Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 16:03, курсовая работа
Германская история насчитывает несколько веков, и на этом долгом пути она претерпела множество событий, которые определили развитие страны, придав ее движению своеобразную динамику и направленность.
70-е годы XIX века - особый период в германской истории. В эти годы в сложных внутриполитических и внешнеполитических условиях проходил процесс становления нового объединенного немецкого государства. В это время государственными властями Германии создавалось единое руководство экономикой, налаживалось экономическое взаимодействие немецких государств в рамках федерации, формировалось правовое поле предпринимательской деятельности и т.п.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНСКОЙ
ИМПЕРИИ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 2 ВЫСШИЕ ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ ГЕРМАНИИ И ИХ
ПОЛНОМОЧИЯ…………………………………………………………………9
2.1 Полномочия императора и канцлера…………………………………..12
2.2 Союзный Совет…………………………………………………………..16
2.3 Функции Рейхстага………………………………………………………20
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА……22
ГЛАВА 4 ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..28
Право созывать и распускать Совет, как и давать отсрочку заседаний, принадлежало императору (ст. 12). Во всяком случае, император был обязан созывать его ежегодно, причем Союзный Совет мог быть созван без созыва Рейхстага, а Рейхстаг не мог созываться без Союзного Совета (ст. 13). Чрезвычайные заседания Совета происходили по требованию 1/3 его членов при обязательном присутствии канцлера. Обращает на себя внимание и тот факт, что для соглашения отдельных правительств германских государств зачастую требовалось больше времени, чем на дебаты в Рейхстаге, что прямо определяло его превосходство в статусе. Конституция совершенно не определяла "кворума" Союзного Совета, а потому даже присутствие одного канцлера порождало легитимное решение. Заседания Совета были негласны, в противовес Рейхстагу, и не требовали обнародования протоколов своих заседаний; отсутствующие или не получившие "инструкции" голоса не учитывались в принятии итоговых решений. Таким образом, Союзный Совет был функционально централизован, вопреки федеративному характеру своей структуры. Конституционные ограничения Совета касались лишь трех аспектов: статуса других органов власти, интересов императора и привилегий отдельных государств (ст. 78). Например, императору принадлежало право "вето" на досрочный роспуск Рейхстага по решению Союзного Совета (ст. 24). Что касается процедуры изменения Конституции, то согласно ст. 78 оно могло быть реализовано в Союзном Совете 2/3 голосов, при поддержке канцлера и императора.
В Рейхстаге любой законопроект рассматривался в трех чтениях: первое - общие прения и решение о судьбе проекта с передачей комиссии, второе - постатейное принятие и внесение поправок, третье чтение, где проект принимается голосованием окончательно. Принятие закона требовало абсолютного числа голосов обеих палат (ст. 5), за исключением конституционных законов, которые могли быть заблокированы 14 членами Союзного Совета. Законы обнародовались в двухнедельный срок в имперском указателе законов за подписью кайзера (ст. 11).
Судебная система была представлена судами отдельных субъектов, общим верховным апелляционным судом трех вольных ганзейских городов в Любеке, Союзным Советом и имперским судом. В случае споров между союзными государствами вопрос выносился на рассмотрение Совета или императора (ст. 76). Таким образом, имперской власти принадлежало право аутентичного толкования законов субъектов и право судебного вмешательства в отношения между ними, при полном отсутствии федерального суда.
2.3 Функции Рейхстага
Рейхстаг - высший законодательный орган государственной власти империи, выражающий волю народа и представляющий нацию в отношениях с имперским правительством, в противовес Союзному Совету. Выборы в Рейхстаг - всеобщие и прямые, сроком на 5 лет (с 1888 года - 3 года), с тайной подачей голосов по избирательным округам в соответствии с правилом: 1 депутат на 100 тыс. жителей (ч. 1 ст. 20). Причем, если где-либо будет обнаружен остаток в 50 тыс. жителей и более - до 100 тыс., он приравнивался к 100 тыс., что представляется замечательной новацией германских законодателей. Мелкие государства получали представительство в лице 1 депутата независимо от меньшей численности населения, а всего депутатов в Рейхстаге было 397 (235 - от Пруссии, 48 - от Баварии, 17 - от Саксонии). Все это подчеркивало огромные преимущества Пруссии даже на уровне Рейхстага - демократически формируемого органа власти. Члены Рейхстага имели "свободный" мандат (ст. 29) и обладали иммунитетом в сферах уголовного, административного и гражданского права (ст. ст. 30 - 31). Опыт "ответственных правительств" в ландтагах субъектов оказался не востребованным для Конституции, ибо, по версии законодателя, "ответственное правительство" усиливает тех, кто его контролирует, но не исполнительную власть.
Рейхстаг созывался ежегодно (ст. 13), обладал правом законодательной деятельности (ст. 5) и законодательного "почина" (ст. 23), ратифицировал международные договоры и ежегодно принимал закон о бюджете (ст. 69). Право интерпелляции имели по Уставу 30 депутатов солидарно, но не каждый в отдельности. Рейхстаг возглавляли президент, вице-президент и делопроизводители, решения принимались простым большинством, путем вставания. Внесение поправок в законопроект при первом чтении не допускалось, поскольку главным на этой стадии признавалось принятие или отвержение проекта закона. При втором чтении депутаты вносили поправки на основе собственной позиции и заключения профильной комиссии, а в третьем чтении проходило окончательное голосование по законопроекту.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА
Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство", ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности.
Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.
Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. В Конституции при всей широте императорских полномочий даже не ставился вопрос о вето кайзера в законодательном процессе. В этом для правительства не было необходимости. Вето было прерогативой всегда послушного бундесрата.
Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.
Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность (ст. 5, 7) при принадлежности каждого немца в течение 7 лет (по общему правилу - с 20 до 28 лет) к составу армии (ст. 59), требование немедленного введения по всей империи прусского военного законодательства и подготовки всеобщего имперского военного закона с целью создания единой германской армии, "подчиненной императору, безусловно следующей его приказу" (ст. 64), право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угрожает общественной безопасности" (ст. 68) и пр.
ГЛАВА 4 ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Подводя итоги общему анализу государственных основ Германской империи по Конституции 1871 года, следует выделить "сильные" аспекты власти:
Во-первых, наличие политического консерватизма и "дуалистической монархии", сопоставимой с российской начала XX века, как по характеру "мнимого конституционализма" [9, с.130], так и по степени централизации власти. Разумный консерватизм и "дуализм" власти стали рычагами сдерживания революционных волн.
Во-вторых, доминирование монархического характера субъектов Германии и особого статуса Пруссии при отсутствии медиатизации и процедуры регентства.
В-третьих, эффективность системы исполнительной и административной власти, начиная с "тандема" кайзера и канцлера и заканчивая отсутствием правовых границ компетенции правительства с правом "имперской экзекуции".
В-четвертых, "переходный" характер государственного устройства Германии, преобладание воли кайзера и канцлера в Союзном Совете и в Рейхстаге, а также наличие механизма политического давления на Рейхстаг со стороны Союзного Совета и прямого контроля над армией и флотом со стороны императора. Все это позволило обеспечить "силовой стержень" и стабильность государственной власти во внутренней политике и активность во внешней.
В-пятых, разумная налоговая система, дозированные политические права и свободы, единое гражданство, закон о бюджете и повсеместное распространение передовой прусской науки и образования. Этим обусловливалась "гибкость" внутренней политики имперского режима.
В-шестых, полное отрицание механизма "ответственного правительства", системы высших судов и равного статуса субъектов Германии, а также Союзного Совета и Рейхстага, в условиях политической смуты второй половины XIX века в Европе. Все это укрепляло вертикаль власти и принцип "единоначалия".
В-седьмых, наличие обширной административной юрисдикции императора и канцлера, что породило в XX веке практику "делегированного законодательства", которая продолжает расширяться и в настоящее время.
Таким образом, модель власти по Конституции
1871 года убедительно доказывает не только
наличие эффективного государственного механизма в Германской
империи с сильной вертикалью исполнительной
власти, но и реальность быстрой концентрации
власти в руках кайзера и канцлера с опорой
на административный аппарат и армию.
В лице Союзного Совета элита империи
получила прямой доступ к реальной власти:
административно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция Германской империи 1871 года,
юридически оформив создание объединенного немецкого государства,
делала упор на сильную имперскую государствен
Конституция Германской империи 1871 года немало места отвела экономическим основам новой страны. Она закрепила нормы федерализма и унитаризма в экономических отношениях между немецкими государствами и империей. Экономические статьи конституции давали возможность для формирования новой экономической политики государства.
Конституционные нормы 1871 года, поддерживаемые большинством политических
сил немецких государств, определили полномочия
высших институтов государственной власти,
создали имперские экономически
Кайзер, правительство, канцлер, рейхстаг и бундесрат активно участвовали в реализации либеральной государственной концепции экономического развития. Они обладали значительными и основными правами в вопросах определения и осуществления экономической политики.
Переход к единому централизованному государству в Германии повлек за собой перемены в государственном управлении экономической жизнью страны. Формирование экономических институтов Германской империи шло по двум направлениям - образование государственных институтов, руководящих экономической сферой, замена старых юридических норм на новые, распространение их на всю территории империи.
По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли двадцать пять государственных образований (четыре королевств, шесть великих герцогств, четыре герцогств, восемь княжеств, три вольных городов) и имперская провинция Эльзас-Лотарингии, аннексированная от Франции. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти. Конституция наделила эти субъекты незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.
По форме правления Германия стала конституционной монархией. Главой империи – императором - был провозглашен король Пруссии Вильгельм. Это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и шестьдесят процентов населения страны.
Члены верхней палаты империи – Союзного совета – бундесрата – назначались правительствами союзных государств. Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага.
По своему социально-политическому содержанию конституция 1871 года была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.
В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.
Таким образом, исходя из конституции 1871 года, государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова А.В. Социальные права в конституционном праве Германии: история и современность // История государства и права. 2012. N 8. С. 20 - 22.
2. Бойко А.В. Становление парламентаризма в России и Германии в конце XIX - начале XX века // История государства и права. 2009. N 3. С. 26-29.
3. Боташев К.И. Становление и развитие конституционного правосудия Германии (начало XIX - середина XX в.) // История государства и права. 2014. N 15. С. 59 - 62.
4. Градовский А.Д. Германская конституция. Ч. 1. Исторический очерк союзных учреждений в XIX веке. - СПб.: Типография В.С. Балашева, 1875. – 301с.
5. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч. / под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - Ч.2. - М.: НОРМА, 2004. – 712с.
6. Княгинин К.Н. Федеративная территориальная структура Германии: от прошлого к настоящему (часть 1) // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 65 - 70.
7. Крашенинникова Н.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран // Новое и новейшее время. - М.: Зерцало, 1999. – 592с.
8. Левчук С.В. Сила и слабость государственно-правовых основ Германской империи по Конституции 1871 года // История государства и права. 2013. N 2. С. 5 - 12.
9. Медушевский А.Н. Что такое мнимый конституционализм? // Социологические исследования. 1994. N 2. С. 130-133.
Информация о работе Конституция германской империи 1871 года. Структура, содержание, значение