Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 14:49, реферат
В истории России до 1925 года насчитывается года насчитывается 2 Конституции - 1918 г. и 1924 г. Актуальность данной работы обусловлена тем, что принятие Конституции 1924 г. знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних. Изучение порядка разработки и принятия этой Конституции 1924 г., общего ее содержания относится к предмету науки истории государства и права.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ 1924 г.…………4
1.1. Сравнительный анализ Конституций 1918 и 1924 г....................................4
1.2. Предпосылки создания Конституции 1924 года…………………………...8
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 1924 Г. И НОВЫХ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИК ….………………............................................14
2.1. Введение в действие Конституции 1924 года.……………………....14 2.2 Содержание Конституции СССР 1924 года………………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………23СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ 1924 г.…………4
1.1. Сравнительный анализ
Конституций 1918 и 1924 г.............................
1.2. Предпосылки создания Конституции 1924 года…………………………...8
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
1924 Г. И НОВЫХ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИК ….………………......................
2.1. Введение в действие
Конституции 1924 года.……………………....14
2.2 Содержание Конституции СССР 1924 года………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В истории России до 1925 года насчитывается года насчитывается 2 Конституции - 1918 г. и 1924 г. Актуальность данной работы обусловлена тем, что принятие Конституции 1924 г. знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних. Изучение порядка разработки и принятия этой Конституции 1924 г., общего ее содержания относится к предмету науки истории государства и права. Первые Конституции СССР и РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли. Конституции 1924 г., как и всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Она провозглашала принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в ней принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод. Общие черты Конституции 1924 г. не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов. Целью данной работы является изучение содержания и основных предпосылок провозглашения Конституции 1924 г.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, связанные с разработкой и утверждением Конституции 1924 г. Предметом исследования выступает Конституция 1924 г. Методологическую основу исследования составляют научные труды в области гражданского, конституционного, международного права. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов. В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач: - раскрыть содержание Конституции 1924 г.; - исследовать функции Конституции 1924 г.; - рассмотреть предпосылки провозглашения Конституции 1924 г. Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ 1924 г.
1.1. Сравнительный анализ Конституций 1918 и 1924 г.
Конституция РСФСР 1918г. - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, имела следующие особенности: 1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней. 2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции . 3. Конституция 1918 г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей. 4. К числу отличительных черт Конституции 1918 г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так. в ст. 3. закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации чеповека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма. 5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 г., как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так в ст. 3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие. 6. С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, по-скольку последний еще только закладывался. Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции. Причиной замены Конституции 1918г. Конституцией 1925 е. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Черты преемственности в этой Конституции 1924 г. положений Конституции 1918 г. значительны. Характерно, что в ряде случаев имеются в виду ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. В отличие от Конституции 1918г. Конституция СССР 1924 г. не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них. Конституция 1924 г. в значительной мере сохранила некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918г. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Конституция 1924 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918г. То новое, что характеризует содержание Конституции 1924 г., заключается в следующем: 1. В ней отражен факт вхождения республик в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что согласно воле народов , принявших решение на Х Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза ССР, республики, входя в состав Союза ССР, передают Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.
В ст. 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории республик имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории республик СССР. Этим косвенно подтверждались суверенные права республик вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет республик в их Конституциях не содержалось. Не было также разработана в этой Конституции тема сохранения за республиками права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма в Конституции СССР 1924 г. имелась). Компетенция республик как государств, входящих в состав Союза, в отличие от последующих конституций не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР1. 2. В связи с появлением субъектов СССР в ее Конституции уже появились положения, определяющие их статус и полномочия федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена глава «О советских социалистических республиках », в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) ССР и Положений об автономных областях. К ведению республиканского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ республик, АССР и автономных областей, утверждение Конституций союзных республик, АССР, разрешение споров между республиками, АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Съездов Советов республик, АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов СССР. Последующее конституционное развитие СССР также напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем, этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик. Поэтому основные черты и особенности последующих советских конституций являлись в полной мере производными от соответствующих характеристик конституций СССР.
1.2. Предпосылки создания Конституции 1924 года
Главной и, по существу, единственной предпосылкой создания Основного закона Союза Советских Социалистических Республик выступает само по себе возникновение этого государства. Союз ССР был образован четырьмя советскими республиками - РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, возникшими в разное время и по-разному и ставшими первыми его членами2.
Самым крупным из них была Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Она возникла первой, но не сразу приобрела такое название.
Когда в 1917 году коренным образом изменились тип и форма государства, единственное, что сохранилось, - так это название Российская. Оно происходит не от народа, а от страны. Когда в 1917 году пала Российская империя, новое государство сохранило прежнее название - Российская. Что же касается остальных атрибутов, то они менялись постепенно3.
Прежде всего, изменилась форма правления. Когда в марте 1917 года Николай II отрекся от престола, а его брат Михаил этот престол не принял, возникла странная ситуация: монархию как институт никто не отменял, но престол оказался вакантным. В то же время и республику еще никто не провозглашал, считалось, что это должно сделать Учредительное собрание. Таким образом, сложилась странная конструкция - монархия без монарха. Только осенью, а именно 1 сентября, Временное правительство провозгласило наше государство республикой.
Однако впоследствии это название еще более усложнилось. Когда 26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов установил в стране Советскую власть, республика стала именоваться Российской Советской.
Вскоре изменилась и форма государственного единства России. В январе 1918 года Россия была провозглашена федерацией, и это нашло отражение в ее названии.
В Конституции 1918 года было закреплено уже полное наименование нового государства - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, то есть в названии был отражен и тип государства. Конечно, социалистической Россия была пока что по имени, но В.И. Ленин говорил, что название "социалистическая" означает цель, к которой мы стремимся, ставит как бы задачу.
Первые шаги по пути создания федеративной республики делались еще весной 1921 г. В ноябре того же года Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о необходимости создания на территории Закавказья федеративного союза, которое было одобрено Политбюро ЦК РКП(б).
12 марта 1922 г. Полномочная конференция Центральных исполнительных комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Республик Закавказья. Создание такого Союза было продвижением вперед в объединении Закавказских республик. Однако до завершения дела было еще далеко. Отношения республик - членов Союза с органами объединения не были достаточно четкими и определенными. Так, высшим органом Союза признавался не съезд Советов, как во всех советских республиках, а Полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджана, Армении и Грузии. Эти недостатки были вскоре устранены. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. I Закавказский съезд Советов принял Конституцию ЗСФСР.
Таким образом, все члены Советского Союза возникли и развивались как национальные государства. Маркс и Ленин видели как раз смысл федерации, которую они не считали лучшей формой государственного единства, именно в решении национального вопроса. Для этого федерация создавалась и в нашей стране, и достаточно успешно. Если же не иметь в виду цель примирения национальных противоречий, то федерация вообще не нужна, унитарное государство во всех иных отношениях представляется более удобным и целесообразным4.
Советские республики, испытавшие на практике взаимоотношения друг с другом разной формы, убедились в конце концов в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала в первую очередь экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.
Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики. К 1922 г. централизация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи имелись и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства между республиками пока не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование.
Наконец, перехода к новым формам взаимоотношений республик друг с другом требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Сама природа Советской власти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачивала народы, но несовершенство форм отношений между республиками, сложившихся к 1922 г., порождало определенные трения. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны5.
Процесс преобразования отношений между советскими республиками начался в первые месяцы 1922 г. В советской литературе обычно дело изображалось так, что этот процесс был естественным результатом объединительного движения народов. Конечно, за 5 лет, прошедших после Октября, народы убедились, что раздельное существование национальных республик ни к чему хорошему не ведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие страны возможны только в условиях объединения разрозненных национальных районов. Однако каких-либо проявлений объединительного движения в начале 1922 г. как будто бы не наблюдалось. Во всяком случае, собраний, митингов, демонстраций, выступлений в печати с требованием создать более совершенную форму государственного единства не отмечается. Документы показывают, что инициатива изменения этих форм пошла не снизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Начали движение не массы, а чиновники, притом как раз не в направлении к централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов управления от директив Москвы.