Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:42, контрольная работа
Конституция (от лат. – сonstitutie – установление) – основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. В демократическом правовом государстве Конституция обладает высшей юридической силой, определяет политическую систему и государственный строй, форму правления, принципы деятельности органов государственной власти, порядок их организации и компетенцию, основные принципы правосудия, избирательной системы, основные права, свободы и обязанности граждан.
Введение……………………………………………………………стр. 2
Разработка Конституции СССР…………………………………...стр. 3
Принятие Конституции СССР…………………………………….стр. 4
Содержание Конституции СССР………………………………….стр. 6
Заключение………………………………………………………….стр. 10
Список использованной литературы………………………………стр. 12
Филиал Санкт – Петербургского института
внешнеэкономических связей экономики и права в г. Перми
Экономический факультет
Заочное отделение
Кафедра бух. учета, анализа и аудита
080100.62 «Экономика»
Пермь 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
Разработка Конституции СССР…………………………………...стр. 3
Принятие Конституции СССР…………………………………….стр. 4
Содержание Конституции СССР………………………………….стр. 6
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………стр. 12
Введение
Конституция (от лат. – сonstitutie – установление) – основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. В демократическом правовом государстве Конституция обладает высшей юридической силой, определяет политическую систему и государственный строй, форму правления, принципы деятельности органов государственной власти, порядок их организации и компетенцию, основные принципы правосудия, избирательной системы, основные права, свободы и обязанности граждан.
В истории Российской Федерации до 1925 года было принято две Конституции (в 1918 г. и в 1925). Каждая из них внесли существенные изменения в жизни общества, определяло новый этап в истории развития государства, утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних. Они развивались и отражали сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер и выступали воплощением диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли. Всем Конституциям советского типа был присущ фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.
Кроме того, 31 января 1924 года Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Она провозглашала объединение трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую Республику. Все основные государственные правовые функции высшей власти (оборона, финансы, внешние дела, промышленность, транспорт, связь и т.д.) передавались в ведение Центра т.е. в Москву.
Общие черты первых советских
конституций не исключают существенных
особенностей в содержании каждой из
них, юридической специфики
Образование и существование СССР является одним из основных событий в мировой истории двадцатого века.
Разработка Конституции СССР.
Решением первого съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 года образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции. Они постановили в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты Декларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно их рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.
Когда шла подготовка проекта Конституции СССР наблюдались оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского Пленума ЦК РКП (б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел ХII съезд РКП (б), проходивший 17-25 апреля 1923 года. На котором были выдвинуты требования, чтобы высшие органы СССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Также обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик.
В процессе работы над проектом Конституции комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.
Разработка проекта Конституции СССР близилась к концу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП (б). Сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня – начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. Так как текст Конституции вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии всех республик и областей, поэтому он был единогласно утвержден.
Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 года.
Принятие Конституции
31 января 1924 г., II Всесоюзный съезд
Советов, принял союзную
В Декларации отражены принципы равноправия при объединении республик с Союз ССР. За каждой союзной республикой оставалось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области здравоохранения и просвещения. Решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция установила для граждан союзных республик единое союзное гражданство.
То новое, что характеризует содержание Конституции 1924 г. заключалось в следующем:
1. В ней отражен факт вхождения республик в Союз ССР, согласно воле народов, принявших решение на Х Всероссийском Съезде Советов об образовании СССР, республики, входя в состав СССР, передают Союзу полномочия. В пределах указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории республик имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории республик СССР. Этим косвенно подтверждались суверенные права республик вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет республик в их Конституциях не содержалось. Не было также разработана в этой Конституции тема сохранения за республиками права выхода из состава СССР (хотя такая норма в Конституции СССР 1924 г. была). Компетенция республик как государств, входящих в состав Союза, в отличие от последующих конституций не определялось прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.
2. В структуре Конституции была выделена глава «О советских социалистических республиках», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов Конституции СССР и Положений об автономных областях. К ведению республиканского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ республик, АССР и автономных областей, утверждение Конституций союзных республик, разрешение споров между республиками, АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Съездов Советов республик, АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов СССР.
Последующее конституционное развитие СССР также напрямую связывалось с принятием новых союзных Конституций. Причем, этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста Конституций всех союзных республик. Поэтому основные черты и особенности последующих советских конституций являлись в полной мере производными от соответствующих характеристик конституций СССР.
Главным содержанием споров при разработке Конституции Союза был вопрос о соотношении прав союзного государства и его членов, т.е. проблема суверенитета, причем каждый из спорящих порой по-своему представлял содержание этого понятия. Значит и нам, прежде всего, следует разобраться в самом институте государственного суверенитета, его сущности и содержании.
Содержание Конституции СССР 1924 г.
Конституция состояла из двух разделов – 1. Декларация об образовании СССР и 2. Договор об образовании СССР.
Декларация об образовании СССР носила политический, а не юридический характер.
Договор состоял из 11 глав.
1 глава – в ней определялись предметы ведения верховных органов власти СССР.
2 глава – определяла суверенные права союзных республик. Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой. К числу прав республик относилось право на выход их Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР.
3 глава – раскрывала порядок формирования и властные функции Съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.
4 глава – определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом из представителей союзных республик, общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек из каждой), а также автономных областей ( по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик.
5 глава – определяла полномочия Президиума ЦИК, (объявленного высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР). Он имел право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания.
6 глава – определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося исполнительным и распорядительным органом ЦИК. СНК состоял из 12 человек: представителя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться.
7 глава – рассматривала полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений, но и рассмотрение, и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками.