Княгиня Ольга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:29, реферат

Описание работы

Княгиня Ольга (~890-969) – Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………..…………..………….2
Происхождение княгини Ольги…………………………..………………....3
Начало правления. Месть за смерть мужа………………………………....4
Внутренняя политика…………………….…………………………………..9
Внешняя политика. Поездка в Константинополь. Принятие христианства…………………………………………………………………11
Смерть княгини…………….………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..19
Литература…………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Княгиня Ольга.docx

— 49.89 Кб (Скачать файл)

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

Княгиня Ольга

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы РЭ-13

Вотинцева Валерия.

 

 

 

 

Екатеринбург.

2013 г.

 

Содержание.

Введение………………………………………………..…………..………….2

Происхождение княгини Ольги…………………………..………………....3

Начало правления. Месть за смерть мужа………………………………....4

Внутренняя политика…………………….…………………………………..9

Внешняя политика. Поездка  в Константинополь. Принятие христианства…………………………………………………………………11

Смерть княгини…………….………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………..19

Литература…………………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Княгиня Ольга (~890-969) – Великая  Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини  Ольги находится в истоке русской  истории, и связано с величайшими  событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации.

Первые правители Руси - полусказочный Рюрик и его  сын Игорь были варягами, т.е. иноземцами на Руси, также как и стоящий  между ними их сородич Вещий Олег, правивший Русью за малолетством Игоря Рюриковича. Эта была порода скандинавских завоевателей, грабивших  тогда и захвативших много  земель в Европе. До Ольги династия Рюрика не была для Руси родной, а, наоборот, совершенно чужой, если верить в добровольное со стороны Новгорода призвание  варяжских князей. Только в лице Княгини Ольги, прирожденной славянки, изначально варяжская династия ославянивается, делается единокровной со своим народом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение княгини Ольги.

Когда и где родилась Ольга  в точности неизвестно. Известно,  что она была внучкой Гостомыслу -  тому славному мужу, который начальствовал  в Великом Новгороде до тех  пор, пока по его же совету не был призван от варягов на княжение русское Рюрик с братьями.

 Болгарские историки  выдвигали  версию о болгарских  корнях княгини Ольги, опираясь  в основном на сообщение Нового  Владимирского Летописца   «Игоря  же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу » и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскoва как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги.

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных  Лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини  Ольги уточняет, что родилась она  в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga .

 

 

 

Начало правления. Месть  за смерть мужа.

Начало самостоятельного правления княгини Ольги связано  в летописях с рассказами о  грозном возмездии древлянам, убийцам  Игоря. Согласно летописи, в 945 году князь  пoгибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

Ольга унаследовала крайне трудное государственное положение  дел: первый серьезный бунт, мог грозить  полным развалом еще не до конца  сросшемуся из отдельных племен государства. Осложнялся бунт тем, что он вспыхнул среди недавно покорённого литовского населения. Успех мятежа мог явится роковым соблазном и для других недавно покоренных племен. Поэтому Ольга действовала хладнокровно и особо жестоко.

Древляне же составили  следующий дерзкий замысел: они хотели Ольгу, слыша о ее красоте и мудрости, взять в жены своему князю Малу, а наследника тайно умертвить. Таким образом древляне думали увеличить власть своего князя. Они немедленно на ладьях отправили к Ольге двадцать нарочитых мужей, чтобы они просили Ольгу сделаться женою их князя; а в случае отказа с ее стороны им было велено угрозами понуждать ее — пусть, хотя и насильно, станет женою их господина. Посланные мужи водным путем достигли Киева и пристали к берегу. Услыхав о прибытии посольства, княгиня Ольга позвала мужей-древлян к себе и спросила их: «С добрым ли намерением прибыли вы, честные гости?» «С добрым», — отвечали они. «Скажите же, — продолжала она, — зачем именно вы прибыли к нам?» Мужи отвечали: «Нас послала к тебе Древлянская земля с такими словами: Не гневайся, что мы убили твoего мужа, ибо он, как волк, расхищал и грабил. А наши князья добрые правители. Нынешний же князь наш без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый, он к тому же кроток, любвеобилен и милостив ко всем. Пойдя же за нашего князя, ты будешь нам госпожой и обладательницей Древлянской земли». Княгиня Ольга, скрывая свою печаль и болезнь сердечную по муже, сказала посольству с притворной радостью: «Мне угодны слова ваши, ведь мужа мне уже не воскресить, а оставаться вдовой для меня не беспечально: будучи женщиной, я не в состоянии, как следует, управлять таким княжеством; сын же мой еще малый отрок. Итак, я с охотой пойду за вашего молодого князя; к тому же я еще и сама не стара. Теперь идите, отдохните в ладьях ваших; утром же я позову вас на почетный пир, который устрою для вас, чтобы всем стала известной причина прибытия вашего и мое согласие на ваше предложение; а затем я пойду к князю вашему. Вы же, когда посланные утром придут взять вас на пир, знайте, как вам должно соблюдать при этом честь пославшего вас князя и вашу собственную: вы прибудете на пир таким образом, как прибыли к Киеву, то есть в ладьях, которые понесут киевляне на головах, — пусть все увидят вашу знатность, которой я почитаю вас такой великой честью пред моими людьми». С радостью древляне удалились в свои ладьи. Княгиня же Ольга, мстя за убийство своего мужа, раздумывала, какой бы смертью погубить их. Она приказала той же ночью выкопать глубокую яму во дворе при загородном дворце княжеском, в котором находилась и прекрасная палата, приготовленная для пира. Наутро княгиня послала честных мужей звать сватов на пир. Посадив их в маленькие лодочки по одному, киевляне понесли их, надутых пустой гордостью. Когда принесли древлян на двор княжий, Ольга, смотревшая из палаты, приказала бросить их в глубокую яму, приготовленную для этого. Затем, подошедши сама к яме и нагнувшись, спросила: «Угодна ли вам такая честь?» Они кричали: «О, горе нам! Мы убили Игоря и не только не приобрели через это ничего хорошего, но получили еще более злую смерть». И приказала Ольга засыпать их живыми в той яме.

Сделав это, княгиня Ольга  немедленно послала своего гонца к древлянам со словами: «Если вы действительно хотите, чтобы я пошла за вашего князя, то присылайте за мной посольство и более многочисленное, и более знатное, чем первое; пусть оно с честью ведет меня к князю вашему; присылайте же послов как можно скорее, пока меня не удержали киевляне». Древляне с великой радостью и поспешностью послали к Ольге пятьдесят знатнейших мужей, начальнейших старейшин земли Древлянской после князя. Когда они пришли в Киев, Ольга велела приготовить для них баню и послала к ним с просьбой: пусть послы после утомительного пути вымоются в бане, отдохнут, а потом уже придут к ней; они с радостью отправились в баню. Когда древляне начали мыться, то сейчас же нарочно приставленные слуги крепко снаружи заложили затворенные двери, обложили баню соломой с хворостом и подожгли; так  с баней сгорели старейшины древлянские вместе со слугами.

И снова Ольга отправила  к древлянам гонца, извещая о  скором своем при-бытии на бракосочетание с их князем и приказывая приготовить  меда и всякого питья и пищи на том месте, где убит был ее муж, чтобы сотворить прежде второго  своего брака по первому своему мужу тризну, то есть поминальный пир, по языческому  обычаю. Древляне на радости приготовили все в изобилии. Княгиня же Ольга по обещанию своему отправилась к древлянам со многим войском, точно приготовлялась к войне, а не для бракосочетания. Когда Ольга приблизилась к стольному городу древлян Коростеню, последние выступили ей навстречу в праздничных одеждах и приняли ее с ликованием и радостью. Ольга же прежде всего пошла на могилу своего мужа и сильно плакала о нем. Совершив затем по обычаю языческому поминовенную тризну, она повелела насыпать над могилой большой курган. «Я уже не скорблю о первом своем муже, - сказала княгиня, - совершив над могилой его то, что должно было совершить. Наступило время с веселием готовиться ко второму браку с князем вашим». Древляне же спрашивали Ольгу о первых и вторых послах своих. «Они идут вслед за нами по другому пути со всем моим богатством», — отвечала она. После этого Ольга, сняв печальные одежды, облеклась в брачные светлые, свойственные княгине, показывая вместе с тем радостный вид. Она повелела древлянам есть, пить и веселиться, а своим людям приказала, чтобы они прислуживали им, едя с ними, но не упивались. Когда же древляне напились, княгиня велела своим людям заранее приготовленным оружием — мечами, ножами и копьями — избивать их, и убитых пало до пяти тысяч и более. Так Ольга, смешав веселье древляне с кровью и отомстивши этим за убийство своего мужа, возвратилась в Киев.

На другой, 946 год, Ольга, собравши войско, пошла на древлян с сыном своим Святославом Игоревичем, и его привлекая к отмщению за смерть отца. Древляне вышли им навстречу с немалой воинской силой; сойдясь вместе, обе стороны ожесточенно бились, пока киевляне не одолели древлян, которых и гнали до их стольного города Коростеня, предавая смерти. Древляне затворились в городе, и Ольга целый год неотступно осаждала его. Видя же, что трудно взять город приступом, мудрая княгиня придумала такую хитрость. Она послала сказать древлянам, затворившимся в городе: «Зачем, безумные, хотите уморить себя голодом, не желая мне покориться? Ведь все остальные города ваши мне выразили покорность: жители их уплачивают дань и живут спокойно в городах и селах, обрабатывая свои нивы». «Мы хотели бы тоже, — отвечали затворившиеся, — покориться тебе, да боимся, как бы ты не стала снова мстить

за князя своего». Ольга  же отправила к ним второго  посла со словами: «Я уже неоднократно мстила и на старейшинах, и на прочих людях ваших; и теперь желаю не мести, но требую от вас дани и покорности». Древляне согласились уплачивать ей дань, какую она захочет. Ольга  предложила им: «Я знаю, что вы сейчас обнищали от войны и не можете уплатить мне дани ни медом, ни воском, ни кожами, ни другими годными для торговли вещами. да я и сама не хочу отягощать вас большой данью. Дайте мне хотя бы какую-нибудь малую дань в знак вашей покорности, хотя бы по три голубя и по три воробья от каждого дома». Древлянам дань эта настолько показалась ничтожной, что они даже насмехались над женским разумом Ольги. Однако же они поспешили собрать от каждого дома по три голубя и воробья и послали ей с поклоном. Ольга сказала пришедшим к ней из города мужам: «Вот, вы теперь покорились мне и сыну моему, живите же в мире, завтра я отступлю от города вашего и отправлюсь домой». С этими словами она отпустила помянутых мужей; все жители города сильно обрадовались, услыхав о словах княгини. Ольга же раздала птиц своим воинам с приказанием, чтобы поздним вечером каждому голубю и каждому воробью привязан был лоскут, пропитанный серой, который следовало зажечь, и пустить всех птиц на воздух вместе. Воины исполнили это приказание. И птицы полетели в город, из которого были взяты: каждый голубь влетал в свое гнездо и каждый воробей — в свое место. Тотчас город загорелся во многих местах, а Ольга в это время отдала своему войску приказ окружить город со всех сторон и начать приступ. Население города, спасаясь от огня, выбегало из-за стен и попадало в руки неприятеля. Так взят был Коростень. Много людей из древлян погибло от меча, другие с женами и детьми сгорели в огне, а иные утонули в реке, протекавшей под городом; в это же время погиб и князь древлянский. Из оставшихся в живых многие отведены были в плен, а другие оставлены княгиней на местах их жительства, причем она наложила на них тяжкую дань. Так княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство своего мужа, подчинила себе всю Древлянскую землю, усмирила страсти и спасла от смерти поставленное под удар молодое государство, и со славой и торжеством возвратилась к Киеву.

Некоторых исследователей иногда смущает, на первый взгляд, слишком  лютая месть княгини Ольги. Однако не следует забывать, что в то время Ольга была ещё ревностной язычницей и своими действиями, в  первую очередь, Ольга исполняла  свой священный религиозный долг. Историк Соловьев говорит, оправдывая Ольгу, что «обычай мести был  охранительным обычаем, заменявшим правосудие, и тот, кто свято исполняет  обязанности мести, является необходимым  героем правды» и что «обязанность мести за род человеческий была тогда  обязанностью религиозною, обязанностью выражения благочестия».

 

 

 

Внутренняя политика.

Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила  курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 г. вместо полюдья  она установила твердые размеры  дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты.

Ольга вместе с дружиной и сыном Святославом долгое время  находилась на территории древлян, устанавливала  «устава и уроки», «становища и  ловища». Смысл нововведений заключался в нормировании повинностей с населения и издании правовых установлений, которыми могли руководствоваться представители княжеской власти. Установление становищ и ловищ свидетельствует о реконструкции старых земельных границ, об организации специальных центров власти и регламентации прав князя на охоту.

Но реформаторская деятельность княгини Ольги вышла и за пределы  Древлянской земли.

“В лето 6455 (947) иде Ольге Новгороду и устави по мъсте погосты и дани и по Лузе оброкы и дани и ловища ея суть по въсеи земли и знамения и места и погосты. И есть село ея Ольжичи и доселе”.

Речь идет о широком  комплексе государственных и  домениальных земель, где устанавливались  дани и оброки, об охотничьих и рыболовных угодьях, об изменении территориального деления на основе сложившегося обычного права.

Для осуществления всех нововведений Ольги необходимо было произвести размежевание угодий, охрану границ заказников и  назначить соответствующую прислугу для их системного использования. Самым  интересным в перечне мероприятий  княгини является упоминание об организации  становищ и погостов. Становища указаны  в связи с Древлянской землёй, где и раньше происходило полюдье. Конфликт с местной знатью и “древлянское восстание” и потребовали новых отношений. Древлянское восстание послужило киевским князьям уроком, который они хорошо усвоили и сделали из него должные выводы. Размер дани устанавливался теперь строже. На севере, за пределами большого полюдья, в Новгородской земле княгиня не только отбирает на себя хозяйственные угодья, но и организует сеть погостов. Они  являлись финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями (лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развелось словоупотребление «погост» в смысле кладбище). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

Информация о работе Княгиня Ольга