Кирилло-Мефодиевское братство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Первая половина ХIХ века характеризовалась значительным повышением общественно-политической жизни. Ярким доказательством этого была деятельность тайного общества, названного в честь первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Кирилло-Мефодиевское братство было основано в декабре 1845 - январе 1846 гг. в Киеве, который к этому времени стал центром общественной мысли и политической жизни украинцев, по примеру существовавших тайных обществ «Соединенных Славян» и «Малороссийское общество». Основателями братства были Микола Костомаров, Микола Гулак и студент Киевского университета Василь Билозерский.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Зарождение Кирилло-Мефодиевского братства…………………………….5
2.Дело Кирилло-Мефодиевского братства…………………………………….6
3. Идеи Кирилло-Мефодиевского общества ………………………….……....8
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Политология реферат.docx

— 27.94 Кб (Скачать файл)

" И встанет Украина  из своей могилы, и опять озоветься  ко всем братьям своих славян, и услышат крик ее, и встанет  Славянщина, и не позостанеться  ни царя, ни царевича, ни царевны,  ни князя, ни графа, ни герцога,  ни сиятельства, ни превосходительства, ни господина, ни боярина, ни  крепака, ни холопа — ни  в Московщини, ни в Польше, ни  в Украине, ни в Чехии, ни  в хорутан, ни у сербов, ни  у болгар. Украина  будет неподлеглой  Вещью Посполитой в союзе славянском. Тогда скажут все языки, показывая  рукой на тот город, где на  карте будет нарисованная Украина:  «Вот камень, его же не брегоша  зиждущий, тот бисть во главу».!".

Кирилло-Мефодиевского общества просуществовало очень недолго, оно не успело выйти из подготовительной стадии, не успело еще развить какой-то практической работы, как уже в  начале 1847 г. члены его были арестованы, вывезены в Петербург и после  администрационного суда очень строго наказаны тюрьмой и ссылкой. Только через десять лет после смерти царя Николая I, лично управлял судом  и определял казнь, члены братства смогли вернуться к литературной и хозяйственной деятельности. Но идейное значение братства было огромно. Можно сказать, что его идеи и  его программа надолго отметили главные направляющие украинского  национального возрождения.

Следует отметить, что, разделяя общие принципы своей программы, члены общества расходились в  вопросе о первоочередных задачах. Н. Костомаров считал первоочередной добиться единственности славян. П. Кулиш подчеркивал  развития, прежде всего, украинской культуры. Тарас Шевченко страстно отстаивал  идеи социального и национального  освобождения украинских. Радикализм своих идей Тарас Шевченко был  наказан жестокое. Здесь, кстати, следует  отметить, что творчество крестьянского  поэта-бунтаря, который поднялся от раба-крепостного к вершинам поэзии и искусства, ощутимо сказалась  и на формировании революций но демократического крыла в России 50-60-х годов XIX в.

 

Заключение

Кирилло-Мефодиевское общество было первою на Украине организациею политического направления. Про  это свидетельствуют два его  документа: «Закон Божий (Книга бытия  украинского народа)», написанный М. Костомаровым и «Устав Славянского  общества св. Кирилла и Мефодия», а также пояснение к Уставу, сделанное В. М. Билозерским.

Программные положения костомаровского  «Закона Божего» нашли практическое осуществление в призывах Кирилло-Мефодиевского  братства «Братья, украинцы!» и «Братья  великороссияне и поляки!». В этих документах звучит призыв к народам  объединится в Союз славянских республик, создать славянскую федерацию с  демократическими институтами. Кирилло-Мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества. Конкретные меры для достижения этого  виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий  между сословиями, доступности образования  для трудящихся.

Соглашаясь в отношении  общих принципов, участники групп  расходились в вопросе о том, что считать первоочередным и  главнейшим и, таким образом, в братстве существовало два течения: либерально-буржуазное, эволюционное, и народно-демократическое, революционное.

К первому направлению  принадлежали М. Костомаров, В. Билозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчыков, П. Кулиш, М. Савич. Они провозглашали единство и братство славян, важность развития украинской культуры.

Революционно-демократические  взгляды разделяли Т. Г. Шевченко, М. Гулак, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.

Однако практическую деятельность кирилло-мефодиевцев, которая складывалась с распространения программных  документов, произведений Т. Г. Шевченко, народного образования, не следует  переоценивать, потому что товарищество было малочисленным, связи между  братчиками были не очень стойкими, деятельность была ограничена.

М. Грушевский заметил: «З сих  плянів нічого не вийшло, бо й брацтво  Кирило-Мефодіївське не довго проіснувало; різні напрями і різниці, які  були в поглядах самих його членів, не встигли вияснитися і вирішитися - не тільки що перейти в діло».

3 марта 1847 г. студент  Киевского университета О. Петров  донес царским властям о тайном  обществе, которое выявил во время  одной из дискуссий, что проводили  «братья».

Царское правительство раскрыло и разгромило Кирилло-Мефодиевское товарищество, участники наказаны заключением  и ссылкой. Только в конце 50-х годов  ХIХ века они смогли возвратиться к литературной, научной и преподавательской  деятельности.

Значение товарищества состоит  в том, что оно впервые сделало  попытку перейти от культурологического  до политического этапа национального  развития.

 

Список литературы

 

1.М.С.Грушевский Иллюстрированная  история Украины – Москва: «Сварог  и К»,2001

2. Ісасвич Я. Братства  та їхня роль в розвитку  української культури XVI—XVIII ст. К., 1966.

3. Орест Субтельный История  Украины, Киев: «Лібідь»,1994г.

4. Пинчук Ю.А. Исторические  взгляды Н.И. Костомарова. Киев,1984

5. Кирило-Мефодіївське Товариство. Т. 3. Сост. О.О.Франко и др. Ред.  Л. З. Гісцова, Г. Я. Сергіенко.  Київ, 1990. C. 309

6. Документи та матеріали  з Історії України - Донецьк, 1999 - С 25-29 Кирило-

 


Информация о работе Кирилло-Мефодиевское братство