Классическая Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2
I.Города и колонии………………………………………………………… 3
II.Общественная и повседневная жизнь…………………………………4
III.Греческая культура……………………………………………………….6
3.1. Греческий театр…………………………………………………………8
3.2. Архитектура………………………………………………………………
3.3Образование………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Классическая Греция.docx

— 48.23 Кб (Скачать файл)

Возникшая из аттического  комоса древняя аттическая комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала  вопросы политического сторя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и  т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой  демократии.

 

Театр в греции был государственным  учреждением, и организацию театральных  представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей  специальных людей. Драмы ставили  на трех  праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионисиях (в декабре - в январе);          Ленеях  (в январе - феврале); Великих или Городских Дионисиях (в марте - апреле).

Драматические представления  проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических  и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатириковую  драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров). Три трагедии, связанные единством  сюжета, состовляли трилогию, после  нее и ставили сатириковую  драму. Трилогия и сатировская драма  составляли тетралогию. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли три трагедии и одну сатировскую  драму. Под вечер исполняли комедию  одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Драматурги получали хор  от архонта* , но все издержки, связанные  с обучением хора, брали на себя богатые сограждане (хорег**). Хорег  должен был организовать хор на свои деньги, изготовить для него костюмы. Для драматических состязаний требовалось  шесть хорегов: три - для тетралогий и три - комедий. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. В начале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей.

Исполнение обязоности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почетаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям  освобождались даже от военной службы.

Судили на состязании особенные  выборные лица. Для победивших драматургов  были установлены три награды. Драматург, занявший на сос тязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства  в качестве награды венок из плюща. На долю хорегов, которые подготовили  хор для победивших драматургов  выпадала большая честь. Такой хорег  имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний вносились дидаскал***, который хранился в государственном  архиве Афин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Архитектура

Поражение в Пелопоннесской войне и экономический кризис повлекли за собой неизбежный упадок архитектуры в Афинах. Если в V в. до н. э. именно этот город выделялся  в Греции бурным строительством, то в следующем столетии центр архитектуры  переместился в Малую Азию. Уже  не подвластные Афинам малоазийские города вновь переживали период расцвета.

В собственно Греции и дальше господствовал дорический стиль, утративший, однако, свои привычные особенности. Пропорции становятся легче, колонны  стройнее и декоративнее, благодаря  все более частому использованию  коринфских капителей, стилизующих  в камне листья аканфа.

Коринфские полуколонны  можно было встретить в IV в. до н. э. в большом мраморном святилище  Афины Алей в Тегее, сооруженном  в 395 г. до н. э. архитектором и скульптором  Скопасом, а также в круглых  постройках — толосах — в Дельфах  и Эпидавре. Причем если в этих памятниках коринфские полуколонны располагались  внутри здания, то в изысканном вотивном монументе Лисикрата в Афинах (335—334 гг. до н. э.) они украшают его  снаружи.

В малоазийских же городах  сохранялся стиль ионийский, в котором  творил, в частности, талантливый  зодчий и теоретик архитектуры Пифей, создавший в 334 г. до н. э. по заказу Александра Македонского в Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную каменную постройку, как Мавзолей — огромную гробницу карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии. Эту 24-ступенчатую пирамиду высотой 49 м, увенчанную четверкой коней в упряжке — квадригой, древние причисляли к семи чудесам света, но она показывает, как далеко отошли люди той эпохи от простоты и сдержанности современников Перикла.

Не менее пышным и гигантским было другое сооружение, считавшееся  одним из чудес света и также  находившееся в Малой Азии: храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте храма, сожженного в 356 г. до н, э. «незабвенным» в веках Геростратом. Стремление малоазийских греческих архитекторов соперничать с творцами величественных и пышных построек древнего Востока — еще оно свидетельство приближения новой, эллинистической эпохи.Если в V в. до н. э. греческая архитектура выражала себя прежде всего в культовых сооружениях, то столетие спустя к ним прибавились выдающиеся постройки светского характера, в проектировании которых принимали участие ведущие архитекторы IV в. до н. э. - Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей и Сатир и др. К этому времени относятся первые каменные греческие театры: театр Диониса на афинском Акрополе, завершенный около 330 г. до н. э., театр в Сиракузах и особенно прекрасный, поражающий гармонией пропорций театр в Эпидавре, шедевр Поликлета Младшего. Из других светских сооружений заслуживает особого упоминания "зал десяти тысяч" - большой крытый зал, где должны были проходить собрания Аркадийского союза греческих полисов, построенный Эпаминондом в новооснованной столице Аркадии Мегалополе. Он представлял собой прямоугольное здание небывалых размеров, образцом для архитектора послужил Одеон Перикла в Афинах. Практическим целям служили также скевотека — хранилище корабельной оснастки в Пирее близ Афин и укрепления и доки в Сиракузах, относящиеся к эпохе тирана Дионисия.

 

 

3.3. Образование

В Греции уже в очень  ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки  стремились воспитать человека интеллектуального  и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди  свободных афинян не было неграмотных  людей. А обучение из дома перешло  в школы.  
После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и п,ифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с фугой стороны. В этом случае диптихи служили "конвертами" для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты действия) производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе.  
Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.  
С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.  
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов.  
Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. В ее стихах есть лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в атмосфере изящества и красоты.  
В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, по были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка ,твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" — красоты и добра, слитых воедино. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Классический период (V – IV вв. до н.э.) – это период наивысшего экономического, политического и культурного  расцвета полисного строя Древней  Греции. Период связан с правлением Перикла, активной внешней политикой (греко-персидские войны, Пелопоннесская война, Коринфская война и т.д.) и  культурным подъемом.


Информация о работе Классическая Греция