Кодификация Римского права при Юстиниане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:17, реферат

Описание работы

Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составлявшими сборники императорских конституций. В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосий II издал Codex Theodosianus ( Феодосиев кодекс ), в котором были собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина. Кодекс делился на 16 книг, книги – на титулы, внутри которых отдельные конституции расположенные в хронологическом порядке. Конституции, появившиеся после издания кодекса, получили название Феодосиевых Новелл.

Файлы: 1 файл

Реферат по Римскому праву.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Бесспорно, что  законодательная деятельность Юстиниана имеет громадное значение в истории европейской культуры. Но нельзя скрывать и того, что слишком поспешная работа выразилась в последней редакции этого замечательного памятника  некоторыми недостатками. Так, не устранены некоторые противоречия в статьях древних юристов, встречаются повторения, нет единства и нередки неточности в обозначении содержания приводимых отрывков. Практическое значение его усматривается из того, что он в качестве руководства для судебных учреждений был разослан во все провинции и города и до известной степени обеспечивал единство судебной практики. Все согласны, что он составлен с величайшим умением и знанием дела: законы подведены под известные отделы и распределены в хронологическом и предметном  порядке, каждая статья носит имя императора и место и время издания. Очень любопытно, прежде всего, что законы изданы на латинском языке. В этом отношении Юстиниан отдавал дань своей теории восстановления Римской империи, которой границы совпадали с границами известного мира.

Юстиниан представляет собой идеалы Древнего Рима; точно  также он является представителем древности  и в своих воззрениях на абсолютную власть императора и на организацию  империи в сочетании различных  её частей под водительством божественного избранника. Но рядом с этим проглядывают и черты нового времени, объясняющиеся, частью же под влиянием христианства. В вопросах о личном праве привносится смягчающий принцип гуманности, а ригоризм  в древнем вещном праве уступает требованиям общественной пользы.

 

                                                           8

Приспособляясь  к требованиям общественной морали и социальной справедливости, законодательство изменило понятие о семье. Женщина приравнивается в правах к мужчине, прежняя безграничная власть мужа уступает место христианскому взгляду на взаимные обязательства между супругами. Точно также изменяется идея отеческой власти и по отношению к детям, которые эмансипируются в смысле свободы брака и в имущественном отношении. Гуманные идеи простираются на положении рабства, смягчая суровые законы и облегчая способы освобождения на волю. В законе о наследстве, определившем права на наследование имуществом для жены, а равно для дочерей и сестёр, исследователи усматривают революционный, против древних воззрений принцип. И следует признать, законодательная деятельность даёт Юстиниану весьма почётное место во всеобщей истории, которое и останется за ним, несмотря на многие отрицательные стороны его деятельности в других отношениях. Несколько раз и сам он выражал мысль о важном государственном и культурном значении своих законодательных предприятий и приказал, чтобы его законы имели обязательную силу по всей империи, вытеснив из употребления все предшествовавшие нормы. Три высших школы права: в Константинополе, Риме, Бейруте, получили, между прочим, обязанность следить за чистотой права и заниматься научной разработкой юридических памятников.

Законодательная деятельность не ограничивалась упомянутыми выше сборниками. Все текущие вопросы – административные, судебные и финансовые – вызывали ряд особенных императорских указов, которые под именем новелл частью изменяли, частью дополняли постановления, заключавшиеся в дигестах и в Кодексе. Таких новелл в период времени от 534 года до 565 года издано 154. Они касаются, главным образом, администрации гражданской и церковной, суда, финансовой системы и имеют громадное значение для истории, выработки византинизма и эволюции римского права и учреждений. Очень любопытно, между прочим, отметить, что новеллы издавались уже на греческом языке, а пандекты и Кодекс изданы были на латинском. Римская империя реформировалась. Юстинианово законодательство отразило многие существенные сдвиги, происшедшие в социально-экономической жизни к VI веку. Важнейшим из них была эволюция прав собственности и владения. Законодательство

                                                                            9

Юстиниана как  бы подвело итог изменениям в отношениях собственности IV –VI веков. Образование единой империи, рост экономических связей между провинциями и торгового оборота, развитие частной собственности в ущерб собственности городских курий и корпораций настоятельно требовали унификации всех прежних видов собственности и создания единой, универсальной категории собственности, снабжённой прочной юридической защитой.

Подобно тому как  в законодательстве Юстиниана отменялись устаревшие системы права, так двумя  Конституциями этого императора был окончательно уничтожен и дуализм между ранее существовавшими формами собственности – так называемыми квиритской и бонитарной собственностью. В первой из этих Конституций, обнародованной в                530/31 году, устанавливалось правовое равенство между всеми видами собственников на любые вещи. Вторая Конституция 531 года ввела единый и более простой способ передачи всех вещей в собственность другому лицу. Одновременно был завершён процесс уравнения прав собственности на землю в Италии и провинциях. Таким образом, в VI веке получает окончательное юридическое оформление правовое понятие единой собственности, приобретаемой единым способом приложимой одинаково ко всем вещам.

Значение этих реформ было очень велико: именно введение единой формы собственности, также как и единой системы права, обеспечило рецепцию Юстинианова законодательства в средние века и в новое время. Законодательные реформы Юстиниана вносили существенные изменения и в гражданские права свободного населения империи: был завершен длительный процесс их нивелировки. Сглаживаются правовые различия между римским народом и некогда покорёнными Римом народами. Этого настоятельно требовало развитие экономических и политических связей между различными областями империи. Гражданская неполноправность, определявшаяся местом жительства и положением завоёванного народа в провинциях, теперь себя полностью изжила. В Юстиниановом законодательстве красной нитью проходит идея подчинения всех жителей империи,  власти одного императора и единой правовой системе.

Гражданское состояние  латинов уничтожалось. Тем самым  были окончательно отменены остатки  юридической неполноправности, связанные  со статусом латинского гражданства, и  самое это понятие 

                                                           10

потеряло какое либо практическое значение. Потеряло также всякое реальное значение внутри государства и понятие перегрины, ибо прежнее деление на cives romani и peregrine фактически исчезло, а перегринами продолжали называться теперь только народы, живущие вне империи.               Однако было бы ошибкой думать, что тенденцией к нивелировке населения, нашедшей своё явственное завершение в VI веке, ограничиваются изменения в гражданских правах, внесённые в законодательство Юстиниана. Наряду с сильной нивелирующей струёй мы наблюдаем здесь параллельный процесс юридического оформления гражданско-правового статуса новых этнических и сословно-классовых группировок, сложившихся в Римской империи в IV – VI веках.

Согласно законодательству Юстиниана, все варвары, вселившиеся на территорию империи и живущие в её пределах на положении gentiles, laeti, foederati, хотя и считались подданными римского государства, но не  получали полного права гражданства. Подчиняясь римскому публичному праву, они сохраняли свой особый юридический статус, свои законы и обычаи в гражданском праве.

Законодательство VI века юридически оформляет изменения в правовом положении ещё одной группы населения – воинов. Звание воина связывается теперь с особыми  привилегиями, но влечёт и известное ограничение прав.  Воины получают привилегии в сфере семейного права: в случае длительного отсутствия им разрешается на законном основании развод с женой, причём за ним сохраняются все имущественные выгоды брака. Интересы воинов ограждены  и в отношении прав наследования. В случае смерти воина без завещания его имущество переходит к детям. Вместе с тем солдаты подлежат суду своих военачальников и стеснены в личной юрисдикции. Военная профессия делается фактически наследственной, и сыновья ветеранов, по достижении определённого возраста, должны вступать в армию.

В кодексе и  Новеллах Юстиниана оформляется  новый правовой статус такой многочисленной прослойки сельского населения, как колоны. В XI книге Кодекса Юстиниана подведён итог многолетним изменениям хозяйственного и правового  положения различных категорий колонов. Правоспособность колонов в сфере публичного и частного права  теперь существенно ограничивалась. В области публично-правовых отношений это выражалось в прикреплении колонов к земле и ограничении права

                                                           11

передвижения. Сильно умалялась личная свобода  колона. Колонам запрещалось без  разрешения господина вступать на гражданскую  и военную службу. В сфере частноправных  отношений колоны низшей категории – энапографы – по существу были крайне стеснены и в осуществлении права на брак и семью, а также права быть субъектом всех имущественно-правовых сделок.

Законодательные реформы Юстиниана вносили весьма существенные переменгы и в положении  рабов. Эволюция в экономическом положении рабов в империи к VI веку привела и к изменению их правового статуса. В законодательстве Юстиниана власть господина над рабом рассматривалась уже как право по отношению к лицу, а не право по отношению к вещи. Господину запрещалось преднамеренно убивать раба. Не дозволялось наносить обиды чужим рабам, что считалось оскорблением для их господина. За убийство чужого раба или изнасиловании рабыни-девушки виновный подвергался суровой казни.

При Юстиниане  произошло дальнейшее упрощение и облегчение процедуры освобождения рабов. Юстиниан придал законную силу многим неторжественныи и неформальным способам отпуска рабов на волю. За определённые заслуги перед государством и раскрытие особо тяжких преступлений рабы, по закону, получали свободу даже без согласия господина. Раб, обнаруживший фальшивомонетчика, выдавший дезертира, предотвративший похищение девушки, отпускался на волю вопреки желанию господина. Однако все эти изменения в статусе рабов, вызванные экономическими и социально политическими причинами, отнюдь не приводили к отмене рабства, как фундамента всего общественного строя рабовладельческой империи.

Особым законом  Юстиниан полностью покончил со старым принципом неограниченного распоряжения домовладыки всей собственностью членов фамилии. Он постановил, что отныне сын будет приобретать для себя всё имущество, за исключением того, что он приобретал на средства отца. Постепенно облегчалось освобождение детей из под власти домовладыки: сын получал свободу, занимая высокую государственную должность, связанную со званием патрикия, и по достижении сана – епископа. Освобождение подвластных детей совершалось и в наказание за преступление домовладыки: за выбрасывание слабых и больных детей из дома и оставлении их без помощи, за вступление в кровосмесительный

                                                         12

брак, за сводничество в отношении своих дочерей. Самым важным нововведением, пробившим брешь в сословных перегородках, было разрешение запрещённого ранее брака между сенаторами и женщинами низкого общественного положения ( вольноотпущенницами, актрисами, дочерьми актёров и актрис).

Однако под  влиянием изменившихся общественных условий  появлялись и новые запреты для  заключения браков. Так в VI веке были запрещены законные браки между римлянами и варварами. Христианская церковь распространила религиозную нетерпимость и на семейно-бытовые отношения: под её влияние при Юстиниане был наложен запрет на браки между христианами, с одной стороны , иудеями и приверженцами гонимых еретических сект – с другой. Иными словами, на смену римской исключительности по принципу гражданства пришла христианская исключительность, основывавшаяся на религиозной нетерпимости.

В законодательстве VI века нашла своё отражение классовая и политическая борьба, особенно обострившаяся в обстановке кризиса рабовладельческого общества, постоянных войн и жестоких столкновений партийных группировок. Наиболее ярко это проявилось в сфере уголовного права, включённого в Свод Юстиниана. В уголовном процессе – как при определении состава преступления, так и при установлении меры наказания – проводилась резкая грань не только между свободными и рабами, но и между привилегированными и низшими слоями общества.

Страшным бичом  для населения империи были законы об оскорблении величества. При Юстиниане они не только сохраняли своё значение, но и получили широчайшее применение. Преступления этой категории, трактовавшиеся как государственная измена, занимали важнейшее место среди уголовных преступлений в 48- ой книге Дигест. Законы об оскорблении величества представляли чрезвычайную опасность для всех граждан римского, а затем византийского государства, ибо они давали широчайший простор произволу властей.

В целом римское  уголовное право, с последней  стадией развития которого мы знакомимся по законодательству Юстиниана, отличалось значительно большей реакционностью, чем гражданское право. В нём ярче всего оказались социальные предрассудки рабовладельческого общества, ненависть к рабам и свободным беднякам со стороны господствующего

                                                            13

класса, императорский  деспотизм и отсутствие кокой  либо политической свободы, влияние  на уголовный суд социального  неравенства и колебаний в  политике правительства. Лицо, стоявшее на низшей ступени социальной лестницы, не имело никаких гарантий в отношениях с обвинительной властью и государством. Тираническое распоряжение государства правами и интересами отдельной человеческой личности, вторжение светской и духовной власти в дела совести и нравственности граждан, в их интимную жизнь, жесточайшая система наказаний, узаконение социального неравенства при установлении виновности и определении наказания – таковы характерные отрицательные черты римского уголовного права, увековеченного в кодификации Юстиниан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            14

                                                 Заключение

Подводя итоги, мы можем прийти к заключению, что  в законодательных реформах Юстиниана  с необычайной яркостью отразилась социально-политическая и идейная борьба между уходившим с исторической сцены старым, но ещё влиятельным рабовладельческим строем и нарождавшимися новыми, раннефеодальными порядками. Главной политической идеей Юстинианова законодательства, уводившей его в прошлое, было сохранение рабовладельческих имущественных отношений, основанных на полной частной собственности, в том числе и на рабов. В кодифицированном при Юстиниане праве отчётливо выступает стремление рассматривать все формы зависимости как собственность на человека и продукт его труда.

Информация о работе Кодификация Римского права при Юстиниане