Конституция РСФСР 1918 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных положений Псковской Судной грамоты – крупнейшего памятника права периода феодальной раздробленности и Конституции РСФСР 1918г. – первой Советской Конституции.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть статьи Псковской Судной грамоты, включающие нормы гражданского права, положения о судоустройстве и процессе, нормы уголовного права;
- изучить Конституцию РСФСР 1918г., закрепившую основные принципы советской демократии, организации государственного единства, избирательную систему.

Содержание работы

Введение 3
Псковская Судная грамота 5
Правовое положение зависимого населения 5
Гражданское право 7
Уголовное право 9
Процессуальное право 11
Конституция РСФСР 1918 года 13
2.1 Создание Конституции 13
2.2 Основные черты советской демократии по Конституции 16
2.3 Федеративное устройство 18
2.4 Органы государственной власти и управления 19
2.5 Избирательное право 21
Заключение 24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в ст.22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Ст.21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст.20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному Закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст.13), свободу слова и печати (ст.14), свободу собраний (ст.15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст.16).

Конституция отразила такую черту советской демократии, как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, она называет и важнейшие обязанности. Ст.18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться, а ст.19 – всеобщую воинскую обязанность. /2, с.65/

2.3 Федеративное устройство

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержащиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного Закона.

Ст.11 Конституции закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую республику».

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России – государство с автономными включениями. Членами Федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст.11.

В ст.49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами. /7, с.212/

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Ст.2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Ст.8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии – права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было провозглашение  их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса.

Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 г. не следовать ему было невозможно. /2, с.66/

2.4 Органы государственной власти  и управления

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

ВЦИК формировал Правительство РСФСР – Совет народных комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал общее направление деятельности правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и  распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.

Всего образовывалось 18 народных комиссариатов. Единоличные решения народных комиссаров могли обжаловаться состоявшей при наркомате коллегией в Совет народных комиссаров или Президиум ВЦИК.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

 Компетенция центральных органов  власти определялась следующим  образом. Всероссийский съезд Советов  и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации их компетенции. Этот принцип получил наименование демократического централизма. /3, с.583/

2.5 Избирательное право

Основной закон страны закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как «вероисповедание, национальность, оседлость и т.п.». Устанавливается для них лишь один, естественный ценз – возрастной (18 лет).

Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность.

Для осуществления принципа диктатуры пролетариата и в связи с начавшейся борьбой противников Советской власти, избирательных прав были лишены лица: использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, служители церквей и культов, служащие и агенты бывшей полиции, жандармерии, охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также умалишенные, душевнобольные, состоявшие под опекой, и осужденные за корыстные и порочащие преступления (ст. 65).

Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. При выборах на Всероссийский съезд городские Советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды Советов. Закон применял разные единицы измерения: в городах счет шел по избирателям, на селе – по жителям, более широкому понятию. Подобное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды. Данное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом: рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы.   Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов – городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета 1 депутат на каждые 10 членов Совета. Здесь, таким образом, выборы двухступенчатые.

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, то есть здесь выборы тоже двухступенчатые, но норма представительства исчисляется уже не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

Двухступенчатыми были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Не менее трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или, наоборот, от областей, то есть здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехступенчатые. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухступенчатые.

Система многоступенчатых выборов выполняла специфическую задачу – создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов» в высшие органы государства.

Конституция не фиксирует строго порядок выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые общие положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике. Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст. 66). Единого для всей страны, даже губернии, а порой и уезда, дня выборов не устанавливалось, никакой избирательной кампании не проводилось. Голосование могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.

      Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов. Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю.

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе написания контрольной работы была изучена Псковская судная грамота. Были рассмотрены статьи, касающиеся социального состава псковского общества, включающие нормы гражданского права, положения о судоустройстве и процессе, нормы уголовного права.

Вещное право предусматривает деление вещей на недвижимые и движимые, различает наследственное и условное землевладение. Обязательственное право регламентирует договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, личного найма. Грамота знает два вида наследования – по закону и по завещанию. Главной новацией в сфере уголовного права стало выделение новых видов преступлений: против государства и против порядка управления и суда.

Во втором вопросе была рассмотрена Конституция РСФСР 1918г., которая закрепила основные принципы советской демократии, организацию государственного единства, избирательную систему.

Историческое значение Конституции 1918г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию.

Конституция 1918г. действовала недолго. В 1925г. она была заменена новым Основным Законом РФ. Но эти семь лет составляют целую эпоху в истории Советского государства, эпоху борьбы за его существование и развитие, труднейшие годы гражданской войны послевоенного восстановления хозяйства.

Информация о работе Конституция РСФСР 1918 года