Конституция РФ 1993 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить сущность, функции, основные черты и особенности Конституции Российской Федерации.
Задачи работы:
1. изучить понятие, сущность, функции конституции;
2. описать содержание и предмет регулирования конституции;
3. охарактеризовать основные принципы Конституции;
4. рассмотреть структуру Конституции Российской Федерации;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и содержание Конституции РФ 1993 года……………………….5
1.1. Понятие, сущность, функции Конституции РФ 1993 года……………5
1.2. Содержание Конституции РФ 1993 года…………………..……………7
Глава 2. Принципы и структуры Конституции……………………......................10
2.1. Основные принципы Конституции……………………………………..10
2.2. Структура Конституции РФ…………………………………………….13
Глава 3. Социальные и юридические свойства Конституции РФ…………………18
Заключение……………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Конституция РФ 1993 года.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

Социальная направленность деятельности российского государства  отчетливо выражена в его конституционной  обязанности обеспечить реализацию основных прав человека:

-  право на свободный труд;

– право на социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом  случаях;

-  право на жилище;

-  право на охрану здоровья;

-  право на благоприятную окружающую среду;

-  право на образование.

В целях обеспечения соответствующих  прав органы государства разрабатывают  и осуществляют федеральные и  региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды.4

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при  сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций  советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной  собственности и чрезмерно расширявших  сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя  Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный  смысл не только самой Конституции  как Основного Закона государства, но и (при условии их реального  воплощения) устройство общества и  государства.

Конституция России, как  и любого государства, характеризуется  не только принципами, но и рядом  юридических свойств, отличающих ее от других законов и определяющих ее особое место в правовой системе.

Наиболее значимым из них  является верховенство Конституции, ее наивысшая юридическая сила. Впервые  в отечественной конституционной  практике это юридическое свойство Конституции получило развернутое  закрепление в тексте самого Основного  Закона. “Конституция Российской Федерации, — говорится в ст. 15, — имеет  высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации”.

Роль конституции в  обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.

Политическая функция  Конституции Российской Федерации  заключается прежде всего в признании  и закреплении политического  многообразия, многопартийности, идеологического  плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Следующая функция Конституции  Российской Федерации - правовая. Она  заключается в том, что Конституция  выступает ядром правовой системы  общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными  и определяющими для различных  отраслей права. Конституция как  бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая  высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений  с помощью системы взаимосвязанных  и внутренне соподчиненных нормативных  актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения Конституции как государственный  суверенитет, права и свободы  человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную.

Целевое назначение Конституции  Российской Федерации выражается и  в ее гуманистической функции. Она  состоит в том, что в Конституции  воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные  для цивилизованного общества, объявляются  составной частью правовой системы  государства общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает  на государство обязанность обеспечения  его достойного и цивилизованного  существования.

Важным свойством Конституции  является особое юридическое содержание. Конституцию невозможно спутать  с другим законом государства  именно в силу предмета правового  регулирования. Она определяет основы организации государства и общества, дает целостное представление о  соответствующем государстве, положении в нем личности, чего не может сделать ни один из обычных законов страны.

Юридическим свойством Конституции  России является особый (по сравнению  с обычными законами) порядок ее изменения и пересмотра. Он чрезвычайно  усложнен и ориентирован на поддержание  стабильности Конституции, исключение поспешных, необдуманных поправок.

В качестве юридического свойства Конституции Российской Федерации  можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний  со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, действующая  в России. Ее главное звено —  Конституционный Суд.

Помимо Конституционного Суда ряд функций по контролю и  надзор за соблюдением Конституции  выполняют Президент РФ, суды общей  компетенции и арбитражные суды, а также прокуратура и иные правоохранительные органы.5

Принятие новой Конституции  дает толчок обновлению, пересмотру текущего законодательства. На основе Конституции  РФ 199З г. уже принят ряд важных законодательных актов: Конституционный  закон о Конституционном Суде РФ, Закон об основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации, Закон о Федеральной  службе безопасности.

Таковы основные юридические  свойства Российской Конституции, отличающие ее от остальных (обычных) законов.

 

2.2. Структура Конституции  РФ

 

Структура Конституции это  ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность  составных частей, последовательность их расположения.

Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения.

Действующая Конституция  Российской Федерации по своей структуре  приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными  в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных  и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

В Преамбуле российской Конституции  определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение  прав и свобод человека, утверждение  гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически  сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности  России, утверждение незыблемости демократических  основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания  России. Положения Преамбулы носят  торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают  все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его  смысл и значение.

Несмотря на своеобразие  юридических конструкций (в юридическом  понимании положения Преамбулы  не представляют собой конституционных  норм и принципов), Преамбула имеет  важное юридическое значение.

Положения Преамбулы:

- служат ориентиром для  законодательной и исполнительной  властей, отправления правосудия;

- закрепляют общие обязательства  государства перед гражданами;

- имеют отправное значение  для судебного толкования Конституции,  в частности толкования Конституционным  Судом Российской Федерации ряда  принципов федерального устройства;

Преамбула важна для отыскания  права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а  также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров.6

Первая глава Конституции  РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования  важнейших сторон жизни российского  общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических  отношений, основы политической системы  общества, взаимоотношений государства  и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную  базу для остальных положений  Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической  силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать  все иные положения Конституции.

Закрепление в Конституции  положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.

Глава 2 «Права и свободы  человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система  гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и  гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение взаимоотношения Федерации  и ее субъектов, разграничения предметов  и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.

Глава 3 «Федеративное устройство»  содержит 15 статей, развивающих важнейшие  положения, закрепленные в главе 1 «Основы  конституционного строя», в частности  в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы  данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный  статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между  федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 закрепляют организацию  государственной власти и местного самоуправления в РФ.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые  закрепляют: статус Президента как  главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения  Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание»  отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и  включает в себя 11 статей, которые  закрепляют:

- статус Федерального  Собрания - парламента как представительного  и законодательного органа Российской  Федерации;

- порядок формирования  Федерального Собрания и его  структуру;

- компетенцию Совета Федерации  - верхней палаты парламента и  Государственной Думы - нижней палаты  парламента;

- нормы о законодательном  процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция  Правительства; порядок отставки, выражения  недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть»  содержится 12 статей, характеризующих  понятие судебной власти в РФ. В  главе определены: судебная система  в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление»  конкретизирует положение ст. 12 Конституции  РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в  Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения  и дополнения действующей Конституции  и ее пересмотра, т.е. принятия новой  Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают  порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные  изъятия из действий отдельных положений  первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции  РФ представляют ее второй раздел, который  состоит из 9 пунктов (частей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Конституция РФ 1993 год