Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:17, реферат
Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составлявшими сборники императорских конституций. В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосий II издал Codex Theodosianus ( Феодосиев кодекс ), в котором были собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина. Кодекс делился на 16 книг, книги – на титулы, внутри которых отдельные конституции расположенные в хронологическом порядке. Конституции, появившиеся после издания кодекса, получили название Феодосиевых Новелл.
Нижегородский филиал Негосударственной образовательной автономной некоммерческой
организация высшего « Институт бизнеса и политики » Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
по дисциплине «Римское право» на тему: Кодификация Римского права при Юстиниане
|
1
Изобилие и разнохарактерность нормативного материала предопределила в императорский период потребность в объединении и систематизации накопившегося материала.
Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составлявшими сборники императорских конституций. В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосий II издал Codex Theodosianus ( Феодосиев кодекс ), в котором были собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина. Кодекс делился на 16 книг, книги – на титулы, внутри которых отдельные конституции расположенные в хронологическом порядке. Конституции, появившиеся после издания кодекса, получили название Феодосиевых Новелл.
Юстиниан может считаться первым европейским государем, проведшим до крайних пределов централизацию в своей обширной империи. Теория единой империи, как она преподносилась Юстиниану, требовала для своего осуществления одинакового применения законов и одинаковости судебной практики. Эта сторона деятельности Юстиниана имеет большое культурное значение для всего европейского человечества. По сравнению с блестящими по внешности, но по существу эфемерными внешними делами, законодательная деятельность представляет собой памятник необыкновенной прочности и живучести и высоко ставит имя Юстиниана между всеми законодателями. Заслуга Юстиниана состоит, впрочем, не в творчестве, не в составлении новых законов, а в кодификации дошедшего до него римского права. При нем и при его содействии памятники римского права были собраны, проверены и сопоставлены между собой, и результаты юридической работы времени Юстиниана составили уже сами по себе
драгоценный и незаменимый
источник, из которого полной рукой
черпали и средневековые
Неизмеримо большее значение по сравнению с кодификацией Феодосия II имеет кодификационная работа, проведённая в первой половине VI в. н.э. при Юстиниане. В это время зарождаются планы воссоединения восточной империи с западной, находившейся тогда в руках варваров. Кроме того, интересы государства требовали единства права, определённости и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы явно устаревшие нормы были отменены и право было обновлено. Устремления юстиниановского периода ( первая половина VI в. ) были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Риской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства – создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях.
В соответствии с этим Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges ( императорские законы, как было при предыдущих кодификационных работах до Феодосия II включительно), но также и ius ( сочинения классиков ). Весь материал имелось в виду привести в соответствии с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить всё устаревшее. Руководящими началами, естественно, должны были служить укрепление императорской власти и обеспечение эксплуатации рабов.
Для того, чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций
одно стройное целое. Перед юристами была поставлена ещё задача использовать всё, что дало развитие права три столетия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой, т.е. отразить изменения, которые претерпело римское право при пересадке его с Запада на Восток, под греческими, восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на Востоке под влиянием западной после-классической литературы. Таким образом, свод законов Юстиниана является в основном компиляцией из существовавших до того источников, но многократно преобразованных, переделанных и обобщённых. Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих кодификаций несравненно большим размахом и более высокой творческой силой. В ней обнаруживается не только более широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.
Основная часть
Руководство кодификационными работами было возложено на magister officiorum и quaestor pallati Трибониана. Юстиниан назначил 13 февраля 528 года комиссию из десяти членов, с участием Трибониана и константинопольского преподователя права Теофила; этой комиссии было поручено составить в первую очередь свод коституций. Три прежних собрания облегчили работу комиссии, и 7 апреля 529 года собрание конституций было опубликовано как Codex Iustinianus и вместе с тем было запрещено пользоваться старыми собраниями.
Пока шли работы по кодификации конституций, целый ряд спорных вопросов, разделявших старых юристов и вызвавших закон о цитировании, был решён в 529 году. Путём отдельных ( до 50 ) императорских конституций. Было ещё издано свыше 200 законов для преобразования старого права, причём некоторые институты были совсем устранены, другие реформированы. Собраны были сочинения 39 юристов, неполный список которых приложен к старейшей рукописи ( Index Florentinus ). План производства выборки из сочинений юристов был установлен наперёд. Для ускорения работы комиссии она разделилась на три подкамиссии, собиравши: первая – по цивильному праву ( так называемая Сабиновская масса сочинений ), вторая – по преторскому праву ( так называемая эдиктальная масса ), третья – произведения Папиниана ( так называемая Папиниановская масса ) и кое-где сюда присоединилась группа приложений ( так называемый Appendix ). Выборки, произведённые в секциях, сводились воедино на общих собраниях комиссии и размещались в книгах под соответствующими титулами. Всё собрание получило наименование Digesta, завещанное классической литературой ( т.е собрание юридических материалов ).
16 декабря 533 г. Законченная работа была опубликована как Digesta или Pandectae Iustiniani. Применение старых источников было воспрещено, и во избежание контроверз были запрещены также всякие комментарии. Допускались только дословные переводы, краткие указатели содержания отдельных мест ( индексы ), выдержки и параллельные сопоставления соответствующих текстов ( паратитлы ). В сомнительных случаях надлежало обращаться за разъяснениями к императору.
Во время рабты комиссии компиляторов Дигест на Трибониана, Теофила и Дорофея было возложено поручение составить институции для замены устаревших Институций Гая. Результат их работы был опубликован на латинском языке 21 ноября 533 года. Издание этого руководства- закона преследовало цель ввести в правовую область полную ясность и представить всю науку законов. По институциям должны были изучать право начинающие студенты тогдашних университетов, которым было дано название Iustiniani novi.
Институции Юстиниана, по существу, составлены по старым институциям. Прототипом были почти целиком использованные Институции Гая, а сам автор, живший в конце II века, называется в VI веке – нашим Гаем. В конце институций прибавлен титул, относящийся к iudicia publika.
Однако институции были подновлены и содержали ссылки на современные законы. Таким образом, система этих институций распадалась на введение, часть первую –«лица», часть вторую – «вещи», и последнюю – права на вещи, наследственное и обязательное право. Третья книга посвящена искам, система которых захватывала и четвёртую книгу до 17 – го отдела. Конец четвёртой книги посвящён публичному праву.
В целях включения вновь
изданных во время кодификационных
работ конституций и
Все издания, несмотря на разновременное происхождение отдельных частей, рассматривалось как единое законодательное произведение. Это чрезвычайно важно для правильного толкования этой эпохи. Для научного толкования текстов ( особенно в Дигестах ) применяется «двойное толкование».Текст юриста принимается сначала как часть единой кодификации. Но для понимания того смысла, который вкладывал отдельный юрист в свои слова, необходимо тщательно очистить его от компиляторских
6
ретушёвок и исправлений и затем восстановить смысл, который отрывок имел в обстановке времени своего написания.
Кодификация Римского императора
Юстиниана имела несколько
При составлении Дигест и отчасти кодекса, кодификационные комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений и делали вставки. Такие изменения комиссия по составлению Дигест производила основываясь на предоставленном её
7
праве устранять всё ненужное и устаревшее. Внесённые комиссией изменения и вставки носят наименование «интерполяции». Например, поскольку к VI веку н.э. многие обряды, термины, даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными.
Информация о работе Кодификация Римского права при Юстиниане