняки»
(в одном из древних арийских языков анатолийской
группы «степь» - это «гимра»). Память о
степной, киммерийской прародине долго
сохранялась в северной Европе.
После того, как с помощью археологических,
антропологических и лингвистических
исследований выяснилось, что древняя
цивилизация южнорусских степей не только
имела очень высокий уровень развития,
но и стала «прародительницей» многих
и многих цивилизаций и народов Старого
Света, вопрос о привязке древней «доистории»
к наиболее ранним из дошедших до нас письменных
источникам приобрел особую остроту. Вот
что пишет по этому поводу историк Васильева:
«Прежде всего, для того, чтобы
«оторвать» киммерийцев от древних ариев,
на границе эпохи бронзы и железного века
(то есть на рубеже 2 и 1 тыс. до н.э.) стараются
создать - хотя бы на бумаге - некий «разрыв».
То есть: жили-были в евразийских степях
некие «арии», да потом все куда-то исчезли.
Разошлись, видимо, по разным направлениям...
Киммерийцы же, упоминаемые античными
источниками, есть не наследники Срубной
культуры, но некий «новый» народ, проникший
в степи Южной России только в начале железного
века (около 1000г. до н.э.). Откуда же?
Наиболее распространена версия,
что киммерийцы были... фракийцами. Однако
реальные фракийцы раннего железного
века - жители бассейна Дуная и северных
Балкан - это оседлые земледельцы, никогда
не проявлявшие особой любви к скачкам
через степные пространства, тогда как
о причерноморских киммерийцах источники
(и данные археологии) говорят как о типичных
«всадниках», скотоводах.[6]