Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:56, контрольная работа
Цель работы – комплексное изучение создания, развития, содержания и характерных черт Конституции СССР 1936 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть основные этапы создания Конституции СССР 1936 года
- проанализировать содержание и характерные особенности Конституции СССР 1936 года
- определить сущность и значимость Конституции СССР 1936 года.
Введение
1. История создания Конституции СССР 1936 года
1.1 Разработка Конституции
1.2 Особенности принятия Конституции
2. Содержание и характерные особенности Конституции СССР 1936 года
2.1 Обзор содержания
2.2 Характерные черты Конституции социалистического типа
3. Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года
3.1 Определение социалистической сущности
3.2 Международное значение
Заключение
Список используемых источников и литературы
В главе II — Государственное
устройство — значительная часть
изменений и дополнений направлена
на дальнейшее расширение прав союзных
республик в области управления
народным хозяйством, разрешения вопросов
областного и краевого административно-
В главе III — Высшие органы государственной власти СССР — изменения и дополнения касались увеличения количества заместителей Председателя Совета Союза и Председателя Совета Национальностей с 2 до 4 человек, изменения количества членов Президиума Верховного Совета СССР, изменения срока созыва вновь избранного Верховного Совета СССР (вместо месячного срока установлен трехмесячный), переименования Совета Народных Комиссаров СССР, Совет Министров СССР. Ряд изменений и дополнений относится к расширению полномочий Президиума Верховного Совета СССР в части: издания указов, объявления военного положения в отдельных местностях или на всей территории СССР, учреждения орденов, медалей и почетных званий СССР, установления воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий.
В главе V — Органы государственного
управления СССР — подавляющее большинство
изменений и дополнений было связано
с составом правительства СССР, с
образованием, преобразованием, переименованием
и: упразднением общесоюзных и союзно-
В главе VI — Органы государственного
управления союзных республик —
изменения и дополнения были направлены
на расширение прав союзных республик
в области управления народным хозяйством,
связаны с переименованием
Сравнительно небольшое
количество изменений и дополнений
внесено в главы IV, VII, VIII, IX, X и XI. Они
посвящены высшим органам государственной
власти союзных и автономных республик,
местным органам власти, суду и
прокуратуре, правам и обязанностям
граждан и избирательной
В главу VII — Высшие органы
государственной власти автономных
советских социалистических республик,
и в главу VIII — Местные органы
государственной власти — внесены
отдельные редакционные изменения
и уточнения в связи с
В главе IX — Суд и прокуратура
— изменения и дополнения были
сделаны в связи с принятием
нового "Положения о Верховном
Суде СССР", которое существенно
повысило роль судебных органов союзных
республик в области судебного
надзора. Положением предусмотрено, что
в состав Верховного Суда СССР впредь
будут входить по должности председатели
верховных судов союзных
В данной главе нашел отражение закон "Об изменении порядка выборов народных судов", согласно которому был увеличен срок полномочий народных судей с 3 до 5 лет, установлен новый порядок выборов народных заседателей и уменьшен срок их полномочий с 3 до 2 лет, а также внесено изменение в связи с переименованием Прокурора СССР в Генерального Прокурора CCСP.
В главе X — Основные права и обязанности граждан— изменения и дополнения вносились в связи с принятием закона "О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день", осуществлением всеобщего семилетнего, а затем всеобщего обязательного восьмилетнего образования, отменой платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и; высших учебных заведениях, повышением заработной платы некоторым категориям рабочих и служащих, улучшением пенсионного обеспечения трудящихся, усилением государственной помощи многодетным и одиноким матерям. Внесены уточнения в связи с изменением наименования Коммунистической партии, принятым на XIX съезде.
В главе XI — Избирательная
система — нашел отражение
указ "О возрастном цензе для
граждан СССР, избираемых в Верховный
Совет СССР", который повысил
возрастной ценз для граждан, избираемых
в высший орган государственной
власти Союза СССР, с 18 до 23 лет. В
эту главу внесены также
На осуществлении норм Конституции 1936 г. сказались последствия культа личности. Проводя курс на дальнейшее развитие социалистической демократии, партия на XX съезде решительно осудила культ личности Сталина, который выражался в чуждом духу марксизма-ленинизма возвеличении роли одного человека, в отступлении от ленинского принципа коллективности руководства, в необоснованных репрессиях и других нарушениях социалистической законности, нанесших ущерб нашему обществу. Эти извращения, несмотря на их серьезность, не изменили природу социалистического общества, не поколебали устои социализма.
Партия осуществила меры
по преодолению последствий культа
личности во всех областях партийной,
государственной и
Вывод: Конституция СССР 1936
г. имеет большое историческое и
международное значение как первая
конституция победившего
2.2 Характерные черты Конституции социалистического типа
Социалистический характер
Советской Конституции
- провозгласила и провела
в жизнь отмену собственности
капиталистической и
- провозгласила государственной властью власть трудящихся, устранила от прав эксплуататоров;
- установила, что Советы
— высшая форма народоправства.
Советская власть опирается на
тех, кто трудится, им она дает
право устраивать
- Конституция закрепила
самый демократический
Научной основой создания и развития конституции социалистического типа являлся марксизм-ленинизм — великое учение о социалистической революции, о победе социализма и коммунизма. Идейными источниками декретов II Всероссийского Съезда Советов, "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и Конституции РСФСР 1918 г. явились такие гениальные труды В. И. Ленина по вопросам развития социалистической государственности, как "Государство и революция", "Удержат ли большевики государственную власть?", "Очередные задачи Советской власти", и многие другие, а научной основой Конституции СССР 1924 г. явились труды В. И. Ленина по национальному вопросу, программные документы Коммунистической партии.
Ленинские идеи и богатейший опыт развития государственности, и в частности конституционного строительства в Союзе ССР и других социалистических странах, являлись основой для определения важнейших черт конституции социалистического типа.
Прежде всего, следует сказать о том, что конституция социалистического типа закрепляла народовластие, гарантировала суверенитет народа. Из этого основного принципа исходили все конституционные акты. Так, "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, устанавливала, что вся власть в центре и на местах принадлежит Советам. Конституция РСФСР 1918 г. подчеркивала, что в пределах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики власть принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.
В Конституции СССР 1936 г. Было закреплено, что Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян, что его политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Особо подчеркнуто, что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Это был новый этап в политическом развитии советского общества и государства, основанный на победе социализма в нашей стране.
Социализм и демократия в Конституции СССР 1936 года были теснейшим образом и неразрывно связаны между собой. Как писал В. И. Ленин, один только коммунизм в состоянии дать демократию действительно полную.
Как отмечает в своей монографии Б. Кравцов, - "ни в США, ни в какой-либо другой капиталистической стране, народ не являлся и не является сувереном, не осуществляет полновластия, ибо он устранен от владения и распоряжения средствами производства, не является хозяином общественных богатств, различными способами и методами устраняется от участия в политической жизни Коммунистической партии на всех этапах ее исторического развития. Когда партия звала рабочий класс и всех трудящихся нашей страны на свержение царского самодержавия, буржуазного строя и установление диктатуры пролетариата, а после победы революции в октябре 1917 г. повела советский народ на борьбу за построение социалистического общества, она исходила из того, что трудящимся массам, которые являются создателями всех материальных и духовных благ, должно быть обеспечено полное и безраздельное господство в обществе, должна принадлежать вся полнота власти. Эти идеи были важнейшими идеями первой и второй программ партии СССР, которые успешно осуществлены советским народом, это главные идеи и советских конституций".
Согласно Конституции, социализм и народовластие неразрывно связаны между собой в том смысле, что победивший социализм составляет жизненную основу подлинного народовластия, создавая тем самым демократию нового, высшего типа — социалистическую демократию. При социализме демократия является не самоцелью, а средством достижения великой цели — построения нового общества —-коммунизма.
Социалистическая конституция утверждала господство общественной социалистической собственности на орудия и средства производства, устраняла эксплуатацию человека человеком, устанавливала, что единственным источником благосостояния человека в обществе и государстве является общественно полезный труд.
Эти положения, по мнению Кравцова, в корне меняют соотношение между общественным и государственным для человека при социализме, создают основу для возникновения и развития общественных отношений нового типа между людьми в социалистическом обществе и государстве — отношений сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма и гуманизма.
Конституция социалистического типа исходила из полного равенства и равноправия людей независимо от их принадлежности к классам и социальным группам общества, к расам и нациям, к полу, а также независимо от их общественного положения, образования, вероисповедания и т. д.
Конституция социалистического
типа не только провозглашала, но и
гарантировала права и свободы
граждан. Только социализм фактически
реально обеспечивал человеку право
на труд, на отдых, на образование, на материальное
обеспечение в старости и по болезни,
другие социальные и политические права
и свободы человека. Каждому советскому
человеку было известно, что эти
права, закрепленные в законе, реально
гарантированы материальными и
юридическими средствами, охраняются
органами государственной власти и
управления от Верховного Совета СССР
и Советского правительства до местных
Советов депутатов трудящихся(
В отличие от буржуазной демократии,
при которой социальные права
и свободы для значительных масс
населения носят формальный характер,
социалистическая демократия, возникшая
на основе общественной собственности,
обеспечивала трудящимся социально-политические
права и свободы, открывала широкие
возможности для их участия в
управлении государственными, хозяйственными
и общественными делами. На сессиях
Советов депутатов трудящихся, партийных,
профсоюзных и общих собраниях,
через органы народного контроля,
печать, радио, телевидение советский
народ выступает с
Неотъемлемые социальные и политические права предполагали строгое соблюдение всеми членами общества обязанностей: беречь и умножать общественную собственность, честно трудиться, охранять общественный порядок, защищать отечество. Социалистическая демократия несовместима с индивидуалистическим своеволием и анархическим пренебрежением гражданским долгом, с любыми действиями, наносящими ущерб общественным интересам.
Информация о работе Конституция 1936 года - история принятия и основные положения