Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:40, курсовая работа
Цель исследования: Состоит в том, чтобы на основе доступных нам, как письменных источников, исторических исследований, так и устных преданий показать Кокшетау как ставку казахских ханов, ставшего центром политической жизни казахов в середине XVIII – середине XIX вв.
Введение……………………………………………………………………........3
I Глава. Кокшетау – ставка хана Абылая и центр политической жизни казахов в XVIII в.
1.1 Становление личности Абылая и основные вехи его биографии……………………...............................................................................7
1.2 Кокшетау – ставка хана Абылая…………………………………………....10
II Глава. Кокшетау при приемниках хана Абылая.
2.1 Ханская ставка при правлении Уали хана. Период упадка традиционной государственности казахов………………………………..……………………14
2.2 Последний казахский хан Кенесары. Попытка возрождения Казахской государственности………………………………………………………………17
Заключение............................................................................................................20
Список использованных источников….…………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КОКШЕТАУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ш.УАЛИХАНОВА
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Кокшетау – ставка казахских ханов»
«5В011400 – История»
Научный руководитель: ст. преп. Карсакова Г.Б.
Кокшетау 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
I Глава. Кокшетау – ставка хана Абылая и центр политической жизни казахов в XVIII в.
1.1 Становление личности Абылая
и основные вехи его биографии…………………….............
1.2 Кокшетау – ставка
хана Абылая…………………………………………...
II Глава. Кокшетау при приемниках хана Абылая.
2.1 Ханская ставка при правлении
Уали хана. Период упадка традиционной
государственности казахов………………………………..……………………
2.2 Последний казахский
хан Кенесары. Попытка возрождения
Казахской государственности………
Заключение....................
Список использованных источников….…………………………………22-23
Приложения……………………………………………………
Актуальность темы. Знать историю своей страны, помнить и чтить ее главных действующих лиц – наша обязанность. Поэтому много пристального внимания и изучения заслуживают биографии тех людей прошлого, которые способствовали укреплению независимости и сохранению территориальной целостности Казахстана. Исследователь К.К. Абуев пишет, что в Советское время наша история была обезличена, имена многих правителей Казахского ханства забыты напрочь. Народ всегда видел в ханах олицетворение незыблемости государства, твердой целостности, способных обеспечить ему мир и спокойствие. История государств, народов, социальных объединений развивается зачастую как бы по спирали: старые проблемы, казалось бы, давно известные, вновь и вновь обретают свою злободневность. Каждое новое поколение по-своему их переосмысливает, пытается дать им собственную оценку, понять взаимосвязь явлений далекого прошлого в контексте событий современности. Обретение Казахстаном государственной независимости вынесло на повестку дня многие актуальные проблемы истории казахского народа, формирования его этнической территории, вековой борьбы за самоутверждение на своей древней, исконной земле.
Наступило время переосмыслить место и роль казахских ханов: Абылай хана, Уали хана и Кенесары хана в истории Казахстана, а также в истории Акмолинской области, дать объективную оценку их деятельности с позиций исторической правды и конкретных знаний, не подстраиваясь под чужие политические взгляды. История Кокшетауского региона неотделима от истории Казахстана, поэтому в ней нашли отражения все этапы и важнейшие события прошлого нашей страны. Свое прошлое мы должны оценивать сами, опираясь на суверенитет и самостоятельность в области исторических знаний, собственную историческую концепцию. И решение этих проблем зависит от развития собственной казахстанской исторической традиции, независимой, самостоятельной, свободной от теоретико-идеологических догм и стереотипов имперского прошлого.
Прошлое казахского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих Республику Казахстан, - это органическая связь с мировой историей. Много легенд и песен сложено в степи о героях прошлого. Люди знают их имена и бережно хранят в памяти, передавая из уст в уста. С особым почитанием и благовением относятся в народе ко всем правителям Казахского ханства, с которыми связаны истории славных побед и великих завоеваний. Время правления Абылай хана считается золотым веком в истории Казахской земли. Немаловажную роль в истории родного края сыграли выдающиеся деятели того времени Уали хан и Кенесары. В истории Кенесары Касымов был и остался для нас рыцарем духовного наследия казахского народа.
Цель исследования: Состоит в том, чтобы на основе доступных нам, как письменных источников, исторических исследований, так и устных преданий показать Кокшетау как ставку казахских ханов, ставшего центром политической жизни казахов в середине XVIII – середине XIX вв.
Задачи исследования:
Новизна работы. Вся деятельность ханов неразрывно связана с историческими процессами, происходившими в Истории Казахстана. На международной арене того времени происходившие исторические процессы сыграли важную роль в истории образования Казахского ханства. В работе предпринимается попытка анализа внешне и внутриполитического развития ханства во время правления трех ханов.
Степень изученности темы. О данных ханах и их эпохе имеется довольно обширная литература. Прежде всего, много письменных источников о ханах содержится в русских архивах. Это указы и грамоты русских царей, сената коллегии иностранных дел, переписки этих органов с ханами и султанами, записи и донесения русских посланников, посещавших казахские ханства, Джунгарию, Китай и среднеазиатские государства. Более 500 таких документов опубликованы в двух сборниках «Казахско-русские отношения в XVI – XVIII веках». Материалы об Абылай хане имеются во всех энциклопедических словарях, изданных в дореволюционное время в России. В исследовании данной темы большую ценность представляет статья великого казахского ученого – просветителя Чокана Уалиханова «Абылай». Написанная в начале 60-х годов XIX в., она явилась, по существу, первой научной работой, посвященной хану Абылаю. Интересные сведения о ханах отложились в архивах Китая. В свое время к созданию художественного образа Абылай хана приступали многие писатели, в их числе Мухтар Ауэзов, Сакен Сейфуллин и другие. В нашей области изучил жизнь и деятельность Абылай хана известный ученый – исследователь, историк К.К. Абуев. [1] В своих трудах он также изучил деятельность Уали и Кенесары хана. Им были написаны труды: «Хан Абылай и его время», «Кокшетау исторические очерки», в которых достаточно подробно и интересно повествуется о жизни, деятельности, проведении политики Абылай хана, также были написаны статьи на казахском и русских языках. Привлекались работы таких известных историков как Шакарим Кудайбердыулы «Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов», Е.Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы XIX в.» и работы современных историков М.Козыбаева, И.Ерофеевой и других. [2] Кроме того, Собрание сочинений Ч.Валиханова в пяти томах, «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» в пяти томах и т.д.
Хронологические рамки исследования: Рамки исследования охватывают ХVІ – XVIII вв.
Объектом настоящего исследования является изучение города Кокшетау как ставка казахских ханов.
Предметом изучения исследования является становление и развитие личностей трех великих ханов Абылай хана, Уали и Кенесары хана, политическая деятельность ханов и их роль в истории Казахстана.
Источниковую базу исследования составили труды профессора Кокшетауского Государственного университета им. Ш. Уалиханова Абуева К.К.
Методологическая основа работы. Работа над темой проводилась в хронологическом порядке на основе принципа единства исторического и логического. В работе применялись следующие методы исследования: системный подход, метод исследования, принцип исторической конкретики, сравнительный метод. Позволяющие раскрыть свойства изучаемой проблемы. Ведущими принципами стали объективность, научность, историзм. А также применялись такие методы исследования. Как метод теоретического анализа научно-исторической литературы.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, приложения, заключения и списка использованной литературы. В данной работе были освещены: исторические события, происходившие в ХVІ – XVIII вв., дана объективная оценка периоду правления трех ханов. Рамки исследования охватывают ХVІ – XVIII вв. В работе были использованы архивные данные. Основным источником исследования являются данные средневековых и современных историков. Содержание данной работы раскрывает основные политические процессы, происходившие на территории Казахского ханства в период правления Абылай хана, Уали хана, Кенесары хана, а также историческое значение каждого из них.
I Глава Кокшетау – ставка хана Абылая и центр политической жизни казахов в XVIII в.
1.1 Становление личности Абылая и основные вехи его биографии
Хан Абылай – ключевая фигура казахской истории XVIII века, один из крупных государственных деятелей Центральной Азии Нового времени. Самобытная и яркая личность Абылая, талант выдающегося государственного деятеля и полководца сложились в один из переломных и драматических периодов в истории казахского народа, связанного с борьбой за свободу и независимость [1.с.107]. Новое возрождение казахской государственности связано с именем султана, а позднее, хана Абылая. Внутренняя политика Абылай хана была направлена на укрепление центральной власти. Указывая на внутреннюю политику Абылай хана пишут, что: «Абылай не стал вводить законы, действующие в Казахском ханстве, а вернулся к истокам Казахского государства и ввел законы Чингиз хана: Билик и Джасак». Во внутренней политике Абылай придерживался линии укрепления феодального строя и ханской власти. Он усмирил своеволие сильных родоначальников (биев) и султанов, которые ограничивали советом власть хана. Он ограничил право бийских судов, которые судили по правилам шариата, право выносить смертный приговор теперь мог только сам хан. Абылай укреплял свою личную власть, опираясь на влиятельных биев – Каздауысты, Казыбека, Толе [2.с.14]. Он совершенствовал законы ханов Касыма и Есима, сохранившие свою силу до принятия «Жеты жаргы» и внес множество изменений в существующее законодательство. Прежде всего, это выразилось в том, что Абылай не принял имеющиеся в них ограничения ханской власти. Во главе различных улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев в решении судебных дел. Совет биев при ханском дворе не играл существенной роли, как это было при хане Тауке. Самобытная и яркая личность Абылая, талант выдающегося политического деятеля и полководца сложились в один из переломных и драматических периодов в истории казахского народа, связанных с борьбой за свободу и независимость.
Шокан
Уалиханов писал, что "Абылай усмирил
своеволие сильных
На самом деле, благодаря проявленным в борьбе с Джунгарией воинской доблести и организаторским талантам, Абылай был избран казахскими старшинами при активной поддержке Абулмамбета, который являлся ему троюродным дядей, султаном рода атыгай - одного из самых крупных родов подразделений аргынов [6, с.20].
1.2 Кокшетау – ставка хана Абылая
Умбетей-жырау в своем произведении, посвященном оплакиванию смерти Богембая, утверждает, что после победы в поединке над Шарышем Абылай стал ханом. Жырау Таттикара, современник Абылая, также подтверждает, что он стал ханом Среднего жуза. Бухар-жырау говорит, что Абылай сел на трон, когда ему было 25 лет. Машхур Жусуп Копеев в своем произведении «Эпоха Абылай хана» цитирует акына Арыстана Толыбайулы, где утверждается, что Абылай был ханом в Кокшетау 48 лет». То же самое пишет М. Дулатов в своем труде «Абылай» [7, с. 19].