Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа
Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Конституция - это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина.
Введение……………………………...............................................................
1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции РФ……………………..
2. Система правовой охраны Конституции РФ……………………………... ..
3. Формы правовой охраны Конституции РФ…………………………….….
3.1. Конституционный контроль и конституционный надзор в России….….
3.2. Особая процедура принятия и изменения Конституции РФ, как гарантия
ее охраны……………………………………………………………………
3.3. Конституционная ответственность………………………………………...
4. Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе……
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………...
Содержание
Введение……………………………..........
1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции
РФ……………………..
2. Система правовой охраны Конституции
РФ……………………………... ..
3. Формы правовой охраны Конституции РФ…………………………….….
3.1. Конституционный контроль и конституционный
надзор в России….….
3.2. Особая процедура принятия и изменения
Конституции РФ, как гарантия
ее охраны………………………………………………………………
3.3. Конституционная ответственность………………………………………
4. Вопросы правовой охраны Конституции
РФ на современном этапе……
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………...
Введение
Конституция важна и необходима для современного
государства, прежде всего потому, что
в ней закрепляются его исходные принципы
и назначение, функции и основы организации,
формы и методы деятельности. Конституция
устанавливает пределы и характер государственного
регулирования во всех основных сферах
общественного развития, взаимоотношения
государства с человеком и гражданином.
Самое главное – конституция придает
высшую юридическую силу фундаментальным
правам и свободам человека, защищает
его честь и достоинство.
Конституция - это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина.
Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» - установление, построение.
Конституционное
право - одна из отраслей системы права
Российской Федерации. Как и любая
отрасль права, конституционное
право представляет собой совокупность
правовых норм, т.е. общеобязательных правил
поведения людей, правил, соблюдение
которых в необходимых случаях
обеспечивается применением государственного
принуждения в различных
Конституция
РФ по своей правовой природе является
фундаментом правовой системы России.
Эффективная правовая охрана Конституции
- основа незыблемости общественного
и государственного строя. Поэтому
важнейшей задачей
Под правовой охраной конституции следует понимать совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности. Для осуществления указанной задачи в России существует система охраны Конституции, т.е. действий, применяемых органами государственной власти при осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ.
Данная тема достаточно хорошо изучена
в отечественной юридической
литературе. Ей были посвящены труды Карповича
В.Д., Апияна Н.А., Бабаева В.К., Лучина В.О.,
Бобровой Н.А., Водолагина С., Воеводина
Л.Д., Григоряна Л.А., Ескина Л.Б., Козлова
Е.И., Кутафина О.Е., Корешкова И.Н., Мартышкина
О.В., Кузнецова А.В., Масленникова В.А.,
Пучкова М.В., Толкачева К.Б., Хрусталева
Б.Ф., Хрыкина А.П., Эбзеева Б.С., Топорнина
Б.Н., Кудрявцева В.Ю., Четвернина В.А., Чиркина
В.Е., Баглая М.В., Бережнова А.Г., Гулиева
В.Е., Жеругова Р.Т., Кабашева В.П., Златопольского
Д.Л.Мюллерсона Р.А., Зиновьева А.В., Исаева
В.А.Чистякова О.И., Краснова Ю.К., Окунькова
Л.А. и других авторов. Однако в литературе
нет единого мнения относительно способов
правовой охраны Конституции, ее субъектов
и практической реализации.
Не обошли стороной данный вопрос и российские
законодатели. Российское законодательство
по вопросам правовой охраны Конституции
РФ достаточно проработано, однако трудности
возникают в правоприменительной практике.
Цель курсовой
работы - рассмотреть особенности и
сущность правовой охраны Конституции.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
ряд задач:
1. Дать общее понятие и определить задачи
правовой охраны Конституции РФ.
2. Изучить формы правовой охраны Конституции
РФ.
3. Изучить вопросы правовой охраны Конституции
РФ на современном этапе.
Объект исследования курсовой работы
– общественные отношения, возникающие
по поводу правовой охраны Конституции
РФ.
Предмет исследования курсовой работы
- правовые инструменты охраны Конституции
РФ.
В работе проведен анализ способов и значения
правовой охраны Конституции РФ. Работа
является итогом обобщения теоретической
базы и нормативного материала по вопросам
правовой охраны Конституции РФ.
1. Понятие и задачи
правовой охраны Конституции РФ
Конституция РФ по своей правовой природе
является фундаментом правовой системы
России. Эффективная правовая охрана Конституции
является основой незыблемости общественного
и государственного строя. Поэтому важнейшими
задачами государственной власти в России
является обеспечение верховенства Конституции,
ее четкое и неукоснительное соблюдение, контролировать
соответствие издаваемых актов конституционным
принципам и нормам и баланс взаимодействия
нормативных правовых актов Центра и субъектов
Федерации. Для осуществления указанных
задач в Российской Федерации существует
система охраны Конституции.
Конституция РФ закрепляет исходные принципы
конституционного регулирования основополагающих
сфер жизни и деятельности современной
России: определяет сущность Российского
государства, правовое положение личности,
принципы экономических отношений, пользования
землей и другими народными ресурсами,
основы политической системы общества,
взаимоотношений государства и религиозных
объединений.
Важность регулируемых конституцией общественных
отношений, необходимость обеспечения
ее верховенства в системе правовых актов,
соответствие иных актов и иных норм нормам
конституции требует и ее особой правовой
охраны. Такая охрана направлена на достижение
прежде всего незыблемости общественного
и государственного строя, стабильности
правового статуса личности, на неуклонное
выполнение норм всеми субъектами права. 1
Охрана конституции в широком смысле этого
понятия предполагает создание необходимых
условий, развитие соответствующих гарантий,
совершенствование государственно-правовых
средств и методов обеспечения действия
конституционных норм. Исходя из этого,
одной из наиболее действенных гарантий
в реализации норм конституции считается
конституционный контроль. Довольно часто
под ним понимается деятельность государственных
органов и должностных лиц, направленная
в целом на применение нормативно-правовых
актов, в процессе которой происходит
выяснение их соответствия конституции.
Однако для большинства из этих органов
правовая защита конституции не является
основной задачей, а составляет лишь часть
их функций. Поэтому более точное значение
имеет трактовка конституционного контроля
как деятельность несудебных органов,
судов общей или судов специальной юрисдикции,
главной задачей которой является именно
проверка конституционности правовых
актов.
Центральное место в правовой
охране основного закона объективно
отведено институту конституционного
контроля. Это наиболее мощное, эффективное
средство. В науке остается спорным
вопрос о том, к какому виду власти
относится конституционный
Таким образом, можно сказать, что
правовая охрана конституции - это комплекс
специальных юридических мер, призванных
обеспечить надлежащую реализацию конституционных
норм, утвердить (или восстановить в случае
нарушения) режим конституционной законности.
2 Система правовой
охраны Конституции РФ.
Наиболее точную характеристику правовой
охраны Конституции Российской Федерации
можно получить, рассматривая ее как составную
часть, уровень более широкой системы
- правоохранительной системы Российской
Федерации. Основанием для выделения правовой
охраны Конституции РФ в правоохранительной
системе страны является особый объект
охраны - Конституция Российской Федерации 1993
г. как нормативный правовой акт, обладающий
особыми юридическими свойствами - верховенством
и высшей юридической силой. Верховенство
Конституции Российской Федерации определяет
ее статус в различных важнейших подсистемах
общества, в отношении их основных структурных
элементов, в особенности политической
системы государственного управления.
Высшая юридическая сила Конституции
РФ характеризует место данного правового
акта в системе источников российского
права, а также иных социально-нормативных
регуляторов. Юридические свойства Конституции
Российской Федерации находят свое яркое
выражение в том, что именно в ней устанавливаются
важнейшие, общеобязательные основы функционирования
экономической, социальной, политической,
духовной сфер общественной жизни. Спецификой
данной системы правовой охраны Конституции
Российской Федерации также является
ее закрепление в конституционных нормах,
т.е. самом объекте правоохраны, что свидетельствует
об особой правовой охране Конституции
с целью обеспечения конституционности
государства в целом, а также отдельных
его институтов.
Правовая охрана Конституции РФ способствует
не только обеспечению реализации конституционных
норм, но и сохранению безопасности государства,
его независимости и государственной
целостности, поскольку конституционное
государство может существовать только
в рамках конституционно упорядоченного
политического процесса.3 Конституционная законность
(конституционность), с одной стороны,
есть неотъемлемое условие действенного
функционирования конституционализма,
а с другой - представляет собой правовой
режим жизнедеятельности общества и государства,
гарантированный механизмом правовой
охраны Конституции, при котором общественные
отношения, акты и действия субъектов
права должны соответствовать конституционным
требованиям. Решению этих задач должна
служить система специальных конституционно-правовых
институтов, обеспечивающих стабильность
и реальность Конституции как Основного
закона государства.
Рассматривая правовую охрану Конституции
Российской Федерации как часть правоохранительной
системы, можно выделить ее составные
элементы:
а) конституционные нормы, обеспечивающие
стабильность и реальность Конституции
Российской Федерации как Основного закона
государства;
б) принципы правовой системы Российской
Федерации (в первую очередь принцип законности,
а также справедливости, демократизма,
гуманизма, ответственности за виновное
деяние);
в) субъекты правовой охраны Конституции
Российской Федерации, которые, в свою
очередь, представляют собой построенную
на принципе разделения властей систему
государственных органов, осуществляющих
контроль и надзор за соблюдением конституционных
норм, а также применение мер конституционной
ответственности;4
г) специфическая правоохранительная
деятельность, направленная на защиту
норм Основного закона государства, применение
мер государственного принуждения в случае
их нарушения. Обязанность обеспечивать
реализацию конституционных норм, предотвращать
и пресекать их нарушения возлагается
на все без исключения государственные
органы - Президента Российской Федерации,
Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ, федеральные суды, входящие в соответствии
со ст. 11 Конституции РФ в систему государственной
власти. Таким образом, системой органов
охраны Конституции является система
государственной власти Российской Федерации,
основанная на принципе разделения властей.
Вместе с тем, она сориентирована в первую
очередь на защиту Конституции от посягательств
со стороны самих государственных органов
и должностных лиц государства. Исследование
развития отечественного российского
конституционного законодательства, направленного
на обеспечение соблюдения и реализации
норм Основного закона нашего государства,
показывает, что к 1993 г. в России произошла
смена модели системы правовой охраны
Конституции Российской Федерации, обусловленная
коренными изменениями в российской правовой
системе. Если охрана советских Конституций
осуществлялась высшими представительными
органами государственной власти (Президиумом
Верховного Совета СССР и президиумами
Верховных Советов союзных республик),
то в результате конституционной реформы
1991 - 1993 гг. основным элементом механизма
охраны Конституции стал Конституционный
Суд Российской Федерации. К сожалению,
системе государственной охраны Конституции
присуще стремление к концентрации государственных
полномочий в одном государственном органе.
Эффективную охрану Конституции РФ может
обеспечить лишь государственный механизм,
построенный на принципе разделения властей
с учетом системы сдержек и противовесов.
Как показала практика развития российского
конституционализма, абсолютизация одного
из государственных органов в качестве
единственного "гаранта Конституции"
неизбежно влечет за собой нарушение им
конституционных норм либо бездействие.
Указанный недостаток государственной
правовой охраны Конституции Российской
Федерации позволяет сделать вывод о необходимости
включения в состав субъектов институтов
гражданского общества. Общественная
подсистема конституционной охраны, если
учитывать реальности ее организации,
должна заключаться в обеспечении для
общественности возможностей обсуждения
конституционных вопросов, воздействия
на их разрешение путем обращения к государственным
субъектам конституционной охраны, а также
контроля их за функционированием. Вместе
с тем следует признать, что в области
контактов общественной и государственно-
3. Формы правовой
охраны Конституции РФ
В конституционной практике РФ сложились
следующие правовые формы охраны Конституции:
1) Охрана Конституции осуществляется
Президентом РФ.
Во-первых, как гарант федеральной Конституции
Президент РФ наделен прерогативами по
защите конституционного строя, прав и
свобод человека и гражданина, осуществлению
мер по охране суверенитета РФ, ее независимости
и государственной целостности, обеспечению
согласованного функционирования органов
государственной власти.
Во-вторых, предусмотренное Конституцией
(ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать
действие актов органов исполнительной
власти субъектов РФ в случае противоречия
этих актов Конституции РФ и федеральным
законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность
не только непосредственно контролировать
состояние конституционной законности,
но и активно влиять на него.6
2) Осуществление конституционного надзора
осуществляется судами общей юрисдикции.
Суды наделены правом не применять те
правовые нормы, которые, по убеждению
суда, не соответствуют Конституции РФ
(в этом случае суд обязан обратиться в
установленном порядке в Конституционный
Суд по поводу признания такой нормы неконституционной).7
3) Деятельность иных государственных
органов, прежде всего органов прокуратуры,
Уполномоченного по правам человека РФ
по обеспечению режима конституционной
законности, охране прав и свобод в РФ.
4) Деятельность федерального Конституционного
Суда как специализированного органа
конституционного контроля в РФ.
Кроме того, правовая охрана конституции
осуществляется посредством: возложения
Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан,
органы государственной власти и местного
самоуправления и их должностных лиц конституционной
обязанности соблюдать Конституцию РФ
и законы; предусмотренного Конституцией
(ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы
то ни было власти в РФ; преследования
федеральным законом захвата власти или
присвоения властных полномочий; установления
конституционного режима деятельности
общественных объединений, запрещения
создания и деятельности общественных
объединений, цели и действия которых
направлены на насильственное устранение
конституционного строя, нарушение целостности,
подрыв государства; установления конституционных
основ регулирования чрезвычайного и
военного положения; предусмотренного
Конституцией РФ права граждан обращаться
с жалобами на нарушение конституционных
прав и свобод в Конституционный Суд РФ
и др.8
3.1 Конституционный контроль и конституционный
надзор в России
Конституционный контроль и конституционный
надзор как способы охраны Конституции
РФ занимают очень важное место в системе
ее охраны.
Существуют специализированные и неспециализированные
органы, которые обязаны не допускать
применение законов и других актов, противоречащих
конституции. Специализированный конституционный
надзор – это важнейший способ защиты
конституции юридическими средствами.
Наряду с ним действуют и другие виды контроля:
прокурорский надзор за законностью, роль
президента как гаранта конституции.
Согласно ст. 80 Конституции РФ президент
России является гарантом Конституции,
прав и свобод человека и гражданина. Он
вправе отменить постановления и распоряжения
Правительства РФ, а также и собственные
указы в случае их несоответствия Конституции
РФ (ст. 115 Конституции РФ), приостанавливать
действие актов органов государственной
власти субъектов РФ, которые по его мнению
не соответствуют Конституции РФ (ст. 85
Конституции РФ), таким образом осуществляя
политический конституционный контроль.
Однако в Российской федерации функции
конституционного контроля и надзора
главным образом возложены на Конституционный
суд[1], который вправе рассматривать вопросы
о конституционности федерального, республиканского
и регионального законодательства (ст.125
Конституции РФ).
Современная Конституция РФ сохранила
Конституционный Суд как самостоятельный
институт власти и 21 июля 1994г. был принят
Федеральный конституционный закон "О
Конституционном Суде Российской Федерации",
который на основе Конституции и в соответствии
с ее ст. 128 установил полномочия, порядок
образования и деятельности Конституционного
Суда.
В конституционном контроле в пределах
своей компетенции участвуют и другие
органы - Президент (ст. 85, 115 Конституции
РФ), Правительство, законодательные и
исполнительные органы субъектов федерации,
обычные суды, прокуратура. Однако судебный
конституционный контроль - это особая
и самостоятельная сфера деятельности,
осуществляемая специально на то уполномоченным
органом, то есть Конституционным Судом.9
Такой контроль выражается в проверке
и оценке посредством специальной процедуры
(конституционного судопроизводства)
соответствия Конституции законов, других
нормативных актов, которые в случае признания
их неконституционными утрачивают силу.
Конституционный Суд действует в целях
защиты основ конституционного строя,
основных прав и свобод личности, обеспечения
непосредственного действия Конституции,
ее правовой охраны.
Являясь особым органом судебной власти,
Конституционный Суд, учитывая возлагаемые
на него функции и полномочия по обеспечению
верховенства и прямого действия Конституции,
баланса властей, выступает одновременно
и как высший конституционный орган одного
уровня с федеральными звеньями президентской,
законодательной и исполнительной властей.
В этом выражается его двуединая правовая
природа.
В отличие от других высших государственных
структур, например Федерального Собрания,
Президента, полномочия Конституционного
Суда как органа не ограничены каким-либо
сроком, что обеспечивает его большую
самостоятельность, независимость во
взаимоотношениях с законодательной и
исполнительной ветвями власти.
Конституционный Суд правомочен по запросам
указанных выше органов и лиц разрешать
также дела о конституционности любых
нормативных актов Президента, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации независимо от их
формы и наименования. Иные акты этих органов,
норм права не устанавливающие, Конституционный
Суд проверять не правомочен. Поэтому
он вынужден отказывать в принятии к рассмотрению
запросов, касающихся ненормативных актов.
Так же осуществление конституционного
надзора осуществляется судами общей
юрисдикции и исходя из конституционных
принципов верховенства и прямого действия
Конституции РФ, суд согласно статьи 5
Федерального конституционного закона
"О судебной системе" от 31.12.11. № 1-ФКЗ
в ходе рассмотрения конкретного дела
обязан не применять нормативный акт,
не соответствующий Конституции РФ.
3.2 Особая процедура
принятия и изменения
В силу своей природы конституции присуще качество
стабильности. Принятие новой конституции всегда
вызывается весьма существенными
Порядок пересмотра и внесения поправок
в Российской Федерации отличается намеренной
усложненностью, которая призвана отбить
охоту у кого бы то ни было к изменению
Конституции без серьезных оснований.
С этой целью ограничен круг субъектов
права на инициативу, права на пересмотр
лишено Федеральное Собрание, строго определены
возможности Конституционного Собрания,
введена ратификация поправок субъектами
РФ. Все это указывает на то, что пересмотр
и поправки принимаются не обычным законом
и не в обычной законодательной процедуре.
Тем самым учредительная власть подчеркивает
свое верховенство над законодательной.
Необходимо отметить, что круг субъектов,
уполномоченных на внесение предложений
о поправках или пересмотре положений
Конституции РФ значительно урезан по
сравнению с кругом лиц, обладающих правом
законодательной инициативы, указанными
в статье 104 Конституции РФ. Такими правомочиями
обладают: Президент РФ, Совет Федерации,
Государственная Дума, Правительство
РФ, законодательные (представительные)
органы субъектов федерации, а также группы
численностью не менее одной пятой членов
Совета Федерации или депутатов Государственной
Думы (ст. 134 Конституции РФ).10
В главе 9 Конституции РФ закреплена процедура
принятия конституционных поправок и пересмотра
Конституции РФ. Эта процедура делает
значительно сложнее внесение каких-либо
изменений в текст Конституции РФ в отличие
от внесения изменений в любые другие
нормативные акты, действующие на территории
России. Такая процедура необходима как
гарантия незыблемости положений Конституции
РФ в связи с ее огромной важностью как
нормативного акта для государства, общества
в целом и каждого человека в частности,
а также в связи с ее ролью в систем российского
права. По особенностям процедуры изменения
Конституции РФ ее следует отнести к смешанному
типу конституций - разные ее части изменяются
по-разному.9
Согласно статье 136 Конституции РФ поправки
к главам 3-8 Конституции РФ принимаются
в порядке, предусмотренном для принятия
федеральных конституционных законов,
а именно: поправки к главам 3-8 Конституции
РФ считаются принятыми, если они одобрены
большинством не менее двух третей голосов
от общего числа депутатов Государственной
Думы и не менее трех четвертей голосов
от общего числа членов Совета Федерации.
Конституционный Суд РФ Постановлением
№ 12-П от 31.10.11. разъяснил, что поправки
к главам 3-8 Конституции РФ принимаются
в форме особого правового акта - закона
Российской Федерации о поправке к Конституции
РФ.10 Затем закон о поправке к Конституции
РФ в течение 14 дней подлежит подписанию
Президентом РФ (без права отлагательного
вето)11 . Принятая поправка вступает в силу
после одобрения органами законодательной
власти не менее чем двух третей субъектов
РФ (статья 136 Конституции РФ).11
Положения же Конституции РФ, касающиеся
основ конституционного строя, прав и
свобод человека и гражданина, а также
конституционных поправок и пересмотра
Конституции РФ (главы 1, 2, 9 Конституции
РФ) вообще не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием согласно статьи
135 Конституции РФ. В случае, если предложение
о пересмотре указанных глав Конституции
будет поддержано тремя пятыми голосов
от общего числа членов Совета Федерации
и депутатов Государственной Думы, то
необходим созыв Конституционного Собрания,
которое должно либо подтвердить неизменность
действующей Конституции, либо разработать
проект новой Конституции РФ, которая
принимается двумя третями голосов от
общего числа членов Конституционного
Собрания или выносится на всенародное
голосование (референдум).
Созыв и работа Конституционного Собрания
в соответствии с пунктом 2 ст. 135 Конституции
РФ должны производиться на основании
федерального конституционного закона,
который не принят до сего дня, что делает
проблематичным пересмотр положений вышеуказанных
глав Конституции РФ в настоящее время.
При проведении референдума проект новой
Конституции считается принятым, если
за него проголосовало более половины
избирателей, принявших участие в голосовании,
при условии, что в нем принимали участие
более половины избирателей (ст. 135 Конституции
РФ).
Изменения касающиеся субъектного состава
РФ, а также конституционного статуса
субъекта РФ вносятся в статью 65 Конституции
на основании федерального конституционного
закона. В случае изменения названия субъекта
федерации новое название подлежит включению
в статью 65 Конституции РФ. (Ст. 137 Конституции РФ).
3.3 Конституционная ответственность
По вопросу существования конституционной
ответственности как самостоятельного
вида юридической ответственности в литературе
высказываются различные, зачастую прямо
противоположные мнения. Нельзя не согласиться
с Н.М.Колосовой, считающей, что для создания
эффективного механизма охраны Конституции
РФ необходим институт конституционной
ответственности, то есть ответственности
за нарушение норм Конституции РФ, как
самостоятельный вид юридической ответственности.
Вышеуказанный автор предлагает отграничить
политическую ответственность: отсутствие
четких юридических оснований в каждом
конкретном случае для привлечения того
или иного субъекта к конституционной
ответственности свидетельствует или
о пробеле
в конституционном законодательстве или
о том, что здесь налицо сугубо политическая
ответственность. Н.М.Колосова полагает,
что основанием для наступления конституционной
ответственности является нарушение "Конституции
РФ, а равно и других источников конституционного
права". Однако, исходя из определения
юридической ответственности, нарушения
конституционных норм здесь недостаточно,
Необходимо также, чтобы ответственность
за нарушение этих норм была предусмотрена
законом, что и предлагает автор. В отличие
от Н.М.Колосовой Д.Т. Шон напротив, считает,
что определить точный перечень оснований
конституционной ответственности невозможно.12 По кругу субъектов конституционной
ответственности мнения различных авторов
также разделились. По мнению Д.Т. Шона,
круг этих субъектов достаточно ограничен.
К ним следует отнести высшие, региональные,
местные органы власти, должностные лица
высшего уровня, то есть структуры и лица,
принимающие наиболее важные государственные
решения. Круг субъектов конституционной
ответственности, называемый Н.М.Колосовой
значительно шире. Это органы государственной
власти и местного самоуправления, общественные
объединения, должностные лица, депутаты,
физические лица. Кроме того, автор причисляет
к субъектам конституционной ответственности
государство в целом, обосновывая свое
утверждение тем, что государство согласно
статьи 53 Конституции РФ обязано возместить
пострадавшему лицу вред, причиненный
незаконными действиями ( или бездействиями)
органами государственной власти и должностных
лиц. Исходя из того, что конституционная
ответственность - самостоятельный вид
юридической ответственности, ее санкции
должны отличаться от санкций других видов
юридической ответственности. Н.М.Колосовой
описаны следующие виды санкций за конституционные
правонарушения.
1. Досрочное лишение (изменение) конституционного
статуса органа, должностного лица, общественного
объединения. Например, отставка Правительства
РФ (ст. 117 Конституции РФ).13
2. Устранение конституционного нарушения.
В частности, признание неконституционными
актов или их отдельных положений (ч. 6
ст. 125 Конституции РФ), приостановление
действия актов органов власти субъектов
РФ (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
3. Ограничение (лишение) специального
статуса физического лица. Так, часть 1
статьи 56 Конституции РФ ограничивает
права и свободы граждан в условиях чрезвычайного
положения.14
Юридическая ответственность представляет
собой дополнительные (так называемые
штрафные) санкции, которые правонарушитель
несет помимо обязанности восстановить
положение, существовавшее до совершения
правонарушения (возместить вред). В этой
связи нельзя не согласиться с М.А.Красновым
и Д.Т. Шоном, которые не относят отмену
незаконных актов к санкциям конституционной
ответственности, так как нет ограничений
или ущемлений материального или юридического
характера для тех, кто их издал. Можно
предположить, что для охраны Конституции
РФ наличие такого правового института
как конституционная ответственность
чрезвычайно важно. Однако, в настоящее
время ответственность за нарушения Конституции
РФ не предусмотрена конституционным
законодательством, разбросана по различным
отраслям права и в значительной части
законодательно не урегулирована. Поэтому
говорить в настоящее время о конституционной
ответственности как о самостоятельном
виде юридической ответственности рано.