Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:26, реферат
Первая половина ХIХ века характеризовалась значительным повышением общественно-политической жизни. Ярким доказательством этого была деятельность тайного общества, названного в честь первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Кирилло-Мефодиевское братство было основано в декабре 1845 - январе 1846 гг. в Киеве, который к этому времени стал центром общественной мысли и политической жизни украинцев, по примеру существовавших тайных обществ «Соединенных Славян» и «Малороссийское общество». Основателями братства были Микола Костомаров, Микола Гулак и студент Киевского университета Василь Билозерский.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Зарождение Кирилло-Мефодиевского братства…………………………….5
2.Дело Кирилло-Мефодиевского братства…………………………………….6
3. Идеи Кирилло-Мефодиевского общества ………………………….……....8
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………...13
" И встанет Украина
из своей могилы, и опять озоветься
ко всем братьям своих славян,
и услышат крик ее, и встанет
Славянщина, и не позостанеться
ни царя, ни царевича, ни царевны,
ни князя, ни графа, ни
Кирилло-Мефодиевского общества просуществовало очень недолго, оно не успело выйти из подготовительной стадии, не успело еще развить какой-то практической работы, как уже в начале 1847 г. члены его были арестованы, вывезены в Петербург и после администрационного суда очень строго наказаны тюрьмой и ссылкой. Только через десять лет после смерти царя Николая I, лично управлял судом и определял казнь, члены братства смогли вернуться к литературной и хозяйственной деятельности. Но идейное значение братства было огромно. Можно сказать, что его идеи и его программа надолго отметили главные направляющие украинского национального возрождения.
Следует отметить, что, разделяя общие принципы своей программы, члены общества расходились в вопросе о первоочередных задачах. Н. Костомаров считал первоочередной добиться единственности славян. П. Кулиш подчеркивал развития, прежде всего, украинской культуры. Тарас Шевченко страстно отстаивал идеи социального и национального освобождения украинских. Радикализм своих идей Тарас Шевченко был наказан жестокое. Здесь, кстати, следует отметить, что творчество крестьянского поэта-бунтаря, который поднялся от раба-крепостного к вершинам поэзии и искусства, ощутимо сказалась и на формировании революций но демократического крыла в России 50-60-х годов XIX в.
Заключение
Кирилло-Мефодиевское общество было первою на Украине организациею политического направления. Про это свидетельствуют два его документа: «Закон Божий (Книга бытия украинского народа)», написанный М. Костомаровым и «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия», а также пояснение к Уставу, сделанное В. М. Билозерским.
Программные положения костомаровского
«Закона Божего» нашли
Соглашаясь в отношении общих принципов, участники групп расходились в вопросе о том, что считать первоочередным и главнейшим и, таким образом, в братстве существовало два течения: либерально-буржуазное, эволюционное, и народно-демократическое, революционное.
К первому направлению принадлежали М. Костомаров, В. Билозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчыков, П. Кулиш, М. Савич. Они провозглашали единство и братство славян, важность развития украинской культуры.
Революционно-демократические взгляды разделяли Т. Г. Шевченко, М. Гулак, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.
Однако практическую деятельность кирилло-мефодиевцев, которая складывалась с распространения программных документов, произведений Т. Г. Шевченко, народного образования, не следует переоценивать, потому что товарищество было малочисленным, связи между братчиками были не очень стойкими, деятельность была ограничена.
М. Грушевский заметил: «З сих плянів нічого не вийшло, бо й брацтво Кирило-Мефодіївське не довго проіснувало; різні напрями і різниці, які були в поглядах самих його членів, не встигли вияснитися і вирішитися - не тільки що перейти в діло».
3 марта 1847 г. студент
Киевского университета О.
Царское правительство раскрыло и разгромило Кирилло-Мефодиевское товарищество, участники наказаны заключением и ссылкой. Только в конце 50-х годов ХIХ века они смогли возвратиться к литературной, научной и преподавательской деятельности.
Значение товарищества состоит
в том, что оно впервые сделало
попытку перейти от культурологического
до политического этапа
Список литературы
1.М.С.Грушевский
2. Ісасвич Я. Братства та їхня роль в розвитку української культури XVI—XVIII ст. К., 1966.
3. Орест Субтельный История Украины, Киев: «Лібідь»,1994г.
4. Пинчук Ю.А. Исторические
взгляды Н.И. Костомарова.
5. Кирило-Мефодіївське
6. Документи та матеріали з Історії України - Донецьк, 1999 - С 25-29 Кирило-