Конференции по устройству антигитлеровской коалиции и решению её проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Решить эту задачу было совсем нелегко, учитывая серьезные противоречия между СССР и капиталистическими странами, а также противодействие сотрудничеству этих стран с социалистическим государством со стороны наиболее реакционной части правящей верхушки Англии и США, а также влиятельных буржуазных кругов, находившихся в плену самого оголтелого антикоммунизма и желавших либо поражения СССР в войне с Германией, либо, самое меньшее, ослабления их обоих, чтобы потом продиктовать им условия мира.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Антигитлеровская коалиция: достижения и проблемы союзнического партнерства 3
1.1Образование и принципы деятельности Антигитлеровской коалиции 3
1.2 военно-политическая объединение государств и народов 4
Глава 2. Значение СССР в создание антигитлеровской коалиции 6
2.1 СССР и послевоенный международный порядок 6
2.2 Кризис и распад блока агрессоров 8
Глава 3 Конференции по устройству антигитлеровской коалиции и решению её проблем 11
3.1 Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании 11
3.2 Конференция "Большой тройки" в Тегеране 13
3.3 Конференция в Ялте 16
Заключение 20
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из главных задач внешней политики СССР было создание антигитлеровской коалиции. ЦК партии и Советское правительство постоянно держали эту проблему в центре внимания, ибо от ее своевременного решения зависело обеспечение для нашей страны наиболее благоприятных международных условий - важнейшего фактора достижения победы в войне.

Рождение антигитлеровской коалиции не было единовременным актом. Процесс ее складывания продолжался практически целый год и состоял из многих договоров, соглашений, разного рода внешнеполитических акций, как правило, двустороннего или многостороннего характера. Ее состав непрерывно пополнялся за счет присоединения к ней все новых и новых стран. К концу войны их число превысило 50.

Решить эту задачу было совсем нелегко, учитывая серьезные противоречия между СССР и капиталистическими странами, а также противодействие сотрудничеству этих стран с социалистическим государством со стороны наиболее реакционной части правящей верхушки Англии и США, а также влиятельных буржуазных кругов, находившихся в плену самого оголтелого антикоммунизма и желавших либо поражения СССР в войне с Германией, либо, самое меньшее, ослабления их обоих, чтобы потом продиктовать им условия мира.

Исходя из вышесказанного актуальность моей работы приобретает большое значение, так как данный вопрос о создание антигитлеровской коалиции до сих пор остаётся дискуссионным.

Целью данной работы – является раскрытия предпосылок создания антигитлеровской коалиции, её основные этапы и цели.

 

Глава 1. Антигитлеровская коалиция: достижения и проблемы союзнического партнерства

1.1Образование и принципы деятельности Антигитлеровской коалиции

Пожар мировой войны только начинал разгораться в его глобальном масштабе, когда лидеры антигитлеровской коалиции стали задумываться о вариантах послевоенного урегулирования. Атлантическая хартия с этой точки зрения представляла собой документ, в котором Ф.Д. Рузвельт и У. Черчилль объявляли о плане нового мира, перестроенного на принципах:

  • отказа от захвата чужих территорий;
  • права народов самим избирать форму правления;
  • обеспечения доступа на равных основаниях к мировым рынкам товаров и сырья;
  • неприменения силы в международных отношениях;
  • разоружения государств-агрессоров;
  • установления мира, гарантирующего безопасность всех народов. 1

В целом провозглашенные западными лидерами демократические цели войны, хотя и выявили в процессе их выработки серьезные расхождения в их трактовке, тем не менее, получили широкое международное признание. В поддержку Атлантической хартии в общих чертах высказались в сентябре 1941 г. на межсоюзнической конференции в Лондоне представители СССР, эмигрантских правительств Бельгии, Нидерландов и других оккупированных европейских стран. Они согласились в качестве краеугольного камня нового международного порядка считать разделение всех стран мира на "агрессоров", которые должны были быть принудительно разоружены на бессрочной основе (Германия, Италия, Япония) и "миролюбивые государства", которым планировалось позволить сохранить вооруженные силы, но в значительно сокращенных размерах. Летом-осенью 1941 года политическая консолидация антифашистских сил нашла свое выражение также в установлении Советским Союзом дипломатических отношений с эмигрантскими правительствами Польши, Чехословакии, Югославии, Норвегии и с правительствами ряда нейтральных стран. 2

В продолжительном радиообращении к американскому народу 27 мая 1941 г. президент США Ф. Рузвельт перевел геополитические цели участия его страны в мировой войне в морально-ценностные категории. "Мы не примем мир, - утверждал он, - где бы господствовал Гитлер. И мы не примем мир, подобный послевоенному миру 20-х годов, где бы можно было вновь посеять и взрастить семена гитлеризма. Мы примем только такой мир, который будет предан свободе слова и самовыражения, свободе каждого почитать Бога собственным путем, свободе от нужды и свободе от страха". Эта концепция "четырех свобод" стала впоследствии идеологическим образом мира в духе идеализма В. Вильсона, прикрывавшего американский экспансионизм в реализации собственных геополитических интересов.

 

 

1.2 военно-политическая  объединение государств и народов

К концу войны в коалицию входили более 50 государств. Ведущую роль в ней играли ее организаторы - Великобритания, США и СССР, которые внесли решающий вклад в разгром фашистской Германии и милитаристской Японии. Потребности коллективного отпора агрессорам в реальных условиях драматически разворачивавшейся глобальной схватки с фашизмом превратили Антигитлеровскую коалицию в закономерное, продиктованное самой жизнью явление. Этапы становления этой коалиции самым непосредственным образом были связаны с нападением гитлеровской Германии на Советский Союз:

- 22.06.1941 г. У. Черчилль  в выступлении по радио заявил: "В истории страны не было  более последовательного противника  большевизма, чем я, но сейчас  Гитлер хочет уничтожить великую  русскую державу и надеется, в  случае успеха, отозвать с Востока  главные силы своей армии и  авиации и бросить их на  наш остров. Его вторжение в  Россию - лишь прелюдия к вторжению  на Британские острова. Поэтому  опасность, угрожающая России, - это  опасность, грозящая и нам, и Соединенным  Штатам... Вот почему Великобритания  окажет России и русскому народу  всю помощь, какую только сможет" . Уже 12.07.1941 г. в Москве было подписано "Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии", заложившее начало документального закрепления формировавшейся коалиции;

- позиция  США в связи с нападением  Германии на СССР была озвучена  в заявлении государственного  департамента, которое 23 июня зачитал  на пресс-конференции С. Уэллес. В качестве основного в этом документе ставился вопрос, будет ли сорван гитлеровский план завоевания мира.. 24.06.1941 г. о поддержке СССР в войне против Германии высказался и президент США Ф. Рузвельт. В июле 1941 года Советский Союз посетил Г. Гопкинс, личный друг и советник Рузвельта. Этот визит способствовал тому, что 2 августа состоялся обмен нотами между правительствами СССР и США о продлении на год действия американо-советского торгового соглашения и об экономическом содействии со стороны США Советскому Союзу в борьбе против фашистской агрессии ;

- правительство  СССР в трагически складывавшихся  обстоятельствах начала войны  с германским агрессором высказалось  за сближение с западными демократиями. В обращении к советскому народу 3 июля 1941 года И.В. Сталин провозгласил  одной из целей войны создание  единого фронта народов для  противодействия Гитлеру. "Историческое  выступление" британского премьер-министра и декларация правительства США советским руководителем были названы документами, "которые могут вызвать лишь чувства благодарности в сердцах народов Советского Союза" ;

- 18 июля 1941 года  СССР предложил правительствам  Чехословакии и Польши, находившимся  в изгнании в Лондоне, заключить  соглашения о борьбе с общим  врагом, что и было реализовано 18.07 и 20.07. В первом из двух договоров  СССР признавал Чехословацкую  республику в ее домюнхенском статусе, чего не сделали до этого Великобритания и США .: Во втором документе Советское правительство признавало утратившими силу советско-германские договоры о территориальных переменах, касавшихся довоенной Польши ;

- в августе 1941 г., заключив Атлантическую хартию  с Великобританией, США фактически  перешли черту, отделявшую их  от участия в мировой войне. На Московской конференции (29 сентября - 1 октября 1941 г.) СССР, США и Великобритания  договорились о военных поставках  Советскому Союзу (на период с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г.). Англо-американские  союзники обязывались ежемесячно  поставлять СССР 400 самолетов, 500 танков, 152 зенитных и 750 противотанковых  орудий, 200 противотанковых ружей, другие  виды вооружения, военной техники  и т.д.

 

 

Глава 2. Значение СССР в создание антигитлеровской коалиции

2.1 СССР и послевоенный международный порядок

Сталин выступил инициатором обсуждения будущего устройства мира в декабре 1941 г., когда Москву посетил министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден. Известно, что уже 26 декабря 1941 г. С. Лозовский написал Сталину записку о необходимости создать комиссию "по послевоенным проектам госудаственного устройства стран Европы", имея в виду, что "мы будем иметь против себя не только блок Соединенных Штатов и Великобритании, но и другие капиталистические страны, которые вместе будут, прежде всего, заботиться об удержании Советского Союза во что бы то ни стало в старых границах до 1939 года". 3

Сталин повторил попытку инициировать начало переговоров о послевоенном переустройстве мира в мае 1942 г., направив с этой целью в Лондон и Вашингтон министра иностранных дел СССР В.М. Молотова. Но Рузвельт категорически отказался обсуждать задачи мирного времени уже на этом этапе, к нему, явно вынужденно, присоединился Черчилль. Но это вовсе не означало, что в Вашингтоне и Лондоне не работали над планами умиротворения Европы и создания нового баланса сил в мире. В частности, в меморандуме Идена от 28 января 1942 года английский министр иностранных дел, касаясь, в частности, советских территориальных претензий, с которыми должны были встретиться англо-американский союзники, признавал их как "весьма умеренные". 4

Более того, он считал правомерным со стороны Советского Союза претендовать на большее - "контроль над Дарданеллами.., доступ к Персидскому заливу и Атлантическому океану с предоставлением русским норвежской и финской территории". В этом документе признается и легитимность требований СССР о признании его западных границ на 1941 год. "Он требует, -пишет Иден, имея в виду Советский Союз, - только того, что уже являлось русской территорией", так как "прибалтийские государства сами голосовали за присоединение к СССР", а "финские и румынские территории были предоставлены Советскому Союзу по договорам, законно заключенным с Финляндией и Румынией". Но по мере того, как страх Лондона перед гитлеровской Германией проходил в связи с победами Красной Армии на восточном фронте проекты послевоенного сотрудничества с СССР сменяются задачами подрыва позиций Советского Союза как главного геополитического соперника. Н.А.Нарочницкая резюмирует в этой связи: "Разрабатываемые в недрах внешнеполитических ведомств США и Британии проекты послевоенной конфигурации мира существенно менялись в 1942-1944 годах, поскольку менялась оценка потенциальной сферы влияния СССР. В британских проектах, судя по документам разведки, к 1945 году уже вырастает план холодной войны вне зависимости от потенциального поведения СССР в отношении Западной Европы".

 

2.2 Кризис и распад блока агрессоров

Стойкость советского народа и героическая борьба его вооруженных сил заставила европейских союзников Германии уже с начала 1942 года искать запасные варианты самосохранения:

- в Румынии с ведома  диктатора И. Антонеску начала действовать группа англофилов во главе с министром иностранных дел М. Антонеску. По его поручению известный румынский дипломат Г. Гафенку работал в Швейцарии, пытаясь "добиться от англичан понимания ситуации, в которой находится Румыния";

- венгерский диктатор  Хорти 9 марта 1942 года отказывается  от услуг преданного гитлеровцам  премьер-министра Л. Бартоши и на его место назначает М. Каллаи, который не скрывал, что ставка только на "немецкую карту" во внешней политике страны является недальновидной;

- германское посольство  в Риме в июле 1942 г. сообщало  в Берлин, что в настроениях  правящей верхушки страны растет  убеждение в том, что Италия  должна искать пути к "достижению  компромиссного мира". Дело дошло  до того, что 5 ноября 1942 года германскому  послу Г. Макензену о необходимости заключить мир с СССР заявил уже сам Б. Муссолини ;

- в Финляндии даже преданные  сторонники Германии в 1942 году  начали приходить к мысли, что  Финляндия должна искать "защиту  не только у Германии, но и  у США и Англии".

19 ноября 1942 г. началось мощное контрнаступление  Красной Армии под Сталинградом. Оно завершилось разгромом 4-й  и 6-й немецких, а также 3-ей и 4-ой  румынских и 8-ой итальянской армий. В январе 1943 г. под ударами советских  войск развалилась и венгерская 2-я армия. Между высшими государственными  и военными инстанциями "третьего  рейха" и его союзниками начались  серьезные распри в связи с  поиском виновников тяжелейшего  поражения. Румыния и Венгрия  значительно активизировали поиски  путей заключения сепаратного  мира с Великобританией и США . Отказываясь, однако, от ведения переговоров об урегулировании отношений с Советским Союзом, они обрекали свои усилия по поиску мира на неуспех. В Финляндии маршал Г. Маннергейм провел 3 февраля 1943 г. с президентом К. Рюти и некоторыми членами правительства совещание, которое приняло решение о необходимости вывода страны из войны. 5

Тяжкие поражения на Восточном фронте и высадка англо-американских союзников в Южной Италии положили начало развалу блока агрессоров во главе с Германией. Первой из него вышла Италия. 25 июля 1943 г. от власти был отстранен итальянский дуче Б. Муссолини, после чего 3 сентября правительство П. Бадольо подписало с США и Великобританией так называемые "Краткие условия перемирия". Но когда 13 мая 1944 г. правительства СССР, США и Великобритании совместно обратились к Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии с предложением выйти из войны на стороне Германии, они его отвергли. Более того, пытаясь как-то отсрочить неминуемое поражение, они увеличили численность своих войск на советско-германском фронте. Если к концу 1943 г. здесь действовала одна (10 дивизий), то летом 1944 г. - две румынские армии (22 дивизии и 5 бригад). Весной 1944 г. Венгрия выставила на Восточный фронт одну армию (12 дивизий и 2 бригады) и в августе-сентябре - еще две армии (19 дивизий и 2 бригады). Финляндия на северном крыле фронта постоянно держала не менее 19 дивизий.

В создавшейся ситуации заставить этих союзников Германии отказаться от продолжения войны смогли только открытие Великобританией и США второго фронта в Нормандии и новые сокрушительные удары Красной Армии:

- 10 июля 1944 г. советские войска  начали наступление на Карельском  перешейке, которое завершилось  освобождением почти всей Карелии. Финское правительство вступило  в переговоры и 19 сентября в  Москве подписало соглашения  о перемирии с СССР, Великобританией  и США;

- окружение и разгром  крупной группировки немецких  и румынских войск в районе  Ясс и Кишинева в августе 1944 г. привело к краху диктаторского  режима И. Антонеску в Румынии. Ситуацию в Румынии изменили действия королевского двора и народное восстание в Бухаресте 23 августа 1944 года. Фашистское правительство было свергнуто, Румыния обратилась к союзникам с просьбой о заключении перемирия, что и было осуществлено 12 сентября 1944 года;

Информация о работе Конференции по устройству антигитлеровской коалиции и решению её проблем