Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:04, реферат
Существует множество нерешенных вопросов и дискуссионных проблем, между которыми сложно найти идеальный баланс. Поэтому основные задачи данной работы:
1. Обзор исторического периода в рамках создания и введения в действие Конституции.
2. Решение вопроса о фиктивности либо действительности Основного закона СССР 1936 г.
3. Определение значимости Конституции для СССР и его граждан и ее роли в создании последующих правовых систем.
Введение…………………………………………………………………...……3
Глава I. Создание Конституции СССР 1936 г…………………………..……5
1.1 Предпосылки принятия нового Основного закона………………………5
1.2 Разработка и утверждение Конституции…………………………………7
Глава II. Основные положения Конституции СССР 1936 г…..……………11
2.1 Общественное устройство СССР…………………………………………11
2.2 Государственное устройство СССР………………………………………12
2.3 Органы государственной власти……………………….…………………13
2.4 Права и обязанности граждан…………………..…………………………19
2.5 Избирательная система…………………………………………………….21
Глава III. Насколько совпадало содержание Основного закона и реальности……………………………………………………………………….25
3.1 Реальность Конституции 1936 …………………………………………..…25
Заключение……………………………………………..……………………..…28
Список использованных источников и литературы……………………….....32
Не менее важными является и исполнение обязанностей гражданина, наиболее значимые из которых тоже четко прописаны в Основном законе. К ним относятся соблюдение Конституции и дисциплины труда, исполнение законов и общественного долга, уважение правил социалистического общежития (ст. 130), защита Отечества (ст. 133); гражданин обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность (ст. 131). В СССР существует всеобщая воинская обязанность (ст. 132). Несоблюдение обязанностей тоже считается противозаконным даянием, так как зачастую приводит к нарушению прав граждан. В соответствии со ст. 131 врагами народа являются лица, которые покушаются на общественную, социалистическую собственность. По всей строгости закона карается измена родине в виде нарушения присяги, перехода на сторону врага, нанесения ущерба военной мощи государства, а так же шпионаж (ст. 133).
Таким образом, В основном законе СССР 1936 г. были задекларированы практически все основные права, которые желал бы иметь гражданин демократического государства. Но каждый человек, обладающий привилегиями, хотел бы пользоваться ими. К сожалению, Конституция не смогла предоставить гражданам СССР полноценного механизма реализации правовых принципов.
Новая Конституция СССР сохранила и развила принцип выборности всех органов власти – и местных, и высших. В Основном законе СССР 1936 года впервые в истории советских конституций выделяется отдельная глава «Избирательная система». Декларация о построении социализма позволила внести два важнейших изменения в избирательную систему: перейти от многоступенчатых выборов к прямым и отменить ограничения классового характера, вернувшись к принципу всеобщих выборов. Кроме того, голоса избирателей стали равными, каждый гражданин имеет один голос.28 Исходя из ст. 137, женщины пользуются правом избирать и быть избранными на равнее с мужчинами. Граждане, которые находятся на службе в Красной Армии, так же могут участвовать в выборах в качестве избирателя или избираемого. Но трудно объяснить, почему в социалистическом обществе были введены тайные выборы. В то время считалось, что тайна голосования в капиталистическом обществе должна защищать эксплуатируемых от террора эксплуататоров. Значит и в советском обществе существовала необходимость защиты свободы волеизъявления граждан от произвола бюрократии.
Фактически подавляющее большинство из девяти статей рассматриваемой 11 главы Конституции раскрывают содержание перечисленных принципов. Закрепляя принцип всеобщего избирательного права, Конституция СССР 1936 года уточняла возраст избирателей – граждане могут участвовать в выборах с 18 лет. Это означало, что в соответствии со статьей 135 Конституции любой гражданин, достигший указанного возраста, имел право избирать и быть избранным в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, а также в иные нижестоящие Советы. Первоначально и положения о выборах, изданные на основе Конституции, не содержали возрастных ограничений. Однако в более поздний период (начиная с 1946 г.) в нарушение формальной логики Конституции положения вводили возрастной ценз для избрания депутатом Верховного Совета СССР — 23 года и Верховного Совета РСФСР — 21 год.
Согласно Конституции от выборов отстранялись умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав в качестве факультативной меры наказания. Своеобразно решался вопрос с определением критерия отнесения лиц к числу умалишенных. В Конституции не был прописан юридический критерий для признания лица таковым.
Эта статья Конституции СССР явно допускала произвольное толкование. В частности, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «О внесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся под следствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся также лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишены избирательных прав. На практике это означало, что любое лицо, находящееся в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, лишалось избирательных прав. Такое положение сохранялось до декабря 1958 года.
Конституционный принцип равного избирательного права также соблюдался не в полной мере. На практике в отсутствии законодательной регламентации разброс числа голосующих в различных избирательных округах составлял до 50 и более процентов при выборах в состав Совета Союза СССР.
Что же касается выборов в другую палату — Совет Национальностей, то они осуществлялись по единой квоте: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и 1 депутат от каждого национального округа. Таким образом, разные по числу жителей республики, например РСФСР и Эстонская ССР оказывались представлены равным числом депутатов. При этом, поскольку большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа были расположены на территории России, РСФСР, в конечном счете, получала большинство мест в Совете Национальностей.29
Существенным недостатком избирательной системы явилось сохранение выдвижения кандидатов по производственному принципу и их избрание по территориальному. Согласно Конституции и положениям о выборах право выдвижения кандидатов принадлежало общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам и союзам. А голосование за этих кандидатов происходило по территориальным избирательным округам. Поэтому избиратели в большинстве своем не имели представления о деловых и моральных качествах выдвинутых кандидатов. Но, в этом не было особой необходимости, так как на один мандат на практике выдвигался только один кандидат.
Но, несмотря на массу существенных недостатков, утверждение новых принципов избирательной системы было одним из наиболее важных проявлений компромисса власти и общества.30
3.1 РЕАЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ 1936
Впервые отдельная X глава Основного Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными в своем конституционном статусе . Законом гарантировалось свобода слова , печати ; свобода собраний и митингов ; свобода уличных шествий и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. «Никто не мог быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора» (Конституция СССР 1936 г ., ст . 127). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки. Однако фактически все эти права и свободы могли действовать только при условии , что они не будут противоречить идеологии государства, взглядам
И.В. Сталина. Выше сказанное подтверждается тем , что данный исторический
период запомнился множеством репрессии.За это время было репрессировано более 3,8 млн . человек , из них 786 тыс. расстреляно.
Теперь рассмотрим статью Основного закона, закрепляющую положения о
праве на труд. В соответствии со статьей 118 Конституции СССР 1936 года,граждане СССР имеют право на труд , то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и
качеством. Так было прописано в Основном Законе. Однако было издано Постановление Совнаркома СССР, ЦКВКП (б) иВЦСПСот28 декабря 1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного, социального страхования и борьбе со
злоупотреблениями в этом деле» (Чистяков О.И., 1997,
с. 253), которое закрепляло,что гражданин СССР не просто имеет право на труд,как это было запротоколировано в Основном Законе , он обязан был трудиться , любое опоздание или не приход на работу очень строго наказывались , в частности, в соответствии с данным Постановлением рабочий или служащий , допустивший опоздание на работу без уважительных причин , или преждевременно ушедший на обед , или запоздавший приходом с обеда , или раньше времени ушедший с предприятия или из учреждения , или бездельничавший в рабочее время , подвергается администрацией взысканию : замечание , или выговор с предупреждением об увольнении ; перевод на другую , нижеоплачиваемую работу на срок до 3 месяцев или смещение на низшую должность . Также важно рассмотреть статью 126 Основного закона СССР 1936 года . Вэтой статье , помимо свобод собрания, митингов, закреплялась руководящая роль
Коммунистической партии , как основной и единственной партии в стране , то есть закрепилось отсутствие политического и идеологического плюрализма , что также несвойственно демократическому государству . Также важно отметить и избирательную систему . В соответствии со статьей 138 Конституции СССР 1936 года «все граждане СССР , достигшие 18 лет,
независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов , за исключением лиц , признанных в установленном законном порядке умалишенными». Можно сказать, что вводилось всеобщее избирательное право, однако это лишь одна
сторона избирательной системы. Другая сторона этой системы заключалась в том , что у людей как такого права выбора фактически не было , так как в избирательном списке была всегда только одна кандидатура, за которую можно было голосовать. Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. усилила противоречие между формальной и реальной властью. Несмотря на формальное конституирование, реорганизацию и упорядочение Советской системы, она оставалась декоративным довеском политической системы, прикрывая собой всевластие партии . Конституция 1936 г. так и осталась всеобщей декларацией и не была способна защитить население ни от нарастающего насилия , ни от авторитарного произвола. Кроме того, Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно –распорядительной деятельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает история, Конституция СССР 1936 г. не смогла стать полноценным инструментом демократии. Ее передовые принципы не были в полной мере востребованы обществом, хотя в этом нет вины простых граждан. Ко времени принятия нового Основного закона страна не полностью забыла революционное время. Правящий слой советского общества напоминал во многом аппарат буржуазного управления, часто с опаской и недоверием смотревший на население. Поэтому Конституция стала неким надуманным компромиссом между стремлением большинства к социализму и невозможности его полноценной реализации в тот период времени. Ведь продолжавшаяся «бюрократизация» Советов не останавливала, а усиливала чиновничий произвол.31 Конституция не смогла предложить механизмов социалистического преобразования общества, что порождало ситуацию неопределенности.
Умеренность периода принятия нового Основного закона позднее сменилась более радикальным курсом. Используя сложившееся в стране положение, И.В. Сталин решился на финальный рывок к высшей власти. Он дает возрастающим преимуществам верхов теоретическое оправдание и обоснование в новой Конституции, сохраняя свою опору в виде советской аристократии, оградив ее от недовольства при помощи всех возможных средств. Основной закон в ст. 126 закрепил за Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) одно из главенствующих мест в жизни страны, а на практике отвел ее Политбюро роль единственного реального источника верховной власти. Благодаря этому и оформилось узкое двухуровневое руководство, которое присвоило себе важнейшие управленческие и не только полномочия в партии и в СНК СССР. Высшая власть оказалась в руках Сталина, Молотова, Ворошилова и Кагановича, которым активно содействовала вспомогательная группа в составе Ежова, Чубаря и Микояна. Но и фактические правители государства должны были время от времени формально становиться на сторону народа против бюрократии, разумеется, с ее молчаливого согласия. Следовательно, даже в положении о тайном голосовании прослеживается стремление руководства страны отчасти очистить государственный аппарат от разъедающей его коррупции. Произвол, открывающийся на каждом шагу, стал грозить самому существованию государства, уже не как орудия социалистического преобразования общества, а как источника власти, доходов и привилегий правящего слоя.
Итак, Основной закон сыграл важную роль в укреплении позиций Сталина. Вскоре начались перемещения вызывавших опасение первых секретарей. Перестановки и чистки не ограничивались партийными работниками, коснувшись ряда чиновников исполнительной власти. Вскоре массовые репрессии обрушились на высший и старший начсостав Красной Армии с целью искоренения остатков влияния Троцкого. Серьезно пострадали и обычные граждане. Начала складываться печально знаменитая система ГУЛАГа.32
Конституция решила ряд задач, которые перед ней ставили власти: были ликвидированы последние очаги сопротивления, партия превратилась в широкий общегосударственный институт, «ленинская гвардия» сдала свои позиции, завершилось построение индустриального общества.
Основной закон 1936 г. содержал не совсем тот политический режим, который реально существовал в СССР, став как бы Конституцией несуществующего государства. В этом и заключается один из главных признаков его фиктивности. Нарастание авторитарных черт советского политического режима, которые позднее проявились в «ежовщине», и относительный демократизм Конституции 1936 г. являлись как бы двумя полюсами, противоположными направлениями развития общества.
Принятые на основе Конституции СССР Конституции Союзных республик, в том числе и Основной закон РСФСР 1937 г. во многом повторяли ее положения. Поэтому считалось, что советские граждане на всей территории государства пользовались одинаковыми правами.33
В любом случае принятие Конституции СССР 1936 г. означало вступление советского общества на новую ступень исторического развития. Начинавшаяся новая эпоха сулила невиданные перемены. Простые граждане надеялись на становление внутренне стабильного общества, где достойное место будет отведено гуманизму и новаторству. Но противоречия советской правовой системы, целый ряд которых нашел отражение в Конституции, не позволили этим стремлениям сбыться. С другой стороны, Основной закон СССР 1936 г. стал механизмом сглаживания накопившихся в обществе конфликтов, придав государству огромный запас прочности. Вера советских граждан в счастливое будущее, надежда на демократические перемены позволила стране выстоять в период Второй Мировой и Великой Отечественной войн, восстановиться из руин и успешно развиваться в дальнейшем.
Рассмотренный период XX века являлся одним из наиболее противоречивых и сложных для нашей страны. Репрессии, последствия плохо продуманных директивных методов в сфере экономики, просчеты во внешней и внутренней политике имели печальные последствия для населения страны. И, тем не менее, Конституция СССР 1936 г. оставила важный след в истории не только нашего государства. Многие страны, причем не только социалистические, но и капиталистические, строили свои правовые системы на основании ее демократических принципов. В качестве примера можно привести Францию. А раз демократические идеалы, заложенные в Основном законе СССР 1936 г. смогли защитить непосредственных творцов духовных и материальным достижений человечества, то его принятие нельзя считать напрасным. Поэтому, Конституция СССР 1936 г., которая с некоторыми изменениями служила стране по 1977 г., иначе говоря, самый продолжительный период в истории советского государства, не может считаться фиктивной. Ее значение и авторитет не раз менялись, порой она действительно становилась реальным источником благ для простых граждан. Опыт создания Конституции 1936 года, ее недостатки и достоинства были частично учтены при создании Конституции СССР 1977 г.34, и Конституции Российской Федерации 1993 г., а в конечном счете и современной правовой системы нашей страны.
Информация о работе Конституция 1936.Содержание и реальность