Киммерийский период в степях Северного Причерноморья
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 18:13, реферат
Описание работы
Цель реферата – рассмотреть киммерийский период в степях Северного Причерноморья (IX- начало VII в. до н.э.).
Содержание работы
Введение 3 1.Письменные источники 5 1.1 Ближневосточные авторы 5 1.2 Античные авторы 7 2. Археология 10 3. Киммерейцы и скифы 18 Заключение 25 Список литературы 27
Нет сомнений, что по крайней
мере в эпоху Гомера и Гесиода, то есть
в начале 1 тыс. до н.э., скифы (равно как
и киммерийцы) воспринимались греками
как вполне известный, "привычный"
народ; о них писали, их изображали.4 Но
это значит, что место жительства скифов
не могло в то время находится на слишком
большом расстоянии от Греции.
"Отец истории" Геродот,
описывая происхождение скифов,
предложил две версии. Одна из
них повествует о приходе скифов
из Азии и разгроме ими киммерийского
царства в Причерноморье. Вторая
же, рассказывая о происхождение
скифов от верхового божества
и "богини географического места",
дочери реки Борисфена (Днепра), по
сути, утверждает автохтонность скифского
народа в степях Причерноморья. Какая
из версий правильная?...
Как ни странно, обе. Как показывают
данные археологии, скифы были ближайшими
соседями и родственниками киммерийцев,
потомками восточной (волго-уральской)
группы той же самой срубной культуры.5
Движение скифов в Причерноморье, о котором
свидетельствуют древние историки, происходило
вовсе не из "глубин Азии", но всего
лишь от берегов Волги. Следует напомнить,
что границей Европы и Азии в античные
времена признавалась река Дон.
Кроме того, не следует представлять
дело так, что скифы, пришедшие от берегов
Волги и Дона к берегам Днепра, полностью
вытеснили здешних киммерийцев. И те, и
другие были родственными народами: их
археологические культуры обнаруживают
большое сходство, такое, что в самом деле
трудно отличить одну от другой. Традиции
эпохи поздней бронзы (то есть киммерийского
времени) сохранялись на Дону и в железном
веке (в скифское время), что означало и
сохранение основного состава населения.6
Одним из важнейших показателей
преемственности культур является обряд
погребения. Всем известно, что скифы хоронили
своих правителей в курганах. Но курганы,
строились в южнорусских степях и прежде,
в эпоху бронзы. Установлено, что в скифский
период в Поднепровье не только возводились
новые курганы, но использовались для
погребения и старые, сохранившиеся еще
с бронзового века. [6] Это значит, что скифы
считали эти курганы своими.
Неизбежен вывод: большинство
населения Скифии железного века составляли
все те же "киммерийцы", сменившие
только свое называние. Недаром же Геродот
замечал, что вообще народ скифов - весьма
многочисленный, но настоящих скифов (то
есть пришедших из "Азии", из-за Дона)
- мало.
Поскольку и скифы, и киммерийцы
имели единое происхождение от народа
Срубной культуры, геродотово сказание
о "первых царях" можно отнести к
их общим предкам. Важно то, что датировка
по геродоту начала правления первых скифских
царей - за 1000 лет до похода персидского
царя дария в причерноморье, то есть около
1500г. до н.э.9 - полностью совпадает с археологической
датировкой начала срубной культуры, сформировавшейся
в южноуральском и волго-донском регионе
в 16в. до н.э.[5]
Где же начали править первые
скифские (и киммерийские!) цари, которых,
согласно легенде, звали Рипоксай, Арпоксай
и Колоксай? Срубная культура, преемственная
с более древними арийскими культурами
бронзового века, сложилась в степном
регионе южного Приуралья - нижнего Поволжья
- нижнего Дона в 16в. до н.э. К западу же
от Дона в эпоху средней бронзы возникла
культурная общность, имевшая несколько
иные традиции.
Эта общность, занимавшая территорию
современной Украины в 16-14 вв. до н.э., получила
название "культуры многоваликовой
керамики". Насколько сильно она отличалась
от классических степных культур эпохи
бронзы, видно хотя бы из того, что ее носители
почти не применяли курганный обряд погребения.
Есть основания полагать, что "многоваликовая
керамика" распространилась на Украину
с запада, из бассейна Дуная.
Дон в эпоху средней бронзы
стал границей двух этнокультурных общностей
- различных и, по-видимому, враждебных.
На берегах реки в это время возникла система
мощных оборонительных сооружений - каменных
крепостей. Это были первые постройки
такого рода в Восточной Европе, не уступавшие
современным аналогам на Балканах и Ближнем
Востоке.
Южнорусские степняки "откатились"
на восток, в поволжские степи, утратив
почти всю Украину, которую заняла культура
многоваликовой керамики. На Волге же
в 16в. до н.э. сложилась новая общность,
Срубная культура, которая и была собственно
"скифо-киммерийским" царством.
Такой геополитический "статус
кво" сохранялся около 3-х столетий.
Наконец, в 14в. до н.э. носители Срубной
культуры прорвали линию укреплений на
Дону. Крепости были разрушены и не восстановливались
более никогда. В них отпала надобность,
поскольку теперь степи от Волги и Урала
до Днепра и Днестра оказались объединены
в одну этнополитическую систему.
Очевидно, называние "скифы"
(самоназвание, согласно греческим источникам:
сколоты) относилось первоначально к тем
обитателям южнорусских степей, которые
остались жить на своем "старом" месте,
в первоначальной области формирования
Срубной культуры - в волго-уральских и
донских степях, тогда как "киммерийцами"
считались родственные им жители причерноморских
степей (территории современной Украины).[1]
Некоторое время "скифская"
- восточная и "киммерийская" -западная
области Срубной культуры поддерживали
между собой связи, но на рубеже железного
века - около 1000г. до н.э. - их единство распалось.
Старые, "срубные" традиции поддерживались
еще некоторое время к западу от Дона,
в Причерноморье, тогда как на востоке,
на Дону и Волге, сложилась новая общность.
Видимо, именно этот момент в развитии
южнорусской степной цивилизации и отражен
в наиболее ранних античных источниках,
сообщавших о существовании двух царств
- киммерийского и собственно скифского
- а также о враждебном столкновении между
ними.
Рассказ о падении киммерийского
царства под натиском скифов, приведенный
древними источниками, находит археологическое
подтверждение. Ко времени около 800г. до
н.э. относится внезапная гибель поселений
так называемой Кобяковской (позднесрубной)
культуры на нижнем Дону; очевидно это
и есть реальные следы перехода скифов
через Дон, то есть их "нашествия"
из Азии в Европу.
Заключение
Итак, киммерийский период Северного
Причерноморья связан с первыми кочевыми,
ираноязычными племенами всадников, появившихся
в Украине – киммерейцами. Название которых
дошло до нас с письменными источниками
Гомер, рассказывая в своей поэме "Одиссея"
о северном побережье Черного моря, называет
его "землей киммерийцев". Но ничего,
кроме названия людей, населявших земли,
которые в те времена считались мрачным
краем мира, Гомер не говорит о киммерийцев
Древние авторы указывали, что Северное
Причерноморье когда-то называлось Киммерии
и была она рабовладельческим государством,
в котором власть принадлежала царю и
рабовладельческой знати кимеров.
Впоследствии они смешались
с местным населением Возможно, часть
киммерийцев осталась в горной части Крыма
и стала предками тавров
Материальная культура, хозяйство
и быт киммерийцев известны главным образом
за захоронениями, которых насчитывается
около сотни Ведя кочевой образ жизни,
киммерийцы не оставили долговременных
поселений ь Над своими захоронениями
часто ставили каменные стелы Известные
достопримечательности позднего периода
срубной культуры, датируемые X-началом
VIII века до н.э.
Основными видами хозяйственной
деятельности киммерийцев было скотоводство
и земледелие Господствующее составляла
еще среди киммерийцев занимали конные
воины Они были вооружены луком, кинжалом,
мечом, каменным или бронзовым молотком
Именно воинов некоторые исследователи
считали киммерийцами времена походов
в Малую и Передней Азии.
Исчерпывающий анализ немногих
имеющихся ныне источников склоняет историков
к целому ряду выводов относительно этих
"потребителей кобыльего молока",
как их называли греки: 1) киммерийцы были
первыми в Украине скотоводами, перешедших
к кочевому образу жизни, 2) они овладели
искусством езды на лошадях и их войско
состояло из всадников, 3) благодаря контактам
с искусными обработчиками металлов на
Кавказе они начали в Украину сутки железа
4) рост роли конных воинов обусловило
упадок крупных родов и возникновения
военной знати
В VII веке до н. э. волна многочисленных
скифских племен вытеснила киммерийцев
из Причерноморья, в результате чего Киммерия
распалась, а часть киммерийцев или поселилась
в Южном Причерноморье, или мигрировала
на Ближний Восток, или была ассимилирована
скифами.
Некоторыми учёными было высказано
предположение, что если переселение киммерийцев
и имело место в исторической действительности,
то, по всей вероятности, не все они покинули
Северное Причерноморье, а часть их осталась
жить в горном Крыму. В дальнейшем население
этих районов Крыма было известно античным
авторам под именем тавров. Некоторые
учёные считают их потомками киммерийцев.
Список литературы
Галанина Л.К.. Скифские древности Поднепровья. //Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д1-33. М., Наука, 1977, стр. 7.
История Дона с древнейших времен.
Ростов-на Дону: изд. РУ, 1965.
История Европы с древнейших
времен до наших дней в 8-ми томах. М.
Наука 1992г. 816 с.
Максименко В.Е.. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов/н/Д, изд. РГУ, 1983.
Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М: Наука, 1979.
Скржинская М.В.. Герои киммерийских и скифских легенд в греческой поэзии и вазовой живописи. 7-6 вв. до н.э. Вестник древней истории (далее ВДИ), 1986 №4.