Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:20, курсовая работа
В конституционно-правовом смысле понятие «личность» шире, чем понятие «человек» и «гражданин», и охватывает их оба. Иными словами, когда мы говорим о «личности», то подразумеваются и природно-естественные свойства, и общественные связи индивида.
Целью данной курсовой работы является наиболее полное и детальное изучение правового статуса личности в Российской Федерации. Задачей является рассмотрение понятия, элементов, принципов правового статуса личности, классификаций прав и свобод личности и их конституционных гарантий.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Правовой статус личности…………………………………..………..5
Понятие правового статуса личности и его виды………………..………5
Элементы правового статуса личности……..…………………………….8
Глава 2. Конституционный статус личности в Российской Федерации……..12
2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………..……………….16
2.2. Политические права и свободы………………………………………..…..23
2.3. Экономические, социальные и культурные права и свободы……………27
2.4. Конституционные обязанности ………………………..........…………......31
2.5. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина…….34
Заключение………………………………………….……………………………38
Список использованных источников и литературы………………………...…40
Неприкосновенность личности (ст.22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения, вторгаться во внутренний мир человека.
Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.
Закрепление данных свобод в Конституции соответствует положениям Всеобщей Декларации прав человека 1948г. (ст.3,9,10); Международному Пакту о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.9); Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.5). Право, провозглашенное в ст. 22 Конституции, отмечал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 июня 1996 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина», включает в частности, право не подвергаться ограничениям, связанным с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах без предусмотренных законом оснований, санкции суда, а также установленных сроков.7
Гарантия неприкосновенности жилища (ст.25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.
Предусмотрены различные
формы ответственности за неосновательное
вторжение в личную жизнь граждан,
за разглашение тайны переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений. Только в строго
определенных законом случаях в
связи с расследованием уголовных
дел и при наличии судебного
решения могут быть наложен арест
на корреспонденцию и произведена
выемка ее из почтово-телеграфных
Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст.23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст.24). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26 Конституции).
Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни. Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч.1 ст. 26).
Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который не смотря на все перемены никак не может утвердиться в российской действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории государства, гражданами которого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических государствах существует целый ряд ограничений свободы передвижения и поселения. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве государств значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения государственной безопасности и сохранения государственной тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется ст. 27 Конституции РФ, а осуществление ее регулируется Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. (в ред. от 06.12.2011 года). Как и ряд других, свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения.
Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.
Установление преимуществ,
ограничений или иных форм дискриминации
человека в зависимости от отношения
к религии не допускается. Наличие
религиозных убеждений
Федеральный закон предусматривает
право граждан создавать
2.2. Политические права и свободы
Особенность политических прав
и свобод заключается в том, что
обладание ими, в отличие от личных
прав и свобод, принадлежащих каждому
человеку как биосоциальному существу
и члену гражданского общества, напрямую
зависит от принадлежности человека
к гражданству данного
Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо вытекает из ст. 2 Конституции РФ.
Естественный характер прав
и свобод гражданина обусловлен тем,
что носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный
народ. Эта важнейшая основа конституционного
строя Российской Федерации реально
реализуется через политические
права и свободы каждого
В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60). Эта норма касается и политических прав и свобод.
К числу политических прав и свобод Конституция РФ относит:
- право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными (ч. 2 ст. 32);
- право на равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе (ч. 4 ст. 32);
- право граждан Российской
Федерации участвовать в
2) право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33);
3) право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги демонстрации, шествия и пикетирование (ст.31);
4) право на объединение (ст. 30).
Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).
Рассматриваемое право осуществляется гражданами в различных формах как непосредственно, так и через представителей.
Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В РФ активное избирательное право принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным избирательным правом требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Круг тех, кто не имеет права избирать и быть избранным, отражен в Конституции РФ (ч.3 ст.32)- это граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Следовательно, все иные граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст.32, ч.4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» определены виды федеральной государственной службы: гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, государственная гражданская служба субъектов Федерации.8
Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч.5 ст.32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей.
Федеральный закон от 20 августа
2004г. «О присяжных заседателях
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих социальных и общественно-политических проблем. Обращения граждан в зависимости от содержаний облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения.
Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. (в ред. от 18.07.2012г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.
Федеральный закон от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» названные акции обобщил единым понятием «публичное мероприятие». Оно представляет собой открытую, мирную, доступную каждому акцию, осуществляемую по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Закон устанавливает дефиницию каждой конкретной формы публичного мероприятия, различия между ними, порядок проведения.
Кроме того, данный закон
устанавливает права и
Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции).
Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.
Информация о работе Конституционный статус личности в российской федерации