Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:08, реферат
Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.
Введение ……………………………………………………………………2
I.Города и колонии………………………………………………………… 3
II.Общественная и повседневная жизнь…………………………………4
III.Греческая культура……………………………………………………….6
3.1. Греческий театр…………………………………………………………8
3.2. Архитектура………………………………………………………………
3.3Образование………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………2
I.Города и колонии…………………………………………………………
II.Общественная и повседневная жизнь…………………………………4
III.Греческая культура……………………………………………………….
3.1. Греческий театр…………………………………………………………8
3.2. Архитектура…………………………………………………
3.3Образование…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин. Афины, Спарта и некоторые другие города объединялись в борьбе против персов, продолжавшейся более 50 лет, и одержали победу при Саламине и Марафоне в 480 г. до н. э. Из-за того что Спарта испугалась роста могущества Афин, началась Пелопоннесская война, продолжавшаяся 25 лет. Разобщенность городов — государств привела к тому, что в 338 г. до н. э. Грецию завоевал македонский царь Филипп II — отец Александра Македонского (Великого). За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.
I.Города и колонии
Самыми главными городами-государствами
были Афины и Спарта. Другие города, такие как Коринф, Халкида, Милет, См
II.Общественная жизнь и повседневная жизнь
В греческих полисах жизнь отдельного человека подчинялась интересам страны. Это хорошо видно на примере военного государства Спарты, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рождать новых солдат и воинов. В демократических Афинах граждане должны были служить в армии или исполнять государственные поручения, не думая о собственных интересах. Для охраны общественного порядка по инициативе Клисфена была введена новая форма голосования — остракизм — голосование на черепках. Если виновный получал более 3000 голосов из 6000, его изгоняли из города (во благо общества, конечно), чаще всего не предъявляя ему никакого обвинения. Остракизму были преданы Аристид, Сократ, Фемистокл. Сначала остракизм действительно защищал демократию от политиков, которые ей угрожали. Но потом он превратился в метод политической борьбы и сведения счетов с личными врагами. Центром публичной жизни греков была агора. Здесь собирались афинские граждане, чтобы решать вопросы правления страной, философы — чтобы обсуждать проблемы, и каждый год весь народ — чтобы увидеть выступления поэтов.Агора — пульсирующее сердце полиса, большая сцена политической и культурной жизни.В Греции семья была основой государства. Браки в Афинах происходили чаще всего из-за умеренного решения семейств жениха и невесты, чувства молодых людей при этом не учитывались. Обществом были четко определены функции мужа и жены. Муж занимался государственной деятельностью, жена, в свою очередь, воспитывала детей, хозяйничала в доме. От мужчин зависело продолжения рода, поэтому они занимали господствующее положение в семье. Греческие семьи не были многодетными, чтобы избежать раздела родительского имения между детьми. Власть мужа была полной и исключительной.
Муж мог отказаться от жены в любой момент, даже не имея на то веских причин. Жена со своей рабыней возвращалась в отцовский дом, взяв с собой свои украшения. Но развод не был частым явлением, потому что, расставшись, муж должен был вернуть жене ее приданое. Только бесплодие могло стать веской причиной для развода. Женщина тоже могла расстаться с мужем, но для этого ей надо было пройти долгий путь судебного рассмотрения.
Мужчина в Греции жил полноценной жизнью и пользовался полной свободой вне дома. Каждый день он посещал агору, принимал участие в сборах, присутствовал на театральных представлениях и спортивных соревнованиях. Он должен был исполнять гражданские и государственные поручения. Но прежде чем вступать в свои гражданские права, молодой человек на протяжении 2 лет (от 18 до 20) служил в армии.
Дети жили в гинекее со своей матерью и рабынями. У них были свои игры: кольца, обручи, игрушки из глины и даже домашние животные. Дети внимательно слушали рассказы кормилицы про героев, богов или же поучительные басни Эзопа. В 7 лет дети начинали посещать школу, где учились читать, писать и считать. Также они учились петь и танцевать. Девушки же оставались под опекой матери в гинекее.
Чтобы поддерживать себя в форме, греки уделяли большое внимание занятиям спортом. Каждый день они посещали спортивные залы или гимнасии. Также они могли заниматься физическими упражнениями в термах — гражданских банях. Мужчины занимались борьбой, либо боксировали, но отдавали преимущество соревнованием с пятиборьем.
Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы, во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чем нужды.
Женщина находилась в женской части дома вместе с детьми и рабынями. Долгом жены было следить за работой рабов в доме, контролировать употребление продуктов, но главное - не вмешиваться в личную жизнь своего мужа. Жена пряла шерсть, ткала, занималась воспитанием детей, подготовкой к семейным праздникам, следя за тем, чтобы дом соответствовал социальному положению мужа.
III.Греческая культура
В V-IV вв. до н. э. греческая культура
стала одной из самых развитых
систем древнего мира. Три важнейшие
особенности придают ей исключительный
характер: полнота, разнообразие и известная
законченность составных частей
культуры (литературы, искусства, философии);
ее гуманистическая
Культура греков прежде всего создавалась
на базе более динамичного способа производства,
рационально организованного хозяйства.
Греческая экономика с товарным производством,
построенная на началах частной собственности,
обеспечивала получение прибавочного
продукта за счет более организованной
и эффективной эксплуатации работников,
создавала достаточные материальные возможности
для культурного творчества. Господствующий
класс, состоящий из собственников относительно
небольших поместий, мастерских, кораблей,
должен был принимать деятельное участие
в организации производства, был заинтересован
в общем культурном прогрессе. Социальную
основу полисной организации составляло
среднее гражданство, прежде всего зажиточные
землевладельцы, которые вместе с тем
были полноправными гражданами и воинами.
Эта активная в социально-политическом
отношении категория гражданства была
больше готова к восприятию культурных
ценностей, чем, например, бесправные общинники
в странах Древнего Востока.
Процесс культурного творчества в разных
полисах Греции имел свою степень интенсивности,
причем был более плодотверным в государствах
с демократическим устройством. Отсутствие
замкнутого слоя правящей, отделенной
от основной массы гражданства бюрократии
и наемной армии, концентрация власти
в руках Народного собрания, ежегодно
сменяемый и контролируемый аппарат управления,
ополчение как основа военной организации
порождали близость государственных институтов
и основной массы гражданства, предполагали
активное участие граждан в государственных
делах, воспитание культурной и политически
мыслящей личности. Постоянное участие
в прениях, обсуждение законопроектов
и решений в Народном собрании формировало
политическое мышление гражданина, с одной
стороны, а с другой - способствовало расцвету
ораторского искусства. Не случайно именно
в Греции V-IV вв. до н. э. появляются прославленные
ораторы: Перикл, Клеон, Исократ, знаменитый
Демосфен.
Развитию греческой культуры способствовало
отсутствие в стране могущественной жреческой
организации, такой, например, как в странах
Древнего Востока, где процесс культурного
творчества был взят ею под контроль. Характер
греческой религии, простота культовых
обрядов, проведение главных религиозных
церемоний выборными магистратами исключали
возможность складывания разветвленной
и влиятельной жреческой корпорации. Это
предопределило более свободный характер
образования, системы воспитания, мировоззрения
и всей культуры. В этом же направлении
действовал и еще один важный фактор: довольно
широкое распространение грамотности,
т. е. умения писать и читать, грекам были
доступны замечательные произведения
историков, философов, драматургов, писателей.
Широкое распространение грамотности
характерно для демократических государств,
предполагающих политическую активность
рядовых граждан, их участие в выборах,
голосованиях, составлении решений, знакомстве
с документами государственной важности.
Именно возможность чтения и компетентного
суждения о прочитанном была важным стимулом
для творчества греческих мыслителей.
Одним из непременных условий формирования
греческой культуры являются особенности
ее природного окружения. В целом природные
условия оказались на том этапе исторической
жизни довольно благоприятными для расцвета
греческой культуры. И дело не в том, что
греческая природа очень щедра к человеку
и легко предоставляет ему все блага, а
в том, что она побуждала людей к труду,
требовала от них трудолюбия как необходимого
условия существования. Холмистый рельеф,
среднего плодородия земля, поросшая цепким
кустарником, в классический период греческой
истории стала приносить щедрые урожаи
винограда, маслин, фруктов, овощей, а в
ряде областей - и зерновых потому, что
грекам пришлось расчистить от деревьев
и кустарников посевные площади, взрыхлить
и удобрить каменистую землю, ввести новые
агротехнические приемы, вывести новые
сорта. На территории Балканской Греции
много полезных ископаемых: железной и
медной руды, высококачественной глины,
строительного известняка и мрамора, серебра
и золота. Однако они лежат глубоко в земле
и, чтобы добыть их и использовать в производстве,
нужно было прорубить глубокие шахты,
провести от них разветвленные штреки,
а все это требовало знаний, сметливости,
трудолюбия, веры в созидательные силы
человека.
Невозможно представить себе греческую
природу без моря. Море играло огромную
роль в жизни и отдельных людей, и почти
всех греческих полисов. Береговая линия
южной части Балканского полуострова
изрезана многочисленными бухтами, заливами,
гаванями. Эгейское море усеяно сотней
крупных и мелких островов. В море греки
ловили рыбу и моллюсков для употребления
в пищу, по морским путям устанавливали
связи между разными, даже дальними полисами,
с прибрежными местными племенами. Море
защищало от противника, и море сближало
народы, морские связи не только обеспечивали
получение продовольствия и сырья, но
и способствовали взаимообогащению, обмену
культурными достижениями. Греки овладели
морем, оно стало частью их жизни, быта,
культуры. Но чтобы овладеть капризной
и могучей стихией, нужно было проявить
отвагу, иметь специальные знания, приноровиться
к капризам морских течений и ветров, разработать
приемы кораблевождения, нужны были новые
типы судов, которые могли бы пуститься
в далекое плавание.
Глубокий эстетизм греческой культуры
в значительной степени был порожден красотой
окружающей природы. В Балканской Греции,
этой небольшой стране с невысокими горами,
расчленяющими территорию на множество
маленьких долин, покрытых зеленью спускающихся
с гор лесных массивов, и бесконечным морем,
можно видеть уравновешенное сочетание
разных типов ландшафта и разнообразных
природных красок горных вершин, зеленых
долин, синего моря, голубого неба. Для
мировоззрения древнего грека классического
времени, для всей греческой культуры
характерно тонкое чувство природы, заложенной
в ней соразмерности и естественной гармонии,
которое по-разному было реализовано в
музыке, философии, архитектуре, скульптуре,
литературе.
Отстояв свою независимость, греки создали новое
общество с новым образом мышления. Будучи торговцами, моряками и путешественниками,
они оказали влияние на развитие многих
культур.Философы, врачи и учен
3.1. Греческий театр
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.
Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженые, сос товлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлинные шкуры. Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. “Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал диферамба, а комедия от запевал фаллических песен.”* Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элименты актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.
“Проливая свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - козел и оде - песнь, т.е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры, козлоногие существа, прословлявшие подвиги и страдания бога. Слово комедия тоже происходило от двух греческих слов комос и оде. Слово комос обозначало шествие подпившей толпы ряженных, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса. Следовательно слово комедия обозначает песнь комоса.”**
Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других. Таким образом греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией.
Греческая трагедия целиком
основывается на мифологии. Но сквозь
мифологическую оболочку драматург
отражал в трагедии современную
ему общественную жизнь, высказывал
свои политические, философские и
этические возрения. Использование
мифологии делало трагедию необычайно
доходчивой. В каждой пьесе зритель
встречал уже знакомые ему лица и
события и мог свободнее
По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития, использовавбогатое наследие эпоса и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя - актера.
Феспид был первым афинским трагическим поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.
Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли.
В содержании комедии, так
же как и в трагедии, с первых
же дней ее существования к религиозным
мотивам примешивались
по-прежнему считалась посвященной Дионису.
Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры.