Конституция 1936 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Конституцию 1936 года многие современные исследователи называют «самой демократической в мире». Тогда возникает вопрос: как при наличии такой демократической Конституции в СССР было выстроено государство, пусть с хорошо развитой законодательной базой, но с полным отсутствием демократического права? Интересен и механизм обеспечения Конституции, того времени. Общеизвестный факт – декларативный характер Конституции 1936 гг., в этом, кстати, зачастую обвиняют и современную Российскую Конституцию. Изучению этих вопросов посвящена данная контрольная работа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
I Содержание Конституции 1936 года………………………………….. 4
II Особенности Конституции 1936 года…………………………………. 13

Заключение…………………………………………………………………….. 17

Список литературы……………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

история.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Статья 112 Конституции провозгласила  принцип: судьи независимы и подчиняются  только закону. Разбирательство дел  во всех судах СССР открытое, поскольку  законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права  на защиту.

Судопроизводство велось на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.

Высший надзор за точным исполнением законов наркоматами и учреждениями, должностными лицами и гражданами Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет. Органы прокуратуры были независимы от любых местных органов и подчинялись только Прокурору СССР.

Одна из самых  ярких частей Основного закона - глава Х, где закреплялись основные права и свободы граждан СССР.

В соответствии с положениями ст.ст.128-133 граждане СССР имеют право: на труд, на отдых; на материальное обеспечение в старости; на образование. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Гражданам СССР обеспечивалось право объединения  в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и  оборонные организации, культурные, технические и научные общества.

Как отмечалось в ст. 123 Конституции, равноправие  граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Законом гарантировалось:

а) свобода слова;

б) свобода печати;

в) свобода собраний и митингов;

г) свобода уличных  шествий и демонстраций.

Основной закон  гласил: эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

В целях обеспечения  за гражданами свободы совести церковь  в СССР была отделена от государства  и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами (ст. 124 Конституции).

Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Статья 129 говорила о предоставлении права убежища  иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

Наряду с  правами Конституция содержала  и ряд обязанностей: каждый гражданин  СССР обязан соблюдать Конституцию  Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития (ст.130):

- каждый гражданин  СССР обязан беречь и укреплять  общественную, социалистическую собственность,  как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся;

- воинская служба  в рядах Вооруженных Сил СССР  представляет почетную обязанность граждан СССР.

Глава XI Конституции закрепила избирательную систему СССР. Статья 134 закрепляла: выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, окружные, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) Советы депутатов трудящихся — производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

То есть, фактически впервые был утвержден принцип  “один человек - один голос”. Избирательное  право предоставлялось гражданам  СССР с 18 лет. Депутатом мог стать  гражданин достигший возраста 23 лет. Право выдвижения кандидатов в  депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей (ст. 134-137 Конституции).

Голосование объявлялось  «тайным». Граждане, состоящие в  рядах Вооруженных Сил СССР, также пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Выборы депутатов являлись прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.

Изменения Конституции  СССР, в соответствии с положениями  главы 13 Конституции, могли быть произведены  лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.

 

II. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ 1936 ГОДА

 

Как отмечают исследователи, для своего времени Конституция  СССР 1936 г. была самой демократической  конституцией в мире. Насколько это  утверждение справедливо?

Действительно, Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г.  и содержала ряд глав, которых ранее не было:

  • об общественном устройстве;
  • о суде и прокуратуре;
  • об основных правах и обязанностях граждан;
  • об избирательной системе.

Закрепляются  принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик. Каждая республика имеет свою конституцию, учитывавшую ее особенности. Происходит утверждение принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления.

Статья 112 Конституции  провозгласила принцип: судьи независимы и подчиняются только закону. Разбирательство  дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены  исключения, с обеспечением обвиняемому  права на защиту. Органы прокуратуры независимы от любых местных органов и подчиняются только Прокурору СССР.

Впервые отдельная  глава X Основного Закона была посвящена  правам и обязанностям граждан, которые  объявлялись равноправными в  своем конституционном статусе. Законом гарантировалось свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки.

Конституция сняла  вопрос о классовом составе Советов  и ввела всеобщее равное избирательное  право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Возвестив о переходе от диктатуры к социалистической демократии, она действительно расширила социальную основу власти, предоставив всем трудящимся избирательные права; значительно демократизировала избирательную систему.

Тем не менее  в реальной действительности качественных изменений в характере советской  власти не произошло. Более того, в Конституции 1936 г. впервые была законодательно закреплена руководящая роль Коммунистической партии (ст. 126, «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных»). Монополизм власти партии и государственного аппарата в экономике, политике, идеологии, контроль за духовной и личной жизнью людей прямо или косвенно санкционировались конституционным законодательством.

Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. усилила противоречие между формальной и реальной властью. Несмотря на формальное конституирование, реорганизацию и упорядочение Советской  системы, она оставалась декоративным довеском политической системы, прикрывая собой всевластие партии. Конституция 1936 г. так и осталась всеобщей декларацией и не была способна защитить население ни от нарастающего насилия, ни от авторитарного произвола. Советы согласно Конституции декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью.

В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер.

Упоминания  в тексте Конституции суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный  характер, однако на практике их роль была невелика: в тот период из-под  контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД.

Некоторые секретные, не подлежавшие опубликованию акты, открыто противоречили Конституции  СССР, например, постановление СНК  и ЦК ВКП(б) «О порядке согласования арестов» (1935 г.). Оно установило, что  на аресты руководителей предприятий и специалистов требовалось разрешение соответствующего наркома (профессора вуза нельзя было арестовать без санкции наркома высшего образования). Для ареста члена партии требовалась санкция секретаря райкома. Это нарушало конституционный принцип равенства граждан перед законом.

Тем не менее  примечателен сам факт, что принимались  специальные усилия, чтобы создать  правовое обеспечение политических репрессий. Например, по-прежнему был  узаконен режим подавления политических оппонентов; на конституционном уровне этому соответствовал институт «врага народа» (ч. 2 ст. 131 главы X), использовались лишение гражданства, лишение прав по суду. Для борьбы с внутриклассовым врагом на уровень Конституции выносился институт измены Родине, которая расценивалась как тягчайшее злодеяние (это уже не уголовное право и не право вообще, а чистая политика).

«Измена Родине», «враг народа» - эти понятия были использованы для ужесточения норм в отношении преступлений, относимых  к государственным. Был установлен особый порядок производства по делам о «террористических организациях» с необычайно кратким сроком расследования дел - не более 10 суток. Вместо 3 суток копия обвинительного заключения вручалась обвиняемому за сутки до слушания дела. Прокурор не участвовал в таких процессах, т.е. был устранен надзор прокуратуры за соблюдением законов. Защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Отменялись обжалование приговора в кассационном порядке и возможность ходатайства о помиловании. Позже аналогичные нормы стали действовать по отношению к обвиняемым во вредительстве и диверсиях.

Созданное в 1934 г. Особое совещание при НКВД вообще действовало вне процессуальных норм и не было строго связано нормами  права. Особому совещанию предоставлялось  право применять в административном порядке ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы Союза ССР. Таким образом, этот административный орган наделялся судебными полномочиями. В состав Особого совещания был введен Прокурор СССР или его заместитель. Осенью 1937 г. полномочия Особого совещания были расширены: оно могло приговаривать к расстрелу, а также проводить разбирательство дел списками. На местах были созданы специальные тройки, которым также предоставлялось право вынесения приговоров вплоть до исключительной меры наказания. Функционирование подобных органов выполняло политический заказ, отражало политическую конъюнктуру и не имело ничего общего с законностью.

В отношении прав и свобод граждан также проявлялся декларативный демократизм. На самом деле, конституционное законодательство конца 30-х годов последовательно упрочивало тоталитарный характер власти по отношению к личности. Сталинская Конституция 1936 года, формально сохранив ряд политических прав (свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций), оговорила возможность их использования «соответствием интересам трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», тем самым перечеркнув сам факт существования такого рода свобод.

Некоторые из прав первого поколения отсутствовали даже номинально даже на уровне декларации (например, свобода передвижения). Либеральные ценности, враждебные советскому строю, также были оставлены за бортом истории.  Самая же главная особенность состояла в том, что не только отсутствовало право частной собственности, но и был определен круг объектов, которые могут находиться в личной собственности граждан.

Центр тяжести  главы Х Конституции СССР 1936 года, провозглашающей основные права  и обязанности граждан, был перенесен с пространства свободы на «опеку государства». Подобные социально-экономические права в условиях ликвидации частной собственности оказались очень удобной идеологической ширмой, прикрывающей экономическую и политическую монополию государства на «устройство жизни» своих граждан и, как следствие, на полную ликвидацию «пространства свободы».

Информация о работе Конституция 1936 года