Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:47, реферат
Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце 5 и в целом закончился в 8-9 веках. Восточно славянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультуры сообщества , которые имели определенные локальные особенности. Огромное значение в становлении развитии и процветание Руси внесли два правителя – Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Данная работа заключается в рассмотрении и анализе их правления и реформ, повлекших за собой не только становление российского государства как такового, но и признание его равным другим.
Введение стр.
Глава I Князь Ярослав (Мудрый)
1. Биография…………………………………………....4
2. Эпоха правления………………………………....….5
Глава II Владимир Мономах
1. Биография…………………………………………..11
2. Эпоха правления…………………………………...12
Заключение……………………………………….19
Список литературы……………………………..21
Однако теперь конфликт назревал в самом Киеве. В последние годы жизни Святополк часто болел, чем его многочисленное окружение пользовалось для личного обогащения за счет горожан и государственной казны, вызывая у киевлян возмущение. Поэтому не удивительно, что как только 16 апреля 1113 г. великий князь умер, в столице сразу же начались беспорядки. Бояре, опасаясь взрыва народного негодования, направили к пользовавшемуся всеобщим уважением Владимиру в Переяслав посольство с просьбой занять киевский престол. Однако князь, уважая принятое по его же настоянию в Любече решение о владении отцовским наследством, колебался.
Между тем обстановка в столице накалялась. Восставшие киевляне разграбили двор Путяты Вышатича и пошли громить кварталы Копирева конца, где жили ростовщики и менялы. Перепуганные бояре опять послали за Владимиром, сообщая, что ситуация в городе вышла из-под контроля и погромы грозят перекинуться на княжеские дворцы и монастыри. Тогда Мономах согласился принять великокняжеский престол, и 20 апреля 1113 г. Киев торжественно встречал нового князя, давно уже ставшего «своим» для горожан. Приветствовать Владимира вышли митрополит Никифор с епископами и игуменами столичных монастырей, городская знать и весь киевский люд.
Половцы, узнав о смерти Святополка и волнениях в городе, решили взять реванш за прошлые поражения, надеясь на то, что между князьями не будет единства. Однако Владимир успел вовремя собрать силы и выступить им навстречу. Кочевники не приняли боя и бежали, едва завидев дружины русичей. Для укрепления своих позиций Владимир, с согласия других князей, совершил перемещения должностных лиц внутри страны, посадив своих младших сыновей, Святослава и Вячеслава, в Переяславе и Смоленске, а старший Мономахович, Мстислав, сохранил за собой Новгородскую землю, где он правил до утверждения отца в Киеве.
Все годы великого княжения
Владимир Мономах крепко держал власть
над Киевской Русью. В 1115 г. он выступил
против Глеба Всеславовича, князя
Полоцкого, за то, что он, в нарушение
договоров и воцарившегося в
стране мира, опустошил землю дреговичей
и сжег их город Слуцк. После повторного
неповиновения Мономах привел Глеба
в Киев как пленника, где тот
вскоре и умер. Подобным образом
в 1117 г. был укрощен сидевший на Волыни
своевольный племянник
Годы правления Владимира Мономаха стали для Киева и всей Руси благоприятной порой. Половцы были укрощены и сами искали прочного мира. Превосходство над ними окончательно закрепилось успешным походом на Дон сына великого князя, Ярополка, в 1116 г. Объединенные силы князей снова овладели зависимыми от кочевников аланско-булгарскими городами Сугровом, Шаруканью и Балином, а там Ярополк вскоре женился на плененной аланской княжне Елене, поразившей киевлян своей красотой. В ознаменование заключенного мира, надолго положившего конец войнам с половцами и донецкими аланами, Владимир в 1117 г. женил своего младшего пятнадцатилетнего сына Андрея на внучке погибшего в войне с Русью великого половецкого хана Тугоркана.
Половцы признали себя младшими
партнерами киевского князя и
в 1120-м г. приняли участие в
походе Андрея Владимировича на Польшу.
Тогда же правивший в Ростово-
Умер Владимир Мономах 19 мая 1125 г. в возрасте 72 лет и, оплакиваемый сыновьями, внуками и всем народом, был похоронен в Софийском соборе, возле своего отца. Власть спокойно перешла уже немолодому Мстиславу Владимировичу, которого отец призвал к себе из Новгорода еще в 1117 г. Поэтому княжение Мстислава Владимировича в Киеве (1123–1132) явилось органическим продолжением отцовского правления.
Владимир Мономах установил на Руси крепкую централизованную ипасть, ослабевшую после смерти Ярослава Мудрого. Для обеспечения стабильности внутри страны Мономах нередко прибегал к решительным действиям против нарушителей мира, но, как правило, проявлял к усмиренным противникам милосердие. К концу правления Владимира под его прямым управлением и под властью послушных отцу сыновей находилось три четверти территорий Киевской Руси. Такая консолидация сил обеспечивала стране высокий международный престиж.
Владимир Мономах проводил
широкую международную
Содействовал Владимир и
строительству в Киеве и
Особое место в истории древнерусской культуры Владимир Мономах занимает как выдающийся мыслитель и писатель. Он был одним из образованнейших людей своего времени, знал несколько иностранных языков. Главным его произведением, дошедшим до нас, является знаменитое «Поучение» — своеобразное духовное завещание потомкам. Основная идея «Поучения» — необходимость сохранения государственного единства как залог безопасности страны. В нем утверждаются нормы и идеалы христианской морали: сострадание, добродетель, милосердие, а также справедливость, которая и рассматривается как истинная законность. Литературные произведения великого князя свидетельствуют о глубоком знании им религиозной литературы, знакомстве с писаниями отцов церкви.
Много столетий спустя, в 1873 г., выдающийся ученый Николай Костомаров в своей «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» напишет о Владимире Мономахе: «Между древними князьями дотатарского периода после Ярослава никто не оставил по себе такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах, князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии, князей русских. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и в первой четверти XII века». И далее: «Имя Владимира Мономаха было до того уважаемо потомками, что впоследствии составилась сказка о том, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства — венец и бармы, и через несколько столетий после него московские государи венчались венцом, который назвали „шапкою“ Мономаха… За ним в истории останется то великое значение, что, живя в обществе, едва выходившем из самого варварского состояния, вращаясь в такой среде, где всякий гонялся за узкими, своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, один Мономах держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы Русской земли».И к этой оценке историка вряд ли можно что-то добавить.
Заключение
Древнеславянское государство стало великой в истории не только братских славянских народов , но и оказало неоспоримое влияние на развитие мировой культуры. Возникновение Древнерусского государства явилось решающим событием в жизни восточных славян , определившим их дальнейшую судьбу.
Правление Ярослава Мудрого приходится на период расцвета Киевской Руси .Первая половина 11 в. Ознаменовалось общим подъёмом страны , укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями. Во времена Ярослава был составлен первый памятник русского права – так называемый Устав Ярослава, или древнейшая Русская правда , которая была дана Новгороду в 1016 как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди русского средневекового города вообще. Правление Ярослава снискало ему большую славу и любовь ,за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Так Ярослав являлся просветителем Руси .Он был ее крепким защитником , деятельно охраняя границы государства от внешних врагов. Киевское государство при Ярославе , несомненно , окрепло и процветало. Ярослав обладал , большим богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки. В киеве он выстроил замечательный храм СВ.Софии и несколько других каменных храмов и монастырей. Для своих построек Ярослав выписал из Греции мастеров и строительные материалы. При Ярославе торговля на Руси связывалась тесными отношениями с Германией, Францией ,Венгрией, Польшей, и скандинавскими странами. Первыми десятилетиями 12 в. Закончился раннефеодальными период истории. К 30- м годам 12 в. Отдельные древнерусские княжества настолько окрепли и выросли, что смогли начать самостоятельную во многих отношениях независимую от Киева жизнь. Власть великого киевского князя ставшего первым среди равных, отошла в прошлое и больше не распространялись на все древнерусские земли.
Активизация общественно- политической жизни Руси периода феодальной раздробленности пробуждала чувство общенародного единства, что нашло отражение в многочисленных летописях и литературных произведениях – от Поучения Пономаха до слова о погибели земли Русской. В своем патриотическом отношении к Русской земли летописцы и публицисты поднимались к пониманию общерусских интересов. Во многом они отражали чувства и настроения народных масс Руси. Этническое развитие Руси проходило по пути дальнейшей консолидации древнерусской народности в основе которой лежали сознание общности происхождения и развития, чувство территориальной целостности, единства языка, культуры, веры,. Если на первом этапе существования Древней Руси силой, способствовавшей этнической сплоченности и восточного славянства, было государство, то на втором древнерусская народность сама стала одним из важнейших условий государственного единства.
При Владимире Мономахе Киевская Русь на краткий миг вернула свою былую славу. Мономах не возвышался над понятием своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности.
Подводя итоги моей работы, можно сделать вывод о том, что правление этих двух правителей было неоценимо для всей истории развития русского государства. Князья каждый по своему добивались расцвета своего государства и не жалели на это сил.
Список литературы
- История культуры Древней Руси М.Л 1948 .Т.1;
- История России. Учебное пособие. Т.1 М;
- История СССР . С древнейших времен до 1983;
- //www.BestReferat.ru./
- //www.erudition.ru/referat/
- //studentbank.ru/view.php/
Информация о работе Князь Ярослав (Мудрый) и Владимир Мономах