Кокшетау при приемниках хана Абылая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Состоит в том, чтобы на основе доступных нам, как письменных источников, исторических исследований, так и устных преданий показать Кокшетау как ставку казахских ханов, ставшего центром политической жизни казахов в середине XVIII – середине XIX вв.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........3

I Глава. Кокшетау – ставка хана Абылая и центр политической жизни казахов в XVIII в.
1.1 Становление личности Абылая и основные вехи его биографии……………………...............................................................................7
1.2 Кокшетау – ставка хана Абылая…………………………………………....10
II Глава. Кокшетау при приемниках хана Абылая.
2.1 Ханская ставка при правлении Уали хана. Период упадка традиционной государственности казахов………………………………..……………………14
2.2 Последний казахский хан Кенесары. Попытка возрождения Казахской государственности………………………………………………………………17

Заключение............................................................................................................20
Список использованных источников….…………………

Файлы: 1 файл

басыбаева работа.doc

— 487.50 Кб (Скачать файл)

Шакарим в своем исследовании «Потомок Уалибакы» пишет, что после поединка с Шарышем Абылай был приглашен в ханский шатер Абулмамбета. По предложению хана Абулмамбета Абылай, получив благословение Шакшак Жаныбека, был провозглашен ханом. По его предположению, это было приблизительно в 1735 году [8, с.25]. Так трактуют казахские источники приход к власти Абылая.

Абылай с конца 30-х годов стал ключевой фигурой в политической жизни страны, решавшей судьбоносные проблемы войны и мира.

Первоначально Абылай был избран султаном 
крупного рода атыгай племени аргын Среднего жуза. Чтобы выяснить места 
кочевок этого рода, мы обратились к работе М.С. Муканова «Этническая 
территория казахов в XYIII - начале XX веков». В ней сообщается, что 2 
рода племени аргын в количестве до 11000 семей имели летние кочевья и 
зимовки по рекам Ишим и Есиль, в горах Кокшетау и Мукчатау и в 
урочищах Уш-кундак, Уш-бурлык, Кылшакты [9,с.10]. А.И.Левшин пишет, что для сохранения ханов и знатных султанов в подданстве Российской империи и для «отвращения их тем от дружественных связей с Китаем правительство русское продолжало не щадить ни стараний, ни издержек». В наставлениях, данных сибирскому и оренбургскому пограничным начальствам в начале 1762 года, предписано «знатнейших киргиз-кайсаков всячески ласкать, щедрою рукою давать им подарки и награждения, а которые пожелают, для тех строить за казенный счет близ границы скотные дворы и сараи».

К султану Абылаю велено было немедленно послать инженерных офицеров, с тем, чтобы они, «построив ему дом со всеми нужными принадлежностями и помещениями, обнесли оный валом в виде крепости» [10, с.11]. Издатели книги Левшина в примечаниях пишут, что дом хану Абылаю действительно был построен против Петропавловской крепости, но несколько лет позже [11,с.20].

То, что жил Абылай против Петропавловской крепости «в построенном ему от правительства русского доме» [12,с.30], подтверждают документы, обнаруженные К.К.Абуевым. Документ 1764 г. обозначает то место при горе Куке, примерно в 250 верстах от Петропавловской крепости, т.е. в урочище Бурабай. А в другом документе, составленном 15 лет спустя, так же отмечается, что «теперь находится он, Абылай, в прежнем расположении близ горы, называемой Кукчетау» [13, с.25].

По данным К.К.Абуева, другую усадьбу Абылаю поставили «близ реки Ишима, в горах Енгизтау» (Янгизтаудочнее - Жалгызтау, который ныне относится к территории Сандыктауского района Акмолинской области) по личному распоряжению вице-канцлера графа Воронцова в 1765 г. Он состояла из нескольких деревянных домов на каменном фундаменте и хозяйственных построек. Здесь Абылай завел хлебопашество и рыболовство на близлежащем озере Тарангул. Место этой усадьбы так же известно от старожилов. Однако сегодня оно находится на территории зоны, где содержатся заключенные [1, с. 25]. Видимо с тех пор эти места и стали основными кочевьями Абылая, а главной ставкой хана Абылая стал Кокшетау (Боровое).

А.И.Левшин в своем труде отмечает, что отношения России с казахами в первые годы царствования императрицы Екатерины II «более, нежели когда-либо, направляемы были к двум предметам: во-первых, к заведению в обеих ордах поселений, во-вторых, к обеспечению караванной торговли». Для этого предполагалось учить их сенокошению и построить сараи для зимовки их скота, а если бы их потребовали, то жилища им самим. Сибирскому начальству было приказано немедленно завести на речке Колчаклы (Кылшыкты) целое селение и «доставить оному все возможные выгоды». Оно находится у озера Большое Чебачье (казахи называют «Улкен кол»), куда когда-то впадала речка Кылшыкты. Однако сейчас она пересохла и можно только догадываться, что на этом месте когда-то была речка. В народе эту местность называют «Ханныц Кызыл агапп». Когда-то она была богата березовой рощей. Ветви березы, имели красноватый оттенок, отчего их и называли «кызыл агаш», т.е. красные деревья. Старожилы помнят, что еще 30-х годах XX в. на этом месте лежали остатки фундамента дома, принадлежавшего Абылаю, а затем его детям. К сожалению, эту местность стали превращать в свалку.

В войне с джунгарами прославился молодой Абильмансур, будущий знаменитый хан Абылай. Именно при хане Абылае получил широкую известность Кокшетау, ставший центром национально – освободительной борьбы. Здесь, в окрестностях Кокшетау, собирались прославленные батыры Богенбай, Кабанбай, Канай, Олжабай, Баян, Жанатай и другие со своими ополчениями. На поляну Абылай – хана спешили султаны и Бии, старейшины и другие знатные мужи на курултай и маслихаты [14, с.12].

Положение Казахстана, находившегося в тисках двух империй – Российской и Цинской – было очень сложным. Главная цель султана Абылая состояла в обеспечении независимости Казахского ханства [15. с.159]. Благодаря активной внутри - и внешнеполитической деятельности Абылай хана Казахское ханство превратилось в относительно мощное и единое государство. Стратегической задачей Абылая, как государственного деятеля, главы государства, было укрепление и дальнейшее независимое развитие Казахского государства. Осознавая сложность положения, он стремился разрешить данную задачу [16.с.151]. Благодаря своим выдающимся воинским способностям и организаторским талантам Абылай при поддержке некоторых влиятельных батыров, биев и троюродного дяди султана Абулмамбета был избран казахскими старшинами султаном в сильном и многочисленном роде атыгай, ставка которого располагалась у Кокшетауских гор. С этого момента началась активная не только военная, но и политическая деятельность султана Абылая, широко прославившая его имя среди казахского населения всех трех жузов.

Старший сын Абылая - Вали, последний хан Среднего жуза, от которого Чокан Валиханов получил свою фамилию, приходился ему родным дедом. Главная ставка Абылай хана, перешедшая по наследству к Вали хану и его потомкам, находилась в Боровом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Глава  Кокшетау при приемниках хана Абылая.

 

2.1 Ханская ставка  при правлении Уали хана. Период  упадка традиционной государственности  казахов

Хан Среднего жуза, старший сын Абылай хана от второй жены – каракалпачки Сайман ханым, унаследовал ханский титул и власть над разными родами племен аргын, керей и некоторых других родоплеменных подразделений казахов Среднего жуза по завещанию своего отца. На первых порах Уали-хан старался во всем подражать отцу, по крайней мере, внешние атрибуты ханствования соблюдались неукоснительно. Однако не остались незамеченными покладистость и пророссийское настроение молодого хана в отличие от прежнего.

В августе 1781 года Уали был избран ханом Среднего жуза и тогда же поставил об этом в известность представителей российской пограничной администрации в Западной Сибири. В начале января 1782 года Цинский император утвердил его в звании хана, а 23 февраля того же года – русская императрица. Уали был официально конфирмован в ханы со стороны России 1 ноября 1782 года в крепости Св. Петра в присутствии генерал-губернатора Иркутского и Колывановского наместничеств И. В. Якоби. Первое десятилетие правления хана Уали характеризовалось относительным спокойствием в жузе. Видимо сказался авторитет ханской власти времени Абылай хана. Однако уже с середины второго десятилетия правления Уали стало заметным ослабление значения ханской власти. Многие факторы говорят о том, что хан не контролировал ситуацию в степи, участились случаи грабежей. В каждом казахском роде били бии и султаны, не признававшие власти Уали хана [18,с.185].

Власть Уали хана изначально была слабой. В вопросах внешней политики он придерживался курса своего отца Абылая, которому довольно долгое время удавалось лавировать между Китаем и Россией. Более того, Уали оказался вовлеченным в эти рискованные игры с «китайским драконом» еще задолго до того, как был провозглашен ханом Среднего жуза.

Внешняя политика хана Уали, тоже не отличалась оригинальностью. Подражая отцу, он установил сношения с китайским императорским двором, добиваясь признания его ханом Среднего жуза. Хан Уали признал сюзеренитет Китая и в то же время принял присягу на верноподданничество России, чтобы тем самым укрепить свою власть в Степи. Однако это удавалось хану Уали очень плохо, поскольку у него не было ни военной силы, ни политического влияния, ни личного авторитета. Поэтому как раз в годы его правления значительная часть южных районов Казахстана подпала под иго Кокандского и Хивинского ханств [19, с.78].

В преклонном возрасте, где-то к 60-ти годам. Уали-хан женился на молодой и очень красивой девушке по имени Айганым. По одним данным, до этого брака у хана Уали было три жены, по другой версии - одна жена. Чокан Валиханов в схеме «Родословное древо Вали-хана» называет имена 14 сыновей его [20, с.68].

Младшая жена хана Уали Айганым была дочерью простого казаха по имени Саргалдак из рода атыгай. Он был известен как богослов, окончивший высшую духовную семинарию в Бухаре, и как наставник, обучавший детей в медресе. Наряду с другими детьми это учебное заведение окончила его дочь Айганым, что было в те годы редкостью.

Когда на нее обратил свое царственное внимание Уали-хан, ей шел 19 год. Разница в возрасте 43 года не очень смущала хана, и он заслал сватов к ее отцу. Разумеется, Саргалдак не мог отказать хану. Узнав о намерении отца, Айганым заявила, что даст согласие на брак с ханом только в том случае, если он оставит первую жену и переселится в новое именье. Приняв все ее условия, хан Уали переехал с молодой женой в урочище Сырымбет.

Семейные предания Уалихановых, записанные Г.Н. Потаниным во второй половине XIX в., сообщают: «У хана Уали были две зимовки - одна на ханском озере, на востоке от Кокчетава, другая на Сырымбете. Потомки от первой жены Аблая Сайман живут и теперь там (то есть на Боровом). Дети Айганым (младшей жены хана Уали) на Сырымбете» [21,с.177].

Главная ставка, перешедшая по наследству к Уали-хану и его потомкам, находилась на озере Боровом и была известна под разными наименованиями (Урда, Хан-кон, Ханнын Кзыл-Агаши и т.д.) [22,с.31]. После ликвидации ханской власти и принятия «Устава о сибирских киргизах» бывшие наследственные земли Уали-хана были разделены между его сыновьями. Его коренная юрт-ставка Кзыл-Агаш перешла к старшему сыну Губайдулле и потомкам последнего [23, с.10], а Сырымбет достался детям его от младшей жены Айганым.

Уали хан, умело, лавируя с Российской и Цинской империями, смог надолго сохранить независимость казахов, противопоставляя имперским замыслам России «китайский фактор». Сообщая русской администрации о своих контактах с Китаем, и тем самым, повышая свой политический вес, Уали смог не только сдержать российскую политику, но и заставил Россию считаться с интересами казахов. В 1821 году, в преклонном возрасте умер и Уали хан. Похоронили его в ауле Сырымбет современной Кокшетауской области [24.c.15]. Его сыновья, Губайдулла и Чингис, были первыми старшими султанами Кокшетауского и Кушмурунского округов. Имя хана Уали прославил его внук, ученый-просветитель Чокан Валиханов.

Хан Уали не был такой выдающейся личностью, как хан Абылай или Кенесары, но, тем не менее, с его именем связана целая эпоха истории Казахстана. Он был последним избранным казахским ханом, которого признали и Россия, и Китай. Мы рады были узнать, что в августе 2006 г., в рамках программы «Культурное наследие», в г. Кокшетау Акмолинской области был создан общественный фонд «Хан тобе», разработан проект программы строительства историко-культурного комплекса «Уалихан Ордасы» близ с. Казахстан, где находится могила хана Уали [25,с. 158].

 

 

2.2  Последний  казахский хан Кенесары. Попытка возрождения Казахской государственности

С именем Кенесары связана целая эпоха в истории казахского народа. В 20-40 годы XIX века произошло одно из крупнейших восстаний под его руководством. Оно продолжалось в течение десяти лет, последовательно охватив все три казахских жуза, и вовлекло в борьбу широкие народные массы.

Кенесары родился в 1802 г. на Кокшетауской земле, в урочище Бурабай. Внук хана Абылая, сын султана Касыма, Кенесары родился в семье, почти столетие игравшей доминирующую роль в общественной жизни Среднего жуза. Активная политическая деятельность была традицией семьи: его деда, братьев и сестер.

Султан Кенесары – внук Абылая, сын султана Касыма от его старшей жены калмычки, родился в 1802 году в урочище Кокшетау. Большое влияние на Кенесары оказал его отец Касым, вся жизнь которого прошла в неустанной борьбе за продолжение дела Абылай-хана. Он первым из числа султанов решительно выступил против колонизаторских действий царизма. В одном из официальных документов отмечалось: «Во главе всех беспокойных стало семейство Касыма Абылайханова». Действительно, в антиколониальном движении казахского народа приняли участие дети Касыма. Рано, еще в юношеские годы включился в политическую борьбу сам султан Кенесары. Первое упоминание его участия в вооруженном восстании Саржана относится к 1825 г. [26, с.5]. (Возможно именно в эти годы Кенесары приходилось укрываться среди скал в Боровом, где имеется грот, названный его именем. Возле него благодарные потомки в наши дни поставили памятник.

Молодой султан стремится объединить казахский народ и восстановить государственность на своей земле. Семья Кенесары, по свидетельствам современников, отличалась своей спаянностью и дружбой, вытекавшей не только из родственных чувств, но, по большей части, из идейной общности. Ближайшими его сподвижниками стали братья – Наурызбай, Абулгазы и Муса, сестра Бопай, племянники – Ержан, Альжан, Иса, Кошкарбай. Единственный из родственников, кто отстранился от движения, был старший брат – султан Кучак. До открытого конфликта дело между ними не доходило, но и поддержки Кенесары Кучак не оказывал, относясь к царской власти лояльно. Толчком к освободительному движению Кенесары Касымова послужила ухудшающаяся социально-экономическая обстановка в северном регионе. Кенесары, кочевавший в это время в пределах Коканского ханства, возвращается в Кокшетау.

После смерти Абылай-хана в 1781 г. царское правительство делает все, чтобы ослабить, а затем ликвидировать ханскую власть. Заботясь об укреплении своего влияния в казахских степях, царское правительство стремилось образовать местное оседлое население. Начинается форсированное строительство военных укреплений, создается местное линейное казачье войско, и оно наделяется землей. Уже в 20-х годах казачье войско заняло лучшую горную часть Кокшетауской возвышенности и вплотную продвинулось к центральным районам Казахстана. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымовым ханского титула. Кенесары проводил политику своего деда Абылая, полагавшего, что только жестокость может сделать ханскую власть прочной. Свою власть он поддерживал путем жесткой дисциплины, порой граничащей с террором. На захваченных землях Кенесары утверждал династический режим. Самая впечатляющая черта жизни и деяний Кенесары Касымова - трагизм. Печать безысходности и обреченности соседствуют в его действиях с ярким мужеством, решительностью, умением прямо смотреть в глаза судьбе, бросить вызов времени. Кенесары стоял у истоков борьбы за возрождение независимой государственности Казахстана. Велики его заслуги в деле борьбы против имперской политики, за свободу казахского народа, за утверждение его чести и достоинства. Особо значимы духовные уроки его политического наследия в современных процессах развития самостоятельной государственности. Стремления и чаяния Кенесары, не имевшие реального воплощения в условиях тогдашней действительности, при всей их ограниченности носили общечеловеческий характер [27.с. 80]. Имя Кенесары обладало огромной вдохновляющей силой. Оно было запечатлено в памяти современников, а через них передовалось новому поколению казахов. Хан Кенесары - одна из самых загадочных и гигантских личностей истории Казахстана XIX столетия.

Информация о работе Кокшетау при приемниках хана Абылая