Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:04, реферат
Существует множество нерешенных вопросов и дискуссионных проблем, между которыми сложно найти идеальный баланс. Поэтому основные задачи данной работы:
1. Обзор исторического периода в рамках создания и введения в действие Конституции.
2. Решение вопроса о фиктивности либо действительности Основного закона СССР 1936 г.
3. Определение значимости Конституции для СССР и его граждан и ее роли в создании последующих правовых систем.
Введение…………………………………………………………………...……3
Глава I. Создание Конституции СССР 1936 г…………………………..……5
1.1 Предпосылки принятия нового Основного закона………………………5
1.2 Разработка и утверждение Конституции…………………………………7
Глава II. Основные положения Конституции СССР 1936 г…..……………11
2.1 Общественное устройство СССР…………………………………………11
2.2 Государственное устройство СССР………………………………………12
2.3 Органы государственной власти……………………….…………………13
2.4 Права и обязанности граждан…………………..…………………………19
2.5 Избирательная система…………………………………………………….21
Глава III. Насколько совпадало содержание Основного закона и реальности……………………………………………………………………….25
3.1 Реальность Конституции 1936 …………………………………………..…25
Заключение……………………………………………..……………………..…28
Список использованных источников и литературы……………………….....32
В новом Основном законе особенно подчеркивается социалистический характер и тип советского общества и государства, основополагающий характер закрепленных отношений и их связь с экономической основой. Достижения революции и такие последующие процессы, как национализация и обобществление эксплуататорского имущества привели к накоплению значительных ценностей. Но на первый план выдвигаются процессы социалистического накопления и достижения общества нового типа, которое формировалось с конца 1920 гг.19Теперь СССР является социалистическим государством рабочих и крестьян, которые составляют основу общества, что закреплено в государственных символах – флаге и гербе. Вся власть принадлежит Советам депутатов трудящихся, являющимся политическим базисом государства. В качестве экономической основы выступает социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Одновременно Конституция декларирует ликвидацию капиталистической системы хозяйства и частную собственность на достижения социализма. По Основному закону социалистическая собственность – это собственность государства, либо колхозно-кооперативных объединений; она провозглашается господствующей в СССР. Народно хозяйственный план определяет и направляет хозяйственную жизнь в государстве. В статье 12 говорится, что в СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по способности, каждому – по его труду». На первый взгляд – это очень справедливый и правильный социалистический принцип. Но для общества, которое стремилось к построению коммунизма и светлого будущего, он скорее звучит как отход в сторону дореволюционной идеологии. Поэтому рассматриваемый принцип напоминает скорее капиталистическую норму сдельщины, чем социалистическую формулу. Ведь невозможно работать сверх физических сил, поэтому оплата «по труду», а не «по потребностям», ставит на привилегированные позиции немногих ударников производства и бюрократический аппарат. Это можно аргументировать, во-первых, тем, что в капиталистическом обществе таким же образом реализуется принцип сдельной оплаты труда. Во-вторых, такой подход неизбежно ведет к превосходству одной общественной группы над другой, а далее к классовому неравенству, что является серьезным противоречием. Таким образом, можно представить, что либерализация законодательства была направлена не на защиту прав личности и достижений социализма, а на укрепление и усиление господствующего меньшинства.
В-третьих, демократия на практике продолжала иметь классовый характер, но по Конституции она формально стала демократией для всех граждан, так как нетрудящиеся элементы были вытеснены из советского общества.20 Подобное противоречие между реальной жизнью и положениями Конституции может порождать несогласованность в ключевых принципах. И если данная ситуация была создана разработчиками Основного закона намеренно и не является правотворческой ошибкой, то она способна превратиться в источник угнетения и несправедливости в обществе, что в свою очередь может являться косвенным признаком фиктивности Конституции.
Как и в первых советских Основных законах, была вновь закреплена форма государства, сложившаяся в результате революции 1917 г. – республика Советов со столицей в г. Москве. По Конституции СССР – союзное государство на основе добровольного объединения 11 равноправных Советских Социалистических республик, в состав которых входят 9 автономных областей, 5 краев, 34 области и 22 автономные советские социалистические республики. В соответствии со ст. 21 Конституции, на всей территории СССР устанавливается единое гражданство. Каждая союзная республика обладает суверенитетом, который ограничивается высшими органами власти СССР, занимающимися наиболее важными вопросами, которые указаны в ст. 14: контроль за исполнением конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик общесоюзной, изменение границ между союзными республиками, утверждение народно-хозяйственных планов, единого государственного бюджета СССР и другими. Каждая Союзная республика имеет право свободного выхода из СССР, ее территория не может подвергаться географическим изменениям без ее согласия. Законы СССР действуют и имеют одинаковую силу на всей территории государства, следовательно, главенствуют над нормативно-правовыми актами не общесоюзного характера. Но, если закон союзной республики имеет расхождения с общесоюзным, то применяется общесоюзный закон исходя из ст. 20. Подобное положение серьезно повышало авторитет и политический вес органов союзного значения. В дальнейшем это обстоятельство с одной стороны серьезно повысило эффективность плановой системы хозяйства, но с другой стало поводом для усиления произвола и отхода от демократических принципов в сторону тоталитаризма.
По новому Основному закону было изменено не только название Советов, но и их структура. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Выборными становились органы власти любого уровня, реализовывалась бухаринская идея приближения Советов к парламентско-муниципальным учреждениям западного типа. Советы всех звеньев стали постоянными органами, которые периодически проводили свои сессии, для созыва которых не нужно было каждый раз устраивать новые выборы. Сохранилась возможность отзыва депутатов.21 Во всех звеньях от сельсовета до Верховного Совета СССР устанавливается единая система, позволяющая избирателям быть на связи со всеми советскими органами. Советы становились более оперативными, особенно когда требовался созыв внеочередной сессии. Работа депутатов могла контролироваться избирателями, которые хотели исполнения своей воли и зашиты интересов. Кроме этого, была упрощена система органов власти и управления и устранена неразбериха с законодательными полномочиями. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИКа Союза и его Президиума закон предусматривал образование Верховного Совета Союза ССР и его Президиума.22 В Конституции нет четкого текстуального размежевания исполнительной и законодательной ветвей власти.23 Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, который осуществляет исполнение большинства норм, прописанных в ст. 14. Его очередные сессии созываются 2 раза в год. Полномочия этого органа длятся 4 года, и согласно ст. 32 только он имеет исключительное право на законодательную деятельность на общесоюзном уровне. Работу высшего органа государственной власти возглавляет Президиум из членов Верховного Совета СССР. Но он не имеет собственных законодательных полномочий. Обе палаты Верховного Совета СССР – Совет Союза и Совет Национальностей – являются равноправными и обладают законодательной инициативой, их сессии начинаются и заканчиваются в одно время, каждая избирает своего председателя и двух его заместителей. Председатели руководят заседаниями соответствующих палат, руководят их внутренним распорядком, поочередно ведут их совместные заседания. Для утверждения закона необходимо его принятие простым большинством голосов обеих палат. В случае разногласия в решениях палат, создается согласительная комиссия на паритетных началах. Если ее члены не приходят к соглашению или решение не удовлетворяет одну из палат, то законопроект снова рассматривается в палатах. Если согласие не достигнуто, то Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР. Если же закон утвержден, он должен быть подписан председателем и секретарем Президиума Верховного Совета СССР.
Верховный Совет Союзной республики, избираемый ее населением на 4 года, является, исходя из ст. 59 Конституции, единственным законодательным органом на соответствующем уровне. Он принимает Конституцию республики и утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и народно хозяйственный план и бюджет республики, осуществляет ряд других полномочий, но в своей деятельности руководствуется принципами, заложенными Верховным Советом СССР. Верховный Совет Союзной республики осуществляет и ряд сопутствующих исполнительных полномочий.
Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР, избираемый ее населением на 4 года. Он является единственным органом законодательной власти на своем уровне, осуществляет и ряд руководящих полномочий.
Таким образом, по Конституции СССР 1936 г. ни один другой орган, кроме Верховных Советов всех уровней, не имеет законодательных прав. Некоторые могут издавать указы, содержащие новые правовые нормы и даже вносить изменения в действующие законы, но без утверждения на сессии Верховного Совета они не будут иметь силу закона. В частности Президиум Верховного Совета СССР, который состоит из председателя, 11 его заместителей по числу союзных республик, секретаря и 24 членов, является скорее органом исполнительной власти, выполняющим организационные функции. Его полномочия прописаны в ст. 49. Он имеет право издавать указы, содержащие правовые нормы, но не законы. Если указ направлен на изменение закона, то он должен быть утвержден Верховным Советом.24 Президиум в своей деятельности подотчетен Верховному Совету СССР, но сохраняет свои полномочия даже после его роспуска, до избрания нового Верховного Совета для его созыва.
Исполнительная власть в СССР в соответствии со статьями 56 и 64 Основного закона принадлежит непосредственно Правительству СССР в лице Совета Народных Комиссаров СССР, которое образуется Верховным Советом СССР. Этот орган имеет высшие исполнительные полномочия, как, например, руководство отраслями государственного управления (ст. 72), непосредственно осуществляет исполнение Конституции на всей территории государства. Правительство возглавляет Председатель Совета Народных СССР. СНК СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен. Его важнейшие функции включают осуществление общего руководства в области сношений с иностранными государствами, объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских Народных комиссариатов СССР и др. Его постановления и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории СССР. Правительство имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР. Общесоюзные Народные Комиссариаты могут заниматься как непосредственным управлением определенной отраслью народного хозяйства, так и передавать часть полномочий назначаемым ими органам.
Все Народные Комиссариаты СССР являются общесоюзными или союзно-республиканскими. Исходя из ст. 79 Конституции, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет Народных Комиссаров Союзной республики во главе с председателем. Этот орган ответственен и подотчетен Верховному Совету Союзной республики. СНК республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР, проверяет их реализацию. Непосредственное руководство отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики, осуществляют Народные Комиссары Союзной республики, которые издают приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики. Народные Комиссариаты Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими. Первая группа имеет двойное подчинение, а вторая в своей деятельности непосредственно подчинена СНК Союзной республики.
На уровне Автономной республики ее Верховный Совет образует Совет Народных Комиссаров АССР.
Органами исполнительной власти краевого,
областного и более низкого уровня являются
Советы депутатов трудящихся, которые
избираются населением этих административно-
Таким образом, система исполнительных органов имеет разветвленную и относительно четко прописанную структуру. При отсутствии необходимости осуществлять законодательные полномочия, многие органы приобрели эффективность в своей деятельности, став более оперативными.25
Для успешной реализации своих полномочий органы государственной власти должны опираться на систему правосудия и соответствующие организации по надзору за исполнением законов и соблюдением правовых принципов.
В соответствии со ст. 104 Конституции 1936 г., высшим судебным органом является Верховный Суд СССР, который, как и специальные суды, избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Он является контрольной инстанцией и осуществляет надзор за деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.
Верховные Суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик, автономных областей и окружные суды избираются Советами соответствующего уровня на 5 лет. Народные судьи избираются гражданами соответствующего района прямым тайным голосованием на срок в 3 года.
Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме предусмотренных законом случаев, а разбирательство дел является открытым, с предоставлением обвиняемому права на защиту. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области. Правосудие гарантируется принципом независимости судей и их подчиненности только закону, что закреплено в ст. 112. Законодательством о судоустройстве и судопроизводстве ведают высшие органы власти и государственного управления СССР. Согласно ст. 52, депутат Верховного Совета СССР подлежит привлечению к суду только в особом порядке.
Прокуратура СССР осуществляет высший надзор за исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР на 7 лет. Он в свою очередь назначает республиканских, краевых, областных прокуроров и прокуроров автономных республик и автономных областей на 5 лет; утверждает в должности назначаемых прокурорами союзных республик республиканских, краевых и областных прокуроров. В осуществлении своих функций органы прокуратуры подчиняются только Прокурору СССР.
Исходя из ст. 127, гражданин СССР может быть подвергнут аресту только по постановлению суда или с санкции прокурора. Это положение укрепило принцип неприкосновенности личности и законности, давая гражданам уверенность в своей защищенности от чиновничьего произвола.
Новый Основной закон серьезно расширял общедемократические права граждан. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности в статье 127. К прежнему набору традиционных прав и свобод, как свобода совести (ст. 124), слова, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 125), и пр., добавляются новые, как, например, право на труд (ст. 118), на отдых (ст. 119), на бесплатное образование (ст. 121).26 В ст. 120 говорится о социальных гарантиях: праве на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и при потере трудоспособности. Либерализация законодательства коснулась и религиозной сферы. Согласно ст. 124, провозглашается свобода отправления религиозных культов и антирелигиозной пропаганды. К новым правам советского государства относятся неприкосновенность жилища и переписки населения (ст. 128). Все граждане СССР равны в правах независимо от расы и национальности во всех сферах жизни (ст. 123), а статья 122 провозглашает равенство по половому признаку, так как женщина получает одинаковые права с мужчиной. Одна из важнейших статей Конституции – статья 126 провозглашает право объединения в общественные организации. Не отголоском замысла мировой революции, но желанием высшего руководства СССР повысить свое влияние в качестве борца против угнетения является ст. 129, которая дает право убежища иностранцам, преследуемым за политическую деятельность в области национально-освободительной борьбы и защиты интересов трудящихся. Убежище предоставляется и ученым, так как стране еще не хватало квалифицированных специалистов в некоторых областях науки и техники. Ряд прав, относящихся скорее к сфере права собственности, указан в первой главе Основного закона. К их числу относятся право личного пользования небольшим участком земли, которое имеется у каждого колхозного двора, право личной собственности на подсобное хозяйство на приусадебном участке, так как крестьяне всегда хотели иметь хоть и не много, но личной земли, продуктивный скот и птицу, мелкий сельскохозяйственный инвентарь (ст. 7). А право частной собственности допускается лишь в одном случае в статье 9, при обязательном соблюдении двух условий: собственность должна быть мелкой, и в ее основе должен лежать личный труд, а не эксплуатация чужого труда.27 Личная собственность упоминается и в ст. 10, распространяясь на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства обихода, личного потребления и удобства. Статья 10 повествует о существовании права наследования личной собственности граждан. Конституция в статье 123 гарантирует защиту всех прописанных в ней прав по закону от всяческих ограничений, ущемлений и неверного истолкования. Но само понятие неверной трактовки положений Основного закона остается нераскрытым. Возможно, данное положение было еще одним стимулом чиновничьего произвола, неограниченности полномочий правительства по отношению к простым гражданам. Но, пусть даже и формально, все права имеют прописанные в Конституции обоснования и гарантии их реализации и обеспечения.
Информация о работе Конституция 1936.Содержание и реальность