Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:01, контрольная работа
Если верить историкам, первая конституция Япония была создана еще в 7 в. Она носила чисто поучительный характер. Япония это страна с глубокими традициями и об этом не стоит забывать, приступая к изучению истории японского конституционного права. Эта история еще сравнительна молодая и ей чуть больше ста лет, но на пути своего становления она, как и сама наука конституционного права прошла несколько этапов. От компромиссной конституции периода Мэйдзи призванной примирить враждующие классы и служить ширмой для диктатуры, до диаметрально противоположной ей конституции 1947 года, устанавливающей общие для всех конституций второй волны буржуазно-демократические принципы.
Введение
1. Конституция Японии 1889 года и утверждение конституционной по форме и абсолютистской по содержанию монархии.
2. Конституция Японии 1947 года и переход от одной конституционной модели к другой.
Заключение
Задание 1
Задание 2
Список литературы
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История государства и права и зарубежных стран»
тема: «Конституционное развитие Японии»
Выполнил: слушатель 1 курса факультета заочного обучения ФГОУ ВПО ВСИ МВД России машинистка ФЗО ФГОУ ВПО ВСИ МВД России Ивачёва Антонина Николаевна № зачетной книжки 090489 адрес: ул. Баумана, 183-20, г. Иркутск тел.: 89500623543 |
Иркутск 2010г.
ПЛАН
Введение
Заключение
Задание 1
Задание 2
Список литературы
Введение
Если верить историкам, первая конституция Япония была создана еще в 7 в. Она носила чисто поучительный характер. Япония это страна с глубокими традициями и об этом не стоит забывать, приступая к изучению истории японского конституционного права. Эта история еще сравнительна молодая и ей чуть больше ста лет, но на пути своего становления она, как и сама наука конституционного права прошла несколько этапов. От компромиссной конституции периода Мэйдзи призванной примирить враждующие классы и служить ширмой для диктатуры, до диаметрально противоположной ей конституции 1947 года, устанавливающей общие для всех конституций второй волны буржуазно-демократические принципы. За все время своего существования конституция 1947 года не была изменена ни разу, хотя факт того, что принципы и сам дух конституции явно противоречит традициям и укладу японского общества, не подлежит сомнению. Настоящую японскую конституцию обвиняют во многом от сомнений по поводу независимости ее принятия до утверждений об необходимости отмены знаменитой мирной статьи, запрещающей государству Японии вести агрессивные войны. Несмотря на все это, японский народ поддерживает конституцию и в массе своей не хочет никаких изменений. Менталитет ли это консервативного японского общества или как говорят выдающиеся японские юристы принятие духа истинной конституции, подтверждающей принципы самой Японии? Кто знает. Это вопрос социологии, а не права. Но то, что история конституционализма в Японии интересна и полна не только противоречий, но и удивительных открытий, а также борьбой за счастье и процветание нации, одно только это рождает интерес к основному закону страны восходящего солнца.
1. Конституция Японии 1889 года и утверждение конституционной по форме и абсолютистской по содержанию монархии.
Создатели Конституции 1889
года провели большую
Однако в большей степени Конституция 1889 года имела своим образом Конституцию Пруссии, одну из наиболее реакционных в Европе.
Японский государствовед Нокано Томио подсчитал, что из 70 её статей 46 являются прусскими, и вообще не нашел в ней более двух оригинальных статей.
Конституция предоставляла императору неограниченную законодательную, исполнительную и судебную власть, слегка затушеванную «демократическими» установлениями.
Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Как глава государства он наделялся верховной властью – мог объявить войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредотачивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего он наделялся правом устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления он определял структуру министерств, назначал, увольнял всех должностных лиц, устанавливал их оклады. Официальная теория причисляла императора к богам.
Император назначал министра-президента (главу исполнительной власти), а по его представлению – остальных министров, которые фактически не зависели от парламента, так как Конституцией не предусматривалось право вынесения вотума недоверия.
Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом, созывал парламент и закрывал его, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату – палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона (эти указы представлялись парламенту на ближайшей сессии; если они не получали его одобрения, то объявлялись недействительными на будущее время). Он имел право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах1.
Постепенно утверждается, однако, следующее правило: император никогда не предпринимает ничего важного без своих советников. Власть последних распространялась очень широко. В их состав, помимо членов Тайного совета, входили: генро – внеконституционных совещательный орган при императоре, сошедший со сцены со смертью последнего генро Сайондзи лишь в конце 30-х годов нынешнего столетия, министерство императорского двора, совет маршалов и адмиралов и др.
Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел, и фактически любой вопрос мог быть в его компетенции. Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики; от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он имел право толкования Конституции2.
Парламент же должен был состоять из двух палат – палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили члены императорской фамилии, титулованная знать (во многом для этого несколько ранее были введены европейские титулы – князья, маркизы, графы, виконты, бароны), а также лица, назначенные императором. Палата депутатов состояла из лиц, победивших на выборах.
Законом 1890 года право участия в выборах в нижнюю палату предоставлялось японским подданным, мужчинам, невоеннослужащим, достигшим 25 лет, уплачивающим не менее 15 иен прямого налога и проживающим в определенной местности не менее полутора лет.
Обе палаты и правительство наделялись
правом законодательной инициативы.
Законопроекты обсуждались
Депутаты получали право парламентской неприкосновенности, но только за мнение, высказанное в палате. В остальном на них распространялось действие законов. Допускается и арест депутатов случае «задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями».
Непосредственное
Отдельная глава Конституции была
посвящена правам и обязанностям
подданных. Объявлялись неприкосновенность
собственности, свобода слова, печати,
собраний и союзов, равный доступ к
гражданским и военным
Таким образом, Конституция 1889 г. носила формальный характер при чрезмерном значении императора. Крайняя консервативность сочеталась в ней с крайней прогрессивностью. По ней формально в стране существовал строй дуалистической монархии, а на деле - крепостной, варварский абсолютизм, прикрытый конституционным "приличием". Слабость парламента и демократических институтов привела к захвату власти военщиной, милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима. Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. В 1889 году император установил, что все наиболее значимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного и морского министров.
В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым силовые структуры получили дополнительную возможность давления на правительство и парламент.
Конституция 1889 г. определила принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Статья 60 Конституции предусматривала создание особых, административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии, как уже говорилось выше, согласно ст. 16 Конституции, принадлежало императору, так же как и замена наказания по суду.
Конституция ограничила компетенцию судов общей юстиции рассмотрением гражданских и уголовных дел, то есть административные дела были вне их компетенции. В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы.
По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 аппеляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая аппеляция и разъяснение законов. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовались коллегии административных судов.
Закон в соответствии с конституцией формально закрепил принцип несменяемости и независимости судей предусмотрев возможность смещения, понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей. Для замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, успешно сдавшие соответствующие экзамены и прошедшие испытательный срок службы в органах прокуратуры и суда в течение трех лет.
Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра
юстиции, обеспечивающего общий административный надзор за японским правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты.
Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные требования, что и к судьям, на них также распространялся контроль министра юстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам. Был создан Высший публичный департамент прокуратуры. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось:
В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс.
Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности.
В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрисдикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения, "правоохранительная" система Японии еще долго оставалась репрессивным придатком императорской власти3.
В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.