Концепции А. Смита об «экономическом человеке», «невидимой руке», разделении труда и капитале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:58, контрольная работа

Описание работы

С возникновением классической политической экономии экономика получила признание в качестве науки. Это значит, что экономическая мысль перестала довольствоваться знаниями на уровне здравого смысла, попыталась увидеть то, что недоступно обыденному взгляду. Одновременно формирование классической политэкономии было частью еще одного, более масштабного процесса. В XVIII в. речь шла не только о новой науке, но и о новой идеологии, переоценке самого места экономических ценностей в жизни общества. Купцы, фермеры, промышленники - социальные слои, взращенные рыночной экономикой, - уже вышли на авансцену истории, но в общественном сознании все еще оставались "третьим сословием", людьми сомнительного происхождения и малопочтенных профессий.

Содержание работы

Введение 3
1. Концепция «экономического человека» и «невидимой руки» 4
2. Теория стоимости и теория прибыли 8
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

контрольная история экономических учений адам смит.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра _ Истории экономики, политики и культуры_

 

Факультет__ФНО__  Специальность__Финансы и кредит_

                   (направление)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине __ «История экономических учений»__

 

Тема __«Концепции А. Смита об «экономическом человеке», «невидимой руке», разделении труда и капитале.»__

 

 

 

 

 

Студент_Колошматина Анна Владимировна__

(Ф.И.О.)

Курс_3__     № группы _ ФС-ФК304_

Личное дело № _09ФФД42070_

Преподаватель  Мурашова Екатерина Михайловна - зам. зав кафедрой по учебной работе - доц. ВЗФЭИ 

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

Москва – 2012

 

План работы

Введение 3

1. Концепция «экономического человека» и «невидимой руки» 4

2. Теория стоимости и теория прибыли 8

Заключение 15

Список используемой литературы 17

 

 

 

Введение

С возникновением классической политической экономии экономика получила признание  в качестве науки. Это значит, что  экономическая мысль перестала  довольствоваться знаниями на уровне здравого смысла, попыталась увидеть  то, что недоступно обыденному взгляду. Одновременно формирование классической политэкономии было частью еще одного, более масштабного процесса. В XVIII в. речь шла не только о новой науке, но и о новой идеологии, переоценке самого места экономических ценностей  в жизни общества. Купцы, фермеры, промышленники - социальные слои, взращенные рыночной экономикой, - уже вышли  на авансцену истории, но в общественном сознании все еще оставались "третьим  сословием", людьми сомнительного  происхождения и малопочтенных  профессий.

Особое место в истории экономической  мысли по праву принадлежит Адаму  Смиту (1723-1790). Именно его знаменитая книга "Исследование о природе  и причинах богатства народов", вышедшая в свет в 1776 г., принесла новой  науке широкое общественное признание. Шотландский профессор моральной  философии стал первым классиком  экономической науки. В фигуре А. Смита символически пересеклись  две линии в развитии экономической  мысли: как философ-моралист он вобрал в себя многовековую аристотелевскую  традицию этического осмысления хозяйственных  явлений; как экономист - удачно обобщил  идеи своих предшественников и современников  и стал основоположником новой традиции экономической теории, названной  впоследствии классической школой политической экономии. Всемирное признание Смита-ученого  было во многом обусловлено успехом  Смита-моралиста, чьи идеи примиряли  сознанием с реальностями жизни.

Основная цель данной работы - изучение экономических взглядов А. Смита. Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка используемой литературы.

 

  1. Концепция «экономического человека» и «невидимой руки»

С развитием рыночного хозяйства  внимание экономической науки к  человеку постоянно возрастало. Активная роль личности в экономической жизни  во многом определяется мотивами ее экономического поведения.

Центральное место в методологии  исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время он подчеркивает, что рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи вводит ставшие затем знаменитыми понятия «экономический человек» и «невидимая рука».

Идея «экономического человека» (в то время еще так не называемая) в конце XVIII в. просто носилась в европейском воздухе. Но все же нигде и ни у кого она не была сформулирована настолько отчетливо, как в знаменитом труде Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Вместе с тем Смит стал первым экономистом, положившим определенное представление о человеческой природе в основу целостной теоретической системы.

Понятие «экономического человека»  показано уже во второй главе его  книги, где особо впечатляет положение  о том, что разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену. Сущность экономического человека состоит в том, что не от благожелательства мясника или лавочника ожидается получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а говорим об их выгодах. Напомнив вначале читателю, что собаки друг с другом сознательно костью не меняются, А. Смит характеризует «экономического человека» словами: «Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их (своих ближних) эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения… Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».

Таким образом, «экономический человек», стремясь к собственной выгоде, действует  на пользу обществу.

Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого.

Другими словами, «невидимая рука»  независимо от воли и намерений индивида - «экономического человека» - направляет его и всех людей к наилучшим  результатам, выгоде и к более  высоким целям общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста  ставить личный интерес выше общественного. Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному» рыночному порядку.

Стало быть, рыночный механизм хозяйствования, а по Смиту - «очевидная и простая  система естественной свободы», благодаря  «невидимой руке» всегда будет автоматически  уравновешиваться. Государству же для  достижения правовых и институциональных  гарантий и обозначения границ своего невмешательства остаются «три весьма важные обязанности». К ним он относит: издержки на общественные работы (чтобы  «создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения», обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников  и других, кто служит интересам  «государя или государства»); издержки на обеспечение военной безопасности; издержки на отправление правосудия, включая сюда охрану прав собственности.

Смит резко выступает против меркантилизма, ограничивающего «естественную  свободу» человека - свободу продавать  и покупать, нанимать и наниматься…  «Невидимая рука» - это стихийное  действие объективных экономических  законов. Эти законы действуют помимо воли людей. Введя в такой форме  в науку понятие об экономическом  законе, Смит сделал важный шаг вперед. Этим он, по существу, поставил политическую экономию на научную основу. Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных  законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У  Смита и у последующих поколений  политико-экономов, это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, то есть политики laissez faire (или, как выражается Смит, естественной свободы), с другой - это теоретическая конструкция, «модель» для изучения экономической действительности.

Примечательна также следующая  мысль. Рыночная экономика, не управляемая  коллективной волей, не подчиненная  единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может выбирать только количество товара по этим ценам, исходя из своей наибольшей выгоды. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется, а сами цены подчиняются совокупности индивидуальных реакций. Таким образом, «невидимая рука» рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.

Итак, «в каждом цивилизованном обществе»  действуют всесильные и неотвратимые экономические законы, - в этом лейтмотив  исследований А. Смита.

 

2. Теория стоимости  и теория прибыли

К числу бесспорных заслуг Смита, признанных как поклонниками его воззрений, так и противниками, относится  разработка важнейших категорий  трудовой теории стоимости, в том  числе таких понятий, как стоимость, цена, заработная плата, дифференциальная рента, производительность труда и  т.д. Адам Смит первым предпринял попытку  поиска законов производства в сфере  товарного обмена, движения цен, денежного  обращения.

Теория стоимости

Самый сложный раздел его знаменитой книги. Смит положил в основу своих взглядов теорию трудовой стоимости: определение стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенным в них количествам труда.

Ученый безоговорочно поддержал  новый промышленный строй, благотворность развития обмена и крупного производства для всех слоев общества казалась ему очевидной. Новые формы хозяйства  выше в техническом отношении, они  увеличивают народное богатство, и  Смит без колебаний встает на их сторону. Распадение общества на три  основных класса: рабочих, капиталистов, землевладельцев - ученый считал естественным, хотя и признавал, что на более  низких ступенях развития общество не делится на классы, а продукт труда  принадлежит производителю, владеющему землей и орудиями производства. Упомянутые классы различаются как по своим  доходам, так и по отношению их интересов к интересам всего  общества.

Смит определил и разграничил  потребительную и меновую стоимости  товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда  как создателя и конечного  мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновой стоимости  товара, в его количественном соотношении  с другими товарами, а при достаточно развитом товарном производстве - в  деньгах.

Смит не исследовал труд как субстанцию стоимости, не различал процессы труда  как процессы создания и перенесения  стоимости, поскольку все его  внимание было устремлено на меновую  стоимость, на количественную меру стоимости, на то, как она проявляется в  обменных соотношениях и, в конечном счете - в ценах. Смит понимал, что  величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы при данном состоянии общества. Он отмечал также, что квалифицированный  и сложный труд создает в единицу  времени больше стоимости, чем неквалифицированный  и простой, и может быть сведен к нему посредством каких-то коэффициентов.

Плодотворной была концепция Смита  о естественной и рыночной цене товаров. Под естественной ценой он понимал  денежное выражение меновой стоимости  и считал, что в длительной тенденции  фактические рыночные цены стремятся  к ней как к некоему центру колебаний. Она «как бы представляет собой центральную цену, к которой  постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно  более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению  с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого  устойчивого центра, они постоянно  тяготеют к нему». При уравновешивании  спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными.

Смит положил также начало анализу  факторов, способных вызывать длительные отклонения цен от стоимости; важнейшим  из них он считал монополию. Это, в  частности, открывало возможности  исследования спроса и предложения  как факторов ценообразования, а  также роль разного рода монополий  в этой области. Помимо основного  определения стоимости заключенным  в товаре количеством труда Смит ввел второе понятие, где стоимость  определяется количеством труда, которое  можно купить за данный товар. В условиях простого товарного производства, когда  не было наемного труда и производители товаров работали на принадлежащих им средствах производства, это одно и то же. Ткач, например, обменивал кусок сделанного им сукна на сапоги. Можно сказать, что кусок сукна стоит пары сапог или что он стоит труда сапожника за то время, пока он изготовлял сапоги. Но, по существу, это вовсе не одно и то же, что становится ясно для условий капиталистического производства. Если сапожник работает по найму у капиталиста, то стоимость произведенных им сапог и «стоимость его труда», то есть то, что он получает за свой труд - совершенно разные вещи. Кусок сукна по-прежнему стоит пары сапог, но он стоит больше, чем труд сапожника, так как в стоимости сапог теперь заключена прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом.

Информация о работе Концепции А. Смита об «экономическом человеке», «невидимой руке», разделении труда и капитале