Коммунистическая доктрина в XIX веке.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Коммунизм (от лат. commu-nis — общий) — 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации1.

Содержание работы

Введение 4
Политическая концепция К. Маркса 7
Государство в коммунистической формации 14
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24

Файлы: 1 файл

Ekaterina_Zapad_Kommun_v_XI (1).doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  РФ

Уральский федеральный  Университет первого Президента России Б.Н. Ельцина

 

 

 

Контрольная работа

по  «Новой истории стран Европы и  Америки»

Коммунистическая  доктрина в XIX веке.

 

 

 

Выполнила: Шергина  Е. А.

Курс 2, заочное  отделение

ф-т исторический, документоведение и архивоведенье 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Содержание

Введение

 

Коммунизм (от лат. commu-nis — общий) — 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации1.

Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности  мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.

Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись  как в мифах о «золотом веке»  человечества, об утраченном рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе — как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII — нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856)2.

В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества – коммунизма, представлявшего, по их мнению, подлинную цель развития человечества. Учение, разработанное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом, представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских взглядов.

В основе марксистского  понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).

На основе изучения истории западноевропейских стран, различных этапов их развития, Маркс констатировал все большее углубление противоречий между общественным характером производства и частнособственническим присвоением его результатов, в связи с чем сформулировал три опоры своего учения: концепции материалистического понимания истории, прибавочной стоимости, диктатуры пролетариата. Выделив производственные отношения как основные, как определяющие комплекс общественных отношений, он утверждал, что в истории решающую роль играют народные массы, которые, решая основополагающие противоречия капитализма, неизбежно заменят его новым, коммунистическим строем.

В пролетариате   Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего классового миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, которые, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следуют за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением — призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества.

К. Маркс в своих рассуждениях исходил из того, что государство и право в развитии общества есть продукт материальных отношений, это было совершено новой позицией в сравнении с теориями естественного права и общественного договора тех времен. В чем же состояла принципиальная новизна идей Маркса? Как неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией зависимости человека, его практической и познавательной деятельности от природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа». В «Экономическо-философских рукописях 1844 года»3 он неоднократно возвращался к мысли об общественной (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли определило направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в «Тезисах о Фейербахе»4 (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше Маркс заключил, что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно человеческая. В капиталистическом обществе эта деятельность извращена, перевернута, искажена, в связи с чем отчуждаемый труд становится проклятием, утрачивающим человеческую сущность.

Основная идея социально - политических взглядов К. Маркса заключалась в том, что в результате внутреннего развития капитализма будут разрушены узкие рамки классовых и национальных отношений, создадутся условия для раскрепощения человека. Продвижение к освобождению человека осуществится через классовую борьбу и революцию, уничтожение одного класса другим, через установление власти рабочего класса, что приведет к исчезновению деление общества на социальные классы и возникновению однородного, социально справедливого общества. Проблема освобождения человека, формирование целостного, гармонического, всесторонне развитого человека - главная идея К. Маркса. Уже в своих ранних трудах он писал о необходимости установления принципиально нового общественного строя, который бы сделал центральной своей задачей, исходным моментом развитие самого человека.

Марксизм акцентировал внимание на революционных методах построения “светлого коммунистического будущего”, исходя из возможности познания законов развития окружающей действительности, что позволяло безошибочно определять пути преобразования общества. Созданная ими схема исторического прогресса была крайне односторонней и сводилась к обусловленности общественных перемен уровнем материального производства, исключая культурные, психологические, исторические и другие факторы. Но если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождались, как писал Маркс, в недрах предшествующей формации и на базе частной собственности, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) должен был создаваться на принципиально иной экономической основе – общественной собственности на средства производства. В качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигалась экспроприация частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политическая концепция К. Маркса

 

Уже в самом  начале творческой деятельности (вскоре после получения научной степени  доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов “бедной, политически и социально обездоленной массы”. Начиная еще с 1842 года, он изучает новое для Германии общественное движение — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической и коммунистической традициями Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и коммунистов. Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана летом 1844 года. рукописи Маркса этого периода были опубликованы только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.

Учение об отчуждении и обретения человеком собственной сущности, то есть об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения людей, явилось огромным шагом вперед на пути создания нового целостного мировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» были обрисованы в обобщенной, абстрактно философской форме. Получалось, что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных в философской картине «целостного человека», недоставало подлинной научной основы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы6. В труде "К критике гегелевской философии права. Вступление"Маркс обосновал идею, согласно которой для освобождения пролетариата необходимо уничтожить капиталистическую частную собственность и эксплуатацию, что возможно сделать только в результате революционной борьбы. В совместной книге "Святое семейство"К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали идею о том, что субъектом, творцом и руководителем революции должен был стать сам пролетариат.

Уже в начале своей деятельности К. Маркс занял радикальную позицию: вместо эволюции, которую проповедовали либералы, он предлагал революционную борьбу и замахнулся на священное право буржуазной собственности. Во втором совместном труде "Немецкая идеология"9 (полностью был опубликован в 30-х годах XX в.) был сделан решительный вывод, что каждый класс, который стремится к властвованию, "должен прежде всего завоевать себе политическую власть". В "Манифесте коммунистической партии"10 (1848) уже была выдвинута идея о необходимости создания пролетариатом собственной политической партии для завоевания власти. Здесь же были разработаны основные положения стратегии и тактики пролетарской партии, а именно, что она ведет борьбу за ежедневные потребности рабочих, объединяя ее с борьбой за конечную цель. В "Манифесте" была провозглашена основная идея пролетарского интернационализма, конкретизированная в лозунге "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!"

Обобщение опыта буржуазных революций 1848-1851 годов дало старт  второму этапу развития марксизма. Поскольку в этот период проблемы революции были особенно актуальными, К. Маркс выдвинул идею о возможности непосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической, о гегемонии пролетариата в революции ("Классовая борьба в Франции с 1848 по 1850 годы"), понятие диктатуры пролетариата ("Письма к Вейдемейеру"), о необходимости политического союза пролетариата с крестьянством, о сломе старой буржуазной государственной машины в случае победы революции и создании новой системы народного правления ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта"). 

В 1867 году был опубликован  первый том "Капитала", в котором К. Маркс обосновал тезис о неминуемости гибели капитализма, описал основные черты будущего коммунистического общества. Это общество должно было опираться на общественную собственность на средства производства, общественное равенство и социальную справедливость. Понятно, что при этом К. Маркс исходил из индустриальной модели развития общества. В 60-тые годы XIX в. с участием К. Маркса и Ф. Энгельса был создан I Интернационал, в первом же манифесте, которого декларировалось, что завоевание политической власти для пролетариата есть не только необходимость, но и историческая обязанность.

С Парижской Коммуны начался  третий этап формирования марксизма. Обобщив  опыт восставшей в 1870 году столицы Франции, К. Маркс увидел в Коммуне рождение нового типа демократии, пролетарской демократии, которая должна заменить буржуазную парламентскую демократию. Поражение Коммуны убедило К. Маркса в необходимости создания в каждом государстве национальной политической пролетарской партии со своими программами. Немного позже К. Маркс детально разработал отдельные положения идеи о диктатуре пролетариата, а также выдвинул идею о необходимости особенного переходного периода от капитализма к социализму и о двух фазах коммунистического общества - социализме и коммунизме ("Критика Готской программы").

Можно утверждать, что К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом сформулировал в общих чертах политическую концепцию коммунистического радикализма, которая состояла из следующих основных идей:

- во-первых, они исходили из доминирования классовой борьбы в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций, выдвигали на первый план классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории, особенно, классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней, по словам Ленина В.И., лежит центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса. Отсюда ее абсолютизация и упрощенный подход: или диктатура буржуазии, или диктатура пролетариата - кто этого не понимает, тот по словам Ленина В.И., "ничего не понял ни в экономическом, ни в политическом учении Маркса";

- во-вторых, марксистская идея классовой борьбы была тесно связана с идеей ведущей роли пролетариата в этой борьбе: он выполнял роль мессии - осуществлял революционный переворот в обществе, ликвидировал эксплуатацию человека человеком, окончательно уничтожал деление на классы. "В этом и состояла всемирно - историческая роль пролетариата - его историческое назначение";

- в-третьих, исходя из идеи классовой борьбы, К. Маркс свел суть любого государства к фактической диктатуре того или иного класса, чем отрицал свои "грехи молодых лет", когда считал, что сутью какого - либо государственного строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата - центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской Коммуны, он утверждал, что сутью диктатуры является единство законодательной, исполнительной и судебной власти;

- в-четвертых, основным условием реализации "исторической миссии" пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить, сломать старую государственную власть, а уже потом создать новое государство;

- в-пятых, К. Маркс и Ф. Энгельс оправдывали идею пролетарской диктатуры изъявлением воли большинства народа через принуждение незначительного меньшинства. Подчеркнув, что пролетариату для овладения политической властью также необходимы демократические формы, но для него демократия - только средство для достижения цели;

- в-шестых, основоположники марксизма пришли к выводу, что пролетариат, чтобы осуществить свою "историческую миссию", должен создать "особенную партию, которая осознала бы себя как классовая партия", потому что только с ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой, пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего “детства”. Такая партия может и должна достигнуть успеха, найдя себе союзников среди других слоев трудящихся;

Информация о работе Коммунистическая доктрина в XIX веке.