Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:53, реферат
Конституцию 1936 года многие современные исследователи называют «самой демократической в мире». Тогда возникает вопрос: как при наличии такой демократической Конституции в СССР было выстроено государство, пусть с хорошо развитой законодательной базой, но с полным отсутствием демократического права? Интересен и механизм обеспечения Конституции, того времени. Общеизвестный факт – декларативный характер Конституции 1936 гг., в этом, кстати, зачастую обвиняют и современную Российскую Конституцию. Изучению этих вопросов посвящена данная контрольная работа.
Введение……………………………………………………………………….. 3
I Содержание Конституции 1936 года………………………………….. 4
II Особенности Конституции 1936 года…………………………………. 13
Заключение…………………………………………………………………….. 17
Список литературы……………………………………………………………. 18
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Реферат
по дисциплине: « Отечественная история »
« Конституция 1936 года »
II Особенности Конституции 1936 года…………………………………. 13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Правовое государство - ныне одна из центральных тем отечественной юридической науки. В последние годы ей посвящено немало исследований, ведь правовое государство сегодня - основной ориентир движения по пути демократических преобразований.
Конституцию 1936
года многие современные исследователи
называют «самой демократической в
мире». Тогда возникает вопрос: как
при наличии такой
Возможно, именно переосмысление накопленного опыта позволит по-новому взглянуть на современную Конституцию Российской Федерации, на развитие конституционного права страны в целом.
I. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА
Конституция СССР
1936 г. не содержала программных
Глава I. Общественное устройство;
Глава II. Государственное устройство;
Глава III. Высшие органы государственной власти СССР;
Глава IV. Высшие органы государственной власти союзных республик;
Глава V. Органы государственного управления СССР;
Глава VI. Органы государственного управления союзных республик;
Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик;
Глава VIII. Местные органы государственной власти;
Глава IX. Суд и прокуратура;
Глава Х. Основные права и обязанности граждан;
Глава XI. Избирательная система;
Глава XII. Герб, флаг, столица;
Глава XIII. Порядок изменения Конституции [1].
Глава 1 Конституции утвердила существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности - государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием (ст.6 Конституции). Собственность колхозов и кооперативных организаций составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, общественные постройки. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно (ст.8 Конституции).
Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, Конституцией допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.
Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народнохозяйственным планом.
Статья 12 Основного закона закрепила: труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду». Конституционный принцип “от каждого - по способности” означает обязательство государства организовать хозяйство таким образом, чтобы всем трудоспособным было обеспечено рабочее место. Безработица в СССР официально была ликвидирована в начале 30-х гг., реально к моменту выработки Конституции.
В главе II Конституции «Государственное устройство» закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик.
Ведению СССР подлежали:
а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами;
б) вопросы войны и мира;
в) принятие в состав СССР новых республик;
г) контроль за
соблюдением Конституции СССР и
обеспечение соответствия Конституций
союзных республик с
д) утверждение изменений границ между союзными республиками;
е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;
ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик;
з) внешняя торговля на основе государственной монополии;
и) охрана государственной безопасности;
к) установление народнохозяйственных планов СССР;
л) утверждение единого Государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;
м) управление банками,
промышленными и
То есть в сравнении с предыдущим основным законом СССР, налицо - усиление тенденции на расширение прав Союза.
Каждая союзная республика также имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР (ст.16).
За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила приоритет союзных законов над законами союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР (ст.15-18).
Каждая союзная республика имела право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями; имела свои республиканские войсковые формирования.
В главах III-VIII рассмотрена система органов власти и управления.
Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, исключительно он осуществлял законодательную власть (ст.30 Конституции) и, который избирался сроком на четыре года.
В Основном законе 1936 года происходит утверждение принцип верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления.
Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей (ст.33 Конституции). Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей были равноправны.
Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Совет Союза избирался по норме - 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей избиралось по норме от каждой союзной республики по 25 депутатов, от автономной республики по 11, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).
Высшим органом власти
в период между сессиями ВС СССР
являлся подотчетный ему
Уже в это время появляется депутатский иммунитет: депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — без согласия Президиума Верховного Совета СССР (ст.52).
Высшим исполнительным и
распорядительным органом государственной
власти Союза Советских
СНК СССР был ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Он издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверял их исполнение.
Совет Народных Комиссаров СССР:
а) объединял и направлял
работу общесоюзных и союзно-
б) принимал меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;
в) принимал меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
г) осуществлял общее руководство в области сношений с иностранными государствами;
д) определял ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством Вооруженных Сил страны;
е) образовывал Государственные комитеты СССР, а также, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные управления при Совете Народных Комиссаров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.
Комиссариаты СССР являлись или общесоюзными или союзно-республиканскими.
Народные Комиссары СССР
руководят отраслями
Аналогично высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся сроком на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами Советов были избираемые ими исполкомы. Они были подотчетны как избравшему их Совету, так и исполнительному органу вышестоящего Совета.
Глава IX Конституции “Суды и прокуратура” закрепляла, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.
На Верховный Суд СССР возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом.
Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В состав Верховного Суда СССР входят председатели Верховных Судов союзных республик по должности (ст.103-105).
Краевые и областные суды, суды автономных областей, окружные суды избирались краевыми, областными или окружными Советами депутатов трудящихся или Советами депутатов трудящихся автономных областей сроком на пять лет.
Народные суды избирались гражданами района сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Конституция закрепила важные принципы: независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.