Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа
Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Конституция - это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина.
Введение……………………………...............................................................
1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции РФ……………………..
2. Система правовой охраны Конституции РФ……………………………... ..
3. Формы правовой охраны Конституции РФ…………………………….….
3.1. Конституционный контроль и конституционный надзор в России….….
3.2. Особая процедура принятия и изменения Конституции РФ, как гарантия
ее охраны……………………………………………………………………
3.3. Конституционная ответственность………………………………………...
4. Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе……
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………...
4. Вопросы правовой
охраны Конституции РФ на
Важную роль в обеспечении конституционности
издаваемых в России нормативных правовых
актов, на современном этапе, играет официальное
толкование Конституции РФ Конституционным
Судом (ч.5 ст.125 Конституции), имеющее
Цель толкования заключается
Действующая Конституция
Конституция четко
Особо следует выделить Конституционный
Суд РФ, который занимает одно из важнейших
мест в системе охраны Конституции РФ.
«В советский период на судебные органы
не возлагалась функция конституционного
контроля. Да и сама эта функция длительное
время осуществлялась не специализированными
органами, а наряду с другой государственной
деятельностью. Известным шагом на пути
к созданию специализированной системы
контроля (надзора) за соблюдением Конституции
стало создание в 1988 году Комитета конституционного
надзора СССР, полномочия которого, однако,
были весьма ограничены и не включали
право отмены акта, признанного неконституционным».
Судебная система - важнейший элемент
механизма охраны Конституции РФ.
Основные принципы формирования судебной
системы и осуществления ей правосудия
рассматриваются в главе 7 Конституции
РФ, а также в Федеральном конституционном
законе “О судебной системе” от 31.12.2011.17
В соответствии со статьей 118 Конституции
РФ и статьи 1 указанного федерального
конституционного закона судебная власть
осуществляется посредством конституционного,
уголовного, административного и гражданского
судопроизводства. В зависимости от подсудности
в судебной системе выделяют конституционные
суды (Конституционный Суд РФ и конституционные
суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции
и арбитражные суды (ст. 125-127 Конституции
РФ). 18Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции
Российской Федерации Конституция имеет
высшую юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории Российской
Федерации. В соответствии с этим конституционным
положением судам при рассмотрении дел
следует оценивать содержание закона
или иного нормативного правового акта,
регулирующего рассматриваемые судом
правоотношения, и во всех необходимых
случаях применять Конституцию Российской
Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно
Конституцию, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции
положения, исходя из ее смысла, не требуют
дополнительной регламентации и не содержат
указания на возможность ее применения
при условии принятия федерального закона,
регулирующего права, свободы, обязанности
человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный
закон, действовавший на территории Российской
Федерации до вступления в силу Конституции
Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный
закон, принятый после вступления в силу
Конституции Российской Федерации, находится
в противоречии с соответствующими положениями
Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой
акт, принятый субъектом Российской Федерации
по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации,
противоречит Конституции Российской
Федерации, а федеральный закон, который
должен регулировать рассматриваемые
судом правоотношения, отсутствует.
Изменения касающиеся субъектного состава
РФ, а также конституционного статуса
субъекта РФ вносятся в статью 65 Конституции
на основании федерального конституционного
закона. В случае изменения названия субъекта
федерации новое название подлежит включению
в статью 65 Конституции РФ. (Ст. 137 Конституции
РФ).19
Законы Российской Федерации, акты Правительства,
признанные Конституционным Судом не
соответствующими её конституции, утрачивают
силу со дня провозглашения его решения.
Правоприменительная практика, признанная
неконституционной, подлежит прекращению.
Если суды общей юрисдикции при рассмотрении
гражданского или уголовного дела или
арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного
спора признают, что закон, который надо
применять, противоречит Конституции,
они откладывают рассмотрение дела и обращаются
с ходатайством в Конституционный Суд
РФ с предложением о признании этого закона
неконституционным.20
Конституционное судопроизводство, обеспечивающее
соответствие нормативных актов субъектов
Российской Федерации Конституции РФ
и федеральным законам, согласно Федеральному
конституционному закону "О Конституционном
Суде Российской Федерации", имеет своей
целью защиту основ конституционного
строя, основных прав и свобод человека
и гражданина, верховенства и прямого
действия Конституции Российской Федерации
на всей территории Российской Федерации
(часть первая статьи 3), что согласуется
с целями рассматриваемых мер федерального
воздействия.2
Как было уже сказано выше, конституционный
надзор отличается от конституционного
контроля тем, что надзорные органы не
вправе отменять нормативные акты, являющиеся,
по их мнению, неконституционными. Между
тем эти органы вносят очень большой вклад
в дело охраны Конституции РФ, постоянно
проверяя нормативные акты и в случае
обнаружения в них несоответствия Конституции
РФ обращаясь к субъектам конституционного
контроля с требованием о восстановлении
конституционной законности.
Из федеральных органов государственной
власти такие функции возложены на Прокуратуру
РФ и Уполномоченного по правам человека
в РФ.21
Прокуратура РФ ведет свою историю с 1722
года, когда она была учреждена Указами
Петра Великого. На протяжении практически
всей истории существования этого органа
государственной власти основным его
предназначением был надзор за исполнением
законов.
В настоящее время деятельность Прокуратуры
РФ регулируется статьей 129 Конституции
РФ и Федеральным законом от 18.10.12г. “О
внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации “О Прокуратуре
РФ” (далее - Закон), которым указанный
Закон был изложен в новой редакции.22
Прокуратура РФ не входит ни в одну из
ветвей государственной власти и согласно
ст. 29 Конституции РФ составляет единую
централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору РФ, назначаемому
на должность и освобождаемому от должности
Советом Федерации по представлению Президента
РФ.
В плане охраны Конституции РФ Прокуратура
РФ осуществляет согласно ст. 1 Закона
надзор за исполнением законов федеральными
министерствами и ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, и их должностными
лицами, а также за соответствием законам
издаваемых ими правовых актов. В понятие
“закон” здесь, по моему мнению, входит
и основной закон РФ - Конституция РФ.
Кроме того, в той же статье Закона на Прокуратуру
РФ возлагаются функции по надзору за
соблюдением прав и свобод человека и
гражданина вышеуказанными субъектами.
При осуществлении
своих функций прокурор:
1.рассматривает и проверяет заявления,
жалобы и иные сообщения о нарушении прав
и свобод человека и гражданина;
2.принимает меры по предупреждению и пресечению
нарушений прав и свобод человека и гражданина,
привлечению к ответственности лиц, нарушивших
закон, и возмещению причиненного ущерба;
3. разъясняет пострадавшим порядок защиты
прав и свобод;
4.опротестовывает противоречащие закону
нормативно-правовые акты, обращается
в суд или арбитражный суд с требованием
о признании таких актов недействительными;
вносит представления (ст.21 - 28 Закона).23
Протест прокурора подлежит обязательному
рассмотрению в десятидневный срок с момента
поступления. О результатах рассмотрения
протеста незамедлительно сообщается
прокурору в письменной форме (ст. 23 Закона).24
Представление прокурора подлежит безотлагательному
рассмотрению, и в течение месяца со дня
его внесения должны быть приняты конкретные
меры по устранению допущенных нарушений
закона, их причин и условий им способствующих;
о результатах принятых мер должно быть
сообщено прокурору в письменной форме.
В случае несоответствия Постановлений
Правительства РФ Конституции РФ Генеральный
Прокурор информирует об этом Президента
РФ.
В отличие от Прокуратуры РФ компетенция
Уполномоченного по правам человек значительно
уже, что, однако, не мешает ему занимать
важное место в системе охраны Конституции
РФ.
Институт Уполномоченного по правам человека
появился в РФ сравнительно недавно.
Конституция Российской Федерации гарантировала
работникам, а также их трудовым коллективам
право на индивидуальные и коллективные
трудовые споры, включая право на забастовку
(ч. 4 ст. 37). Однако, осуществление права
на забастовку не должно нарушать права
и свободы других лиц и может быть ограничено
федеральным законом, но лишь в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции
Российской Федерации).
Заключение.
В заключение стоит отметить, что для охраны
Конституции РФ наличие такого правового
института, как конституционная ответственность
имеет большое значение. Однако в настоящее
время ответственность за нарушения Конституции
РФ не предусмотрена конституционным
законодательством, разбросана по различным
отраслям права и в значительной части
законодательно не урегулирована.
Возникновение такой системы, как правовая
охрана Конституции РФ свидетельствует
о повышении роли Конституции в нашем
государстве, что само по себе важно, поскольку
именно Конституция, принятая всенародным
голосованием, должна ограничивать граждан
РФ от произвола государственных органов,
обеспечивать достойное существование
всем гражданам России и не допустить
возврата к тоталитаризму. А порядок пересмотра
Конституции и внесение поправок в Российской
Федерации отличается намеренной усложненностью,
призвана отбить охоту у кого бы то ни
было к изменению Конституции без серьезных
оснований.
Конституция РФ закрепляет исходные принципы
конституционного регулирования основополагающих
сфер жизни и деятельности современной
России, поэтому она важна и необходима
для современного государства
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от
12.12.93 – М.: Известия, 1993.
2. Федеральный конституционный закон
«О Конституционном Суде Российской Федерации»:
от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства
Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447.
3. Федеральный конституционный закон
«О судебной системе»: от 31.12.2011. № 1-ФКЗ//
Собрание законодательства Российской
Федерации . - 2011. - № 1. - ст.1.
4. Федеральный конституционный закон
«Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации»: от 26.02.10 № 1-ФКЗ//
Собрание законодательства Российской
Федерации . - 2010. - № 9. - ст.1011.
5. О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О Прокуратуре
Российской Федерации": Федеральный
закон от 18.10.12. № 168-ФЗ// Собрание законодательства
Российской Федерации . - 2012. - № 47. -ст.4472.
6. По делу о толковании статьи 136 Конституции
Российской Федерации: Постановление
Конституционного Суда РФ № 12-П от 31.10..09
// Собрание законодательства Российской
Федерации . - 2009. - № 43. - ст.4408.
7. Государственное право Российской Федерации:
Учебник. Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая
литература, 2012. - 584с.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник для вузов..- 6-е издание
М.: Издательство Норма, 2011. – 784 с.
9. Колосова Н. М. Конституционная ответственность
- самостоятельный вид юридической ответственности.//
Государство и право. - 2007. - № 2.- с.с.86-91.
10. Конституционное (государственное)
право зарубежных стран. Учебник. Том 1.
Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Издательство
БЕК , 2012. - 246 с.
11. Лебедев В.М.Прямое действие Конституции
Российской Федерации и роль судов././ Государство
и право. -, 2013.- №4. - с.с.3-7.
12. Туманов В.А., Чиркин В.Е., Юдин Ю.А. и др.
Конституция Российской Федерации: Энциклопедический
словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия.,
2013., - 625 с.
13. Хомачева Н.Ю. Специфика правового статуса
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации и проблемы законодательного
регулирования его деятельности.// Государство
и право. - 2009. - №9. - с.с.21 - 30.
14. Шон Д.Т. Конституционная ответственность.//
Государство и право. -2012. - № 7. - с.39
[1] Федеральный конституционный закон
от 21 июля 2004 г. «О конституционном Суде
Российской Федерации» // собрание законодательства
РФ. 2004. № 13. Ст. 1447.
9. Конституционное (государственное) право
зарубежных стран. Учебник . Том 1. Под ред.
Б.А.Страшуна. - М.: Издательство БЕК, 2013.
- с.57.
10. По делу о толковании статьи 136 Конституции
Российской Федерации: Постановление
Конституционного Суда РФ
№ 12-П от 31.10..95 // Собрание законодательства
Российской Федерации . - 2005. - № 43. - ст.4408.
11 . Государственное право Российской Федерации
: Учебник. Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая
литература.,
2012. - с. 450.
1 Государственное право Российской Федерации: Учебник. Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература, 2012. - 584с.
2 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447.
3
Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник для вузов..- 6-е издание
М.: Издательство Норма, 2011. – 784 с.
4 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447.
5 Колосова Н. М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности.// Государство и право. - 2007. - № 2.- с.с.86-91.
6
Конституция Российской Федерации от
12.12.93 – М.: Известия, 1993.
7 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447.
8 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: от 21.07.2004. № 1-ФКЗ//Собрание законодательства Российской Федерации . - 2004. - № 13. - ст.1447.
9
Конституция Российской Федерации от
12.12.93 – М.: Известия, 1993.
10
Конституция Российской Федерации от
12.12.93 – М.: Известия, 1993.
11
Конституция Российской Федерации от
12.12.93 – М.: Известия, 1993.
12
Конституционное (государственное) право
зарубежных стран. Учебник. Том 1. Под ред.
Б.А.Страшуна. - М.: Издательство БЕК , 2012.
- 246 с.
13
Конституция Российской Федерации от
12.12.93 – М.: Известия, 1993.
14
Лебедев В.М.Прямое действие Конституции
Российской Федерации и роль судов././ Государство
и право. -, 2013.- №4. - с.с.3-7.
15
Федеральный конституционный закон «О
судебной системе»: от 31.12.2011. № 1-ФКЗ// Собрание
законодательства Российской Федерации
. - 2011. - № 1. - ст.1.
16
Конституция Российской Федерации от
12.12.93 – М.: Известия, 1993.
17
Федеральный конституционный закон «О
судебной системе»: от 31.12.2011. № 1-ФКЗ// Собрание
законодательства Российской Федерации
. - 2011. - № 1. - ст.1.
18 Туманов В.А., Чиркин В.Е., Юдин Ю.А. и др. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия., 2013., - 625 с
19 Конституция Российской Федерации от 12.12.93 – М.: Известия, 1993.
20 Федеральный конституционный закон «О судебной системе»: от 31.12.2011. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 2011. - № 1. - ст.1.
21
Федеральный конституционный закон «Об
Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации»: от 26.02.10 № 1-ФКЗ// Собрание
законодательства Российской Федерации
. - 2010. - № 9. - ст.1011.
22 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Прокуратуре Российской Федерации": Федеральный закон от 18.10.12. № 168-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 2012. - № 47. -ст.4472
23 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Прокуратуре Российской Федерации": Федеральный закон от 18.10.12. № 168-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 2012. - № 47. -ст.4472
24 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О Прокуратуре Российской Федерации": Федеральный закон от 18.10.12. № 168-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 2012. - № 47. -ст.4472