Конституции СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:51, реферат

Описание работы

Конституция (от лат. – constitutie – установление) – основной закон или совокупность наиболее важных законов государства.
История конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д. Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 39.86 Кб (Скачать файл)

2 февраля  состоялось заседание коммунистической  фракции съезда совместно с беспартийными делегатами, на котором были заслушаны доклады об итогах 13-й конференции РКП (б) (16-18 января 1924) и международное положение. 2 февраля М. М. Литвинов сообщил съезду о признании де-юре СССР со стороны Великобритании.

 

Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении  республик в Союз ССР. За каждой союзной  республикой оставлялось право  свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик  в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками.

Вне этих пределов каждая союзная  республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных  республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала  для граждан союзных республик  единое союзное гражданство. (1, стр 26)

Верховным органом власти СССР являлся  съезд Советов СССР. Он избирался  от городских Советов из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей и  от губернских или республиканских  съездов Советов из расчета 1 депутат  на 125 тыс. жителей. В период между  съездами высшим органом власти являлся  ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом  Советов СССР из представителей союзных  республик, пропорционально населению  каждой, в количестве 414 человек. Они  представляли все союзные и автономные республики, автономные области и  губернии. Совет Национальностей  образовывался из представителей союзных  и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом  Советов СССР. Конституция не устанавливала  количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работы избирали президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения как Союзным Советом, так и Советом Национальностей.

ЦИК СССР не являлся постоянно действующим  органом, а созывался на сессии три  раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР, высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании  Союзного Совета и Совета Национальностей  в количестве 21 человека. Происходило  раздельное голосование палат при  выборе Президиума. ЦИК СССР избирал  из состава своего Президиума четырех  председателей по числу союзных  республик, что также подчеркивало их равноправие.

ЦИК СССР образовывал Советское  правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК  СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной  и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР: пять общесоюзных (по иностранным  делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции).(3, стр 81) Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялись исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

В последние годы в литературе высказывалось  мнение, что СССР не был федерацией или что он утратил характер федеративного  государства с установлением "личной диктатуры Сталина". Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было достаточно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные противоречия эффективно разрешались, а подрывные действия маргинальных националистических групп подавлялись. Это происходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.

Особое значение имело повышение  статуса органов госбезопасности. Если в РСФСР ГПУ было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно  приобретает конституционный статус объединенного наркомата - ОГПУ СССР, имеющее подчиненные ему наркоматы  в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с совещательным голосом).

Наркоматы СССР возглавлялись народными  комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой  назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать  решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены  в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара  в СНК СССР, не приостанавливая  его исполнения.

В связи с образованием СССР была принята новая Конституция РСФСР  1925 г. В ст. 1 отмечалось, что она исходит из основных положений "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. Проект был разработан в НКЮ, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила правовой статус автономных республик и областей РСФСР. Из проекта была исключена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и введена статья "Об основах экономического строя РСФСР". Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.

 

 

                   Глава 2.    Структура и содержание конституции.

 

Конституция состояла из двух разделов — Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР содержала изложение сугубо политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что в то время как "в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов". Все это объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность создания и расширения Союза ССР.

Договор состоял из 11 глав.

 В  первой определялись предметы  ведения верховных органов власти  СССР.

Вторая определяла суверенные права  союзных республик. Отмечалось, что  суверенитет республик ограничен  лишь в пределах, указанных в главе  первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами  жизни и деятельности). К числу  прав республик относилось право  на выход из Союза и невозможность  без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось  единое гражданство Союза ССР.

Третья глава раскрывала порядок  формирования и властные функции  съезда Советов СССР. Фактически они  оставались теми же, что и в Конституции  1918 г.

Глава четвертая определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат —  Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом  из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей  образовывался из представителей союзных  и автономных республик (по 5 человек  от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании  ЦИК и СНК (путем раздельного  голосования). ЦИК избрал четырех  председателей по числу союзных  республик.

Пятая глава определяла полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и  распорядительным органом власти" СССР. Он имел право отменять или  приостанавливать решения правительства  и всех других органов власти в  стране, издавать любые собственные  решения и указания.

Глава шестая определяла состав и  полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК  могли лишь опротестовываться через  Президиум ЦИК, но не приостанавливаться.

Седьмая глава рассматривала полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным  судам союзных республик руководящих  разъяснений", но и рассмотрение и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками.

Глава восьмая рассматривала состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.

Девятая глава была посвящена работе Объединенного государственного политического  управления (ОГПУ), созданного "в  целях объединения революционных, усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической  контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК. Надзор за его действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда.

Глава десятая раскрывала структуру  органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических  прав. Почти все они должны были, "подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществлять в своей деятельности директивы  соответствующих народных комиссариатов" и советских органов СССР.

Одиннадцатая  глава утверждала герб, флаг и столицу  СССР.

                                            Заключение

Первая союзная Конституция, принятая в 1924 г., в отличие от Конституции  РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения (хотя в ряде случаев  в ней речь шла и о конкретных полномочиях) высших органов власти Союза ССР (ст. 1) и определила, что  суверенитет союзных республик  ограничен лишь в пределах, указанных  в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции  Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно (ст.3). В Конституции СССР 1924 г. отсутствовал термин «совместное ведение», но исходя из содержания ст. 1 такие вопросы в ней содержались. Например, к ведению Союза ССР относилось установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами на всей территории Союза ССР. Это означало, что детальное регулирование соответствующих вопросов относилось к компетенции союзных республик.

По своему содержанию Конституция  СССР 1924 г. весьма своеобразна и непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Конституция 1924 года становясь открыто классовой, существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Конституция 1924 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918г.

                      

                    

                           Список использованной литературы.

1. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Принят I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г.

2. Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.

3. Постановление 2-го Съезда Советов ССР от 31 января 1924 г.  
"Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик"

4. Конституция (Основной закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.

5. Конституция (Основной закон) РСФСР. 11 мая 1925 г.

6. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие - "Зерцало-М", 2004 г.

7. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - "Сашко", 2000 г.

8. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., Юристъ, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

1 Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие - "Зерцало-М", 2004 г.

Клеандрова В.М., Малукаев Р.С. История государства и права России. Учебник. М., Издательство Проспект, 2003.

3 Постановление 2-го Съезда Советов ССР от 31 января 1924 г. "Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик" (прекратило действие)

http://www.garant.ru

 


Информация о работе Конституции СССР